Новая проза
3820

«Новая проза» держит в тонусе литературный процесс…»

Члены жюри о V межрегиональном литературном конкурсе «Новая проза»

Фото: pixabay.com

Литературный конкурс «Новая проза» завершен. Пятый по счету, юбилейный. Несмотря на трудности времени, он состоялся. Подведены итоги, впереди торжественная церемония награждения лауреатов и выход нового выпуска альманаха «Новая проза».     

Всем участникам конкурса, да и читателям всегда интересно мнение членов жюри, судей прошедшего состязания. Чем запомнился состоявшийся конкурс, какие рассказы, авторы оставили впечатление? 

Светлана Имихелова, профессор Бурятского госуниверситета, доктор филологических наук:

— V конкурс «Новая проза» удался во всех отношениях. Он доказал необходимость своего существования и для авторов-профессионалов, и для начинающих. Другого такого конкурса в нашем регионе нет. Порадовали постоянные участники, отмечу призеров — Ирину Суханову и Анну Готовын, и особо дебютантов в номинации «Классический» — Андрея Дашина и Анатолия Батомункуева, где победа более значима. Авторы обратили внимание на горячие темы, затронули события СВО, это, например, рассказы «Баба Надя» Зинаиды Лобачевой (Ерофеевой) из Забайкальского края, «Мы не успели оглянуться» Сергея Левченко. Не только лучшие рассказы, такие как «Иван-чай» Артема Декина, «Молитва» Андрея Дашина, «Туман и Дождик» Анны Готовын, но и не попавшие в призеры, например, «Пленный» Дмитрия Головина, посвящены военной теме. Поэтому конкурс примечателен большим количеством участников в номинации «Классический» и небольшим — в номинации «Дамский», которая ранее была фаворитом по количеству авторов. 

Высок уровень нравственной проблематики, и не только в последней номинации, но и в жанре фэнтези. Отдельно отметила сюжеты исторической тематики в номинациях «Триллер» («На поселении» Леонида Кузнецова) и «Фэнтези» («Тыманча, сын Аксика» Доржи Бадмаева), о событиях, ранее в конкурсе не встречавшихся, например, о семье с особенным ребенком в рассказе «Поворотные моменты» Анатолия Батомункуева. Выделила оригинальные рассказы, которые трудно отнести к какому-либо массовому жанру, например, дневниковый рассказ «Сполохи гроз в звездной ночи» Анны Банаевой и рассказ-притчу «Степь» Максима Ставрогина. Что не понравилось, так это рассказы в номинации «Детектив» — уж очень страшен в них разгул криминала без необходимого авторского осуждения порока. Хорошо, что их было только четыре. 

Булат Аюшиев, редактор журнала «Байкал», поэт, прозаик: 

— Особенность таких открытых конкурсов, как «Новая проза», в том, что в них могут участвовать все. Они подогревают интерес к литературе, расширяют ее границы. В конкретную точку времени лучше слышны тексты, считающиеся со временем. Поэтому бывает, что даже литературно оснащенный рассказ, но написанный не здесь и сейчас, проигрывает хуже написанному, но лучше слышному, хорошо, если за счет того, что у автора есть нюх на шум времени, и хуже, если за счет, как теперь говорят, актуальной повестки, т. е. не услышанного лично, а взятого готовым. Подобных текстов, конечно, и в этом конкурсе хватало. 

Моими фаворитами были два рассказа — «Иван-чай» Артема Декина и «Прадед» Эржени Дудареевой, причем второй не попал в призовые: вроде ничего особенного, рассказ простой, даже бесхитростный, но при этом с такой правдивой интонацией и исторической перспективой, что пройти мимо было трудно... 

Светлана Михеева, поэт, прозаик, критик, руководитель Иркутского регионального союза российских писателей, главный редактор «МК Байкал»: 

— В этом году в пятом конкурсе наиболее интересной оказалась номинация «Классический». Тематически она никак нас не ориентирует, «всеядна», именно здесь собралось больше всего работ, и у жюри был выбор. Самым слабым подбором рассказов отличился «Детектив»: работы не в жанре, без интриги, с уклоном в маргинальный треш. 

Оригинальных, хорошо написанных и драматургически построенных произведений немного, но они есть, а значит, есть авторы, на которых может рассчитывать профессиональная литература. Появляется военная тема — это неизбежно. Лучший рассказ этого года как раз на эту тему — «Иван-чай» Артема Декина. Он ёмкий, держит в напряжении, автор соединяет три временных плана, что придает особый драматизм. А вот рассказ «Автолавка» Татьяны Олзоевой — другой, очень мирный, бытовой, но весьма достоверный и драматургически, и психологически. Это, конечно, не все произведения, которые мне понравились. Есть смелые рассказчики, которые не довели свой успешный прием или оригинальность повествования до хорошего уровня. Но это говорит лишь о том, что с авторами по окончании конкурса надо работать. У них должно появиться желание совершенствоваться, дописать, договорить начатое. 

Опыт участника жюри в этом конкурсе мне очень симпатичен. Во-первых, потому что сам жанр рассказа сегодня не в чести — сегодня у нас печатают все больше романы, а между тем рассказ нужней читателю, уж коли мы все ссылаемся на клиповость сознания и на быстрый темп жизни. А во-вторых, потому что такими относительно локальными конкурсами выявляются реальные литературные силы в стране. В этом конкурсе я вижу нескольких авторов, которым стоит отправить свои произведения в «толстые» литературные журналы. 

Марина Цыренова, доцент Московского педагогического университета, кандидат филологических наук: 

— Благодарю организаторов «Новой прозы» за возможность держать руку на литературном пульсе нашего региона. Считаю конкурс одной из замечательных страниц в истории региональной литературы, он держит в тонусе литературный процесс, не дает ему закоснеть. Отрадно, что конкурс открывает новые имена. 

Из тенденций хотела бы отметить тяготение многих авторов конкурса к очерковой и документальной прозе. Пронзительные повествования о жизни наших современников — о буднях и праздниках, радостях и горестях — вряд ли оставят равнодушными читателей. Завораживающая элегическая тональность и публицистический пафос очерковых повествований взывают к нашей родовой памяти. 

Который год замечаю тяготение авторов к мистической прозе, или, точнее, к элементам мистического. Алогизм и иррациональность — известная симптоматика сложных времен. 

В жанре детективного рассказа в этом году «выскочили» лихие девяностые. С психоаналитической точки зрения это можно трактовать как терапевтическое освобождение (лечение) социума от пережитого ужаса времен беспредела. 

Поэтика экзистенциального проживания человеком драматичных моментов жизни преисполнена у наших авторов «дамского» и «классического» рассказов идеями добра, милосердия. Сила всегда в мягкости. Светлые повествования о вечном — о связи поколений, о любви к ближним, об умении понимать и прощать — хочется перечитывать. 

Надеюсь, что итоги конкурса окрыляют победителей и конкурсантов, вдохновляют их. 

Рита Щербакова, первый заместитель директора Национальной библиотеки: 

— Поздравляю всех с плодотворной работой. Для меня это новый опыт — участие в жюри. Особенно сложно было оценивать работы авторов в номинации «Классический». Сразу несколько рассказов казались мне равноценными, и сложно было определить среди них победителей. Соглашусь с мнением Светланы Имихеловой по поводу номинации «Детектив». Работы, представленные в данной номинации, скорее всего, ближе к жанру «черного детектива». Жесткий реализм изложения больше мне напомнил криминальные хроники. 

Большое спасибо авторам за ваш нелегкий писательский труд. Издатель — автор — читатель — это треугольник, стороны которого не могут существовать друг без друга. И поэтому желаю этому треугольнику творческого вдохновения и новых произведений. 

Организаторами V межрегионального литературного конкурса «Новая проза» являются Национальная библиотека РБ и издательство «Номад» при поддержке Министерства культуры РБ. Спонсоры номинаций: сеть книжных магазинов «ПолиНом» (номинация «Классический»), охранное агентство «Дозор», детективное агентство «Розыск» (номинация «Детектив»), центр красоты «Гармония» (номинация «Дамский»). Генеральный информационный спонсор — Группа компаний «Информ Полис».

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях