конфликт
6119
1

«От него просто хотят избавиться»

В улан-удэнском детском саду жалуются на особенного ребёнка

Фото: freepik.com

В редакцию «Информ Полиса» обратились родители воспитанника одного из муниципальных детских садов. Как говорят супруги, их сына – ребёнка с особенностями развития – пытаются исключить из образовательного учреждения за то, что он мешает другим детям. Мы попытались узнать, в чём суть конфликта, и поговорили со всеми его участниками. 

По словам Анны (имена родителей и ребёнка изменены. – Прим. автора), всё началось в конце августа, когда её сын Гриша перешёл в новую группу детского сада № 59 «Золотой ключик». У мальчика задержка психоречевого развития, поэтому в свои четыре года и десять месяцев он заметно отстаёт от сверстников и нуждается в особом внимании. 

– Наш сын посещает этот садик с 1 сентября 2021 года. На тот момент у Гриши была задержка темпов развития речи, что не мешало ему получать образовательные услуги в садике, – рассказывает Анна. – На протяжении двух лет с Гришей работала прекрасный педагог, которая с уважением относилась ко всем детишкам и родителям и прежде всего с пониманием к нашей семье. Благодаря её стараниям у нашего сына быстро и мягко прошёл период адаптации. Буквально через полтора-две недели он начал оставаться в садике на полный день. 

«Мешает спать, кусает, щипает, кричит»

Этой осенью детей группы, которую посещает Гриша, перевели под руководство другого воспитателя. 

– С тех пор она неоднократно высказывала своё нежелание работать с ним. Звонила мне, говорила, что Гриша не спит в сончас, плачет, что ей нужно работать за компьютером, а младшему воспитателю – проводить генуборку. Я предложила не заставлять Гришу спать, а дать ему возможность поиграть, как-то отвлечь его. Но мои предложения отвергались. В итоге мы с мужем были вынуждены забирать сына из садика в обед, потому что он плакал, – говорит мама мальчика. 

Жаловались на особенного ребёнка и родители других детей: мальчик мешает малышам спать и агрессивен по отношению к ним – кусает, щипает и кричит. Анна утверждает, что их сын не способен никому навредить, скорее наоборот – можно легко обидеть его. 

– Наш сын обследуется и постоянно наблюдается у специалистов, ежедневно получает лечение и платные образовательные услуги логопеда-дефектолога и психолога, занимается оздоровительной физкультурой. В настоящее время ему диагностировали задержку психоречевого развития. У него нет статуса ребёнка-инвалида. В поведении он спокойный, не агрессивный. Скорее его можно обидеть, чем он кого-то. Он не дерётся и уже тем более не кусается и не облизывает других детей, как пишут некоторые родители из нашего чата. Вместо речи он эмоционально интонирует и вокализирует, даже не кричит, – говорит Анна. 

Родители возили Гришу к клиническому психологу в Иркутск. Специалист выдал супругам заключение: ребёнок «в поведении стереотипен, заторможен, ярких эмоциональных реакций не проявляет, эмоциональный фон на протяжении всего обследования ровный, отмечается низкий уровень психической активности». 

– Думаю, это просто нежелание идти нам навстречу, помочь. По-видимому, от нашего сына просто хотят избавиться, хотя он такой же полноправный ребёнок, как и другие, – говорит мама Гриши. 

По словам Анны, их сын ввиду задержки развития пользуется горшком, в то время как его сверстники уже вовсю садятся на унитаз. Этот навык родители закрепляли, чтобы мальчик мог без помощи взрослого ходить в туалет. Женщина объяснила это воспитателю. 

– У Гриши получалось в течение полутора месяцев. Однако воспитатель отказывалась давать ему горшок, поскольку в группе есть только унитазы. Я предложила наш горшок, но она настаивала на унитазе. Только после моего обращения к заведующему сыну выделили горшок,– рассказывает Анна. 

Война в родительском чате

12 сентября мама ребёнка написала заявление в сад с просьбой дать ей доступ к системе видеонаблюдения в группе, чтобы видеть, чем занят Гриша, как он взаимодействует с другими детьми и не обижают ли его. Однако получила ответ: система пока не работает. 

– Для нас это важно, так как мы хотим добиться социализации сына, развития у него совместной игровой и познавательной деятельности и, конечно же, обеспечить безопасное пребывание ребёнка в садике. В один из дней я увидела укусы на руке сына, воспитатель объяснила, что он сам себя кусал, что для него несвойственно. В конце того же дня, со слов других родителей, воспитатель заявила им о желании уволиться из-за моего сына. Она сказала, что невозможно работать в «таких условиях». Якобы мы, как родители, игнорируем её замечания, а заведующий не может повлиять на ситуацию. Родители говорят, что мы заняли позицию жертвы, не уважаем остальных мам и пап, их детей и не ищем компромисса. В чате они писали, что особенности развития моего ребёнка препятствуют получению образовательной услуги их детьми, а также приносят им и их детям «страдания, вред и дискомфорт». Нас обвинили в «целенаправленном вредительстве своему ребёнку, отказе принять и признать его болезнь». Написали, что у нашего сына «не будет развития в любом случае», что у него «явные тяжёлые отклонения в развитии, ему нужна коррекция врача». Воспитатель и родители инициировали подготовку жалобы заведующему со словами «кому не безразлично будущее их детей». Жалоба была нацелена на исключение из садика нашего сына. Со слов родителей, воспитатель лично собирала подписи к жалобе в помещении группы детского сада с 13 по 14 сентября. Потом жалобу передали заведующей, о чём была сделана запись в журнале. В дальнейшем её изъяли, поэтому мне не дали с ней ознакомиться, – говорит мама Гриши. 

Из родительского чата:

«Добрый вечер, уважаемые родители! Разговаривала сейчас  (с воспитателем). Ситуация серьёзная, она настроена уходить, потому что не сможет работать в таких условиях. Может, родительское собрание в самое ближайшее время организовать с заведующей?» 

«Сегодня ходили к Елене Анатольевне, насчёт этой темы всё вокруг да около, но сказала, что можно написать коллективную претензию до четверга». 

«Простите, но здесь удивляет целенаправленное вредительство своему собственному ребёнку. Отказ принять и признать болезнь. Развития не будет в любом случае, без специалиста». 

«Мы редко ходили, часто болели, но была на открытом занятии. Обратила внимание на этого ребёнка. Очевидно одно, что ребёнку требуется индивидуальный подход, постоянный присмотр, наверное, даже личная няня. Поэтому в общей группе в саду такие условия невозможно предоставить. Вывод один – нужно нам, родителям, настаивать, чтобы ребёнка забрали из группы, писать коллективную претензию». 

«Добрый день! Наше коллективное обращение уже у воспитателя! Осталось только подписать». 

На следующий день Анна с мужем пришли к заведующей, чтобы разобраться в ситуации и сообщить, что они вынуждены на время забрать ребёнка, поскольку считают его пребывание в группе небезопасным. 

– Как выяснилось, воспитатель от занимаемой должности не освобождён и продолжает работать в группе. Я полагаю, что она неоднократно высказывала своё нежелание работать с нашим ребёнком, поскольку в августе заведующая инициировала встречу со мной. После мы, чтобы помочь воспитателю, объявили вакансию тьютора для нашего сына. Но откликов не было. У нашего сына нарушена коммуникация, он не изъясняется даже жестами. Поэтому он не может рассказать или показать, обижали ли его в садике. Но я неоднократно видела, как другие дети тыкали его, били по рукам. Но он не может за себя постоять и уж точно не может первым проявить агрессию, – говорит Анна. 

Мама Гриши уверена, что в детском учреждении в отношении её сына допустили травлю и дискриминацию и всё это сопровождалось грубыми негуманными высказываниями других родителей. 

«Никаких ограничений у нас не существует»

По словам заведующей садиком Елены Терещенко, сейчас в учреждении проводятся беседы как с воспитателем, так и с родителями, замешанными в конфликте. 

– Мне нужно выслушать все стороны. Завтра мы встречаемся с родителями других детей, сегодня – с семьёй Гриши. 

– Почему же ситуация так изменилась с переводом к другому воспитателю? 

– Возможно, роль сыграло то, что тогда ребёнок был ещё маленьким. 

– Когда вы впервые узнали о конфликте? 

– Как такового конфликта не было. Было беспокойство среди других родителей. Но мы беседы проводили. Объясняли, что любой ребёнок по закону имеет право на равные условия, на дошкольное воспитание. Никаких ограничений у нас не существует. 

– По словам родителей других детей, Гриша мешает другим детям спать в тихий час. Как должен действовать воспитатель в таких случаях? Ведь наверняка и обычные дети капризничают, отказываются от сна. 

– В любом случае занять, развлечь, найти подход. 

– Педагог в тихий час занимается за компьютером, а младший воспитатель проводит уборку. Это входит в их обязанности? 

– Сейчас мы переходим на федеральную образовательную программу. Образовательный процесс никто не отменял. 

– То есть, когда ребёнок капризничает, кто должен им заняться? 

– Педагог. В любом случае. Выход всегда есть, надо всех выслушать и найти компромисс. Один из них мы сейчас с мамой мальчика отрабатываем – перевести ребёнка в другой наш корпус, ближе к месту проживания семьи. 

– Но тьютора там тоже нет? 

– С тьюторами у нас, конечно, проблема. Нехватка кадров в принципе. 

– В садике есть другие дети с особенностями развития? 

– Практически в каждой группе в двух корпусах. Но такая сложность у нас впервые. Мы всегда находили выход, разговаривали с родителями. 

– Педагог собирала подписи с родителей, чтобы исключить Гришу из сада? Они говорят, что она написала заявление на увольнение по этой причине и что жалобу вам уже подали. 

– Нет. В её пояснениях этого нет. Я вообще противник этих родительских чатов, там что угодно можно написать. Всегда лучше встретиться и поговорить. Какую жалобу, у меня до сих пор её... 

– Мать мальчика говорит, что жалобу с подписями родители принесли вам и что она отмечена в журнале. 

– Да, родители других детей зарегистрировали жалобу 14 сентября, но сами изъяли (показывает журнал). Причину, почему обращение аннулировали, не объясняют. Пришла мамочка одного из детей и забрала. 

Получается, подпись в жалобе только одного родителя? 

– Не одного. 

– А инициатор сбора подписей кто? 

– Не педагог. Педагог замечательно работает, к ней никогда не было замечаний. Опытная, предельно тактичная, ко всем детям относится как к своим. Сама учится на педагога-психолога, планируем её переводить. Она написала заявление о переводе в другую группу, но причина не в конфликте – она уходит на сессию. 

– Видеонаблюдение в садике есть? 

– Монтируется, но пока не запущено. Во втором корпусе оно работает и вопросов очень много снимает. Монтажник, который должен был нам его установить, заболел. Стечение обстоятельств какое-то. Что касается родителей, это в любом случае недопонимание. Родители других детей неверно донесли информацию до семьи Гриши. Насчёт сбора подписей, насчёт педагога. Каждый ребёнок имеет право на образование, независимо от своей национальности, здоровья. Это закон. Наша задача – создать условия. 

Охарактеризуйте семью Гриши. Родители других детей жаловались вам на мальчика? Например, что он кусается. 

– Нет. Мама ребёнка всегда приходит, когда возникают вопросы, мы всегда с ней обсуждаем. Благополучная семья. Мальчик не проявлял агрессии. 

– Какой выход из ситуации вы видите? 

– Мы планируем найти точку соприкосновения, где было бы комфортно всем детям. Ничью сторону здесь занимать неправильно. 

«Мы не против, но и наши дети не должны страдать»

После нашей встречи с Еленой Анатольевной в редакцию позвонила одна из мам с просьбой выслушать и других родителей. На встречу пришло больше десяти человек. 

– Подписей против нахождения Гриши в группе мы не собирали, а просто обозначили причину, по которой есть претензии. За спинами родителей мальчика мы ничего не делали, они прекрасно знали, что есть проблема. Гриша не даёт другим детям спать, постоянно кричит. В связи с этим поднимался вопрос не исключения ребёнка, а именно решения проблемы – приставить к нему нянечку, воспитателя или ассистента. Никто не против ребёнка, но при этом наши дети тоже не должны страдать. У моего ребёнка логоневроз, ему нужен благоприятный эмоциональный фон и здоровый сон. Вечером он приходит домой и говорит, что в сончас не спал, потому что Гриша кричал. Как нам быть? Молчать, что ли? Но родители мальчика с нами не общаются. Хотя мы предлагали высказать их варианты решения, чтобы и их ребёнок, и наши дети вышли из сада с определёнными знаниями, пошли в школу. 

– Проблема была и раньше, просто предыдущий воспитатель нам её не озвучивала. Потом она ушла, а новая проработала две недели и теперь переходит в другую группу. Поэтому возник вопрос. Она говорит, что ей стыдно перед родителями, так как она не может дать детям знаний, а занимается исключительно одним ребёнком. 

– Весной я была на открытом уроке, где увидела Гришу. До этого даже не знала, что в группе есть особенный ребёнок. Все дети рисовали одуванчики, он играл у шкафчика. Воспитатель попросила меня присмотреть за ним. Когда я подошла к нему, было ощущение, что он меня не видит, не слышит и не понимает. С ним нужно постоянно заниматься, быть рядом. В один момент он прямо в группе спустил штанишки. И это не один эпизод, что он оголяет половые органы. Может укусить, облизать. 

– Я тоже однажды пришла в сад, когда дети делали утреннюю зарядку. Воспитатель попросила меня за Гришей присмотреть, потому что он и другой мальчик не делали зарядку – им разрешалось свободно ходить по группе. Гриша сам доставал игрушки с полки, облизывал и обратно все в слюнях клал. Потом наши дети с этими игрушками играли. Я пыталась придерживать его, чтобы он не схватил чайник, но он сильный, отталкивает. Стоит отвернуться, он уже убежал. Воспитатель сидит с ним, буквально держа его между коленями, чтобы с ним ничего не случилось и он себе не навредил. А все другие дети, тридцать человек, без внимания. Наша дочь только начала ходить в сад, у неё период адаптации. Должного внимания она не получает. 

– Мы не против, чтобы Гриша был в нашей группе, но ему нужен отдельный специалист. Моя дочь сегодня пришла в слезах, потому что воспитатель опять другой. Мы знаем, что она ушла на сессию, но причина не только в этом. В группе ещё один мальчик с особенностями, но к нему она нашла подход. А с Гришей она постоянно должна быть рядом. На прогулке он может листья в рот засунуть и так далее. Мы даже не против, если мамы какие-то будут присутствовать. 

– Наши дети сейчас как промокашки, всё впитывают. Они видят, как Гриша ест руками, кричит. И им непонятно, почему ему можно себя так вести, а им нет. И подражают ему. Нам всем через два года идти в школу, а наш воспитатель вокруг одного носится. 

– Моя дочь стала беспокойно спать. У неё постоянно голова болит. Потому что крики в сончас происходят ежедневно. Дети вздрагивают. Мы готовы сесть за стол переговоров с родителями Гриши. Думаю, они могут оплатить няню хотя бы на образовательный процесс, неполный день или на час, чтобы разгрузить воспитателя. 

– Мы ещё зимой подходили к заведующей, просили тьютора для Гриши. Она сказала, что у ребёнка справка «здоров», поэтому тьютор не положен. Мы понимаем, что ребёнок болеет. Но всему есть предел. Пусть Гриша ходит в сад, социализируется, но чтобы и наши дети не страдали. 

Мы ещё раз связались с заведующей, чтобы узнать, как решается проблема. Гришу переведут в другой корпус учреждения, говорит Елена Терещенко. По словам Анны, после её обращения в надзорные органы и СМИ родители сменили риторику и вместо извинений отредактировали свои сообщения в чате. Родители с воспитателем своего добились, говорит мама мальчика.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях