врачи
4890

Как травматолог из Бурятии стал лучшим врачом Африканского континента

Константин Борисов 30 лет прожил в Уганде

Фото: предоставлены героем публикации

Далекая экзотическая страна для героя нашей публикации стала пристанищем на целых двадцать лет. Он первый иностранный врач, которого наградили медалью за многолетний труд в африканской республике. 82-летний Константин Борисов рассказал «Информ Полису» об особенностях работы в другой стране, болезнях и языковом барьере. 

«Еще были слышны выстрелы»

Уроженец Петровска-Забайкальского Константин Бадмаевич Борисов уехал в Уганду в далеком 1992 году по системе «интернациональной помощи» от Министерства здравоохранения СССР и стал легендарным врачом всего Африканского континента. 

— Мы отправились туда с моей супругой Зинаидой Ирдыниевной. Она заведовала отделением функциональной диагностики Республиканской клинической больницы скорой медицинской помощи в Бурятии, я работал заведующим отделением травматологии в Республиканской клинической больнице, — рассказывает Константин Борисов. 

После развала Советского Союза врач не стал возвращаться в новое неизвестное государство и остался в Африке. 

— Трудностей у нас никогда не было ни с местным населением, ни в другом плане. До этого мы работали в Эфиопии, так что к культурным особенностям были готовы. Но в то время Уганда недалеко ушла от последствий гражданской войны 1981–1986 годов. Когда мы приехали, в столице еще были слышны выстрелы, но обстановка стала относительно спокойной. На наших глазах пришел к власти президент Йовери Мусевени, который правит страной уже более 30 лет. Начали образовываться демократические институты, – вспоминает Константин Бадмаевич.  

Слабо развиты

Хирургу-травматологу из Бурятии удалось застать поистине исторические события для Восточной Африки. Из постколониальной страны третьего мира с отстающей медициной и экономикой Уганда стала независимым государством с большим потенциалом. 

— Медицина действительно была слабо развита. Мы работали в Центральной больнице столицы, в Кампале.  Не было элементарных исследований, которые уже стали обыденными для жителей Бурятии. Моя супруга привезла с собой старенький электрокардиограф, учила местных врачей работать на нем, ввела эхокардиографию. Я в свою очередь впервые провел в этой стране операцию по полной замене тазобедренного сустава. Некоторые виды оперативных вмешательств также проводились нами впервые. Казалось бы, такие простые методики, но о них там не знали, — делится врач. 

Как отмечает травматолог, европейские специалисты не задерживались в стране, приезжали максимум на месяц. Медики из СССР трудились и во время гражданской войны. 

— Я занимался больше обучением на практике, учил студентов из местных университетов. Когда мы приехали, у угандских врачей появилась возможность выезжать за границу, получать там необходимый опыт и образование. За 20 лет произошли серьезные изменения, уровень медицины стал гораздо лучше, — подчеркнул Константин Борисов. 

В России об этих болезнях давно забыли

Когда Константин Бадмаевич только начал работу, то столкнулся с необычной для него картиной. Многие болезни, которые в СССР давно были побеждены и стали исключительными случаями, в Уганде встречались повсеместно. 

— Для нас многие местные заболевания и деформации были неординарными, в том числе деформация стопы или косолапость. Очень много было последствий полиомиелита. Хотя в результате активной вакцинации в течение десятилетия заболевание было практически ликвидировано. Стоит заметить, что в России это случилось на сто лет раньше, — рассказал врач. 

Дефицита лекарственных средств давно нет, частная медицина Уганды развита лучше, чем государственная. Однако рыночная система устроена таким образом, что не все жители могут позволить себе дорогие препараты или лечение. Впрочем, тут ничего нового. 

— Поначалу наших врачей из Бурятии было достаточно много, мы их сами рекомендовали, приглашали. Но с течением времени некоторые уехали. Сейчас в Уганде работают четыре специалиста, которые, как и я, трудились по двадцать лет. После реорганизации и развала Советского Союза мы перешли на частную работу, сами заключили контракт. Сначала с главной больницей, а потом с армейским госпиталем. Мой сын на данный момент заведует там отделением травматологии, считается ведущим специалистом, — поделился Константин Борисов. 

Об уровне заработной платы медиков в африканской стране Константин Бадмаевич рассказывал шутя. 

— Я как-то спросил американца: «Какая у тебя зарплата?» Он ответил: «Константин, я думал, ты из Филиппин или из Кореи, а ты, оказывается, русский. Только русский спрашивает, какая у тебя зарплата и есть ли у тебя подруга». Могу лишь сказать, что хорошая. Думаю, что не уступает тем, которые у нас в России есть, — отметил врач. 

Идеальный климат

Общий язык с местными жителями Константин Борисов научился находить со временем. 

— На самом деле суахили, второй по значимости язык в Уганде, мало кто знает. В основном все говорят на английском, особенно городское население. Сам я знаю английский неплохо. Есть племенные диалекты, они и вызывали затруднения. Было и такое, что приходилось среди родственников пациента искать переводчика. Мне говорили: «Вот та сестра из этого района». Ищешь сестру, она тебе переводит все, что пациент говорит, — рассказал врач. 

К культурным особенностям Константин Бадмаевич давно привык и уже даже не может выделить для себя, что его больше всего удивляет. 

— Мы нормально относились к обычаям, традициям, привычкам, хотя и были советскими людьми с другим менталитетом. Единственное, было необычно видеть вокруг себя капиталистическую систему, привыкать к ней, — сообщил медик. 

Даже спустя столько лет наш герой не может назвать Уганду своей второй родиной. Хотя отмечает, что у страны есть множество преимуществ. 

— Климат просто идеальный. Жары нет, потому что большая высота над уровнем моря. Температура средняя 24–27 градусов: ни зимы нет, ни лета. Урожай снимают 2–3 раза в год. Природа очень красивая: горы, спящие вулканы, покрытые ледниками, рядом со столицей озеро Виктория. Огромные заповедники, ради которых, собственно, и приезжают туристы. В шаге от тебя обезьяны, жирафы. Мы в свое время путешествовали по стране, но сейчас уже привыкли ко всему. Иногда, когда приезжают знакомые, водим их на экскурсии. А для нас уже в порядке вещей, — делится Константин Борисов. 

Недавно президент африканской республики вручил врачу орден «За заслуги» перед страной. В возрасте восьмидесяти лет медик ушел на заслуженную пенсию. 

— Действительно, в таком возрасте люди уже не работают. Сейчас с женой привыкаем к пенсионному состоянию, очень необычно для нас, — смеясь, рассказывает Борисов. 

В Бурятии врач не был 4 года и планирует приехать в августе. 

— Раньше каждый год в отпуск ездили в республику, потому что дети были в Улан-Удэ. Естественно, сейчас все повзрослели, внукам уже по 30 лет. Не могу сказать, что скучаю или ностальгирую, потому что связь никогда не терял. Все еще помню бурятский язык, с семьей празднуем Сагаалган, когда приезжаем, заезжаем на Байкал. Красиво, конечно, но купаться невозможно, холодно. Да и мы, как местные, привыкли давно к нему, — с улыбкой заключил Константин Борисов. 

Врач отмечает, что молодому поколению не стоит бояться неизвестности, а стараться получать больше опыта, чтобы их работа приносила пользу и пациенты получали необходимое лечение от высококлассного специалиста. 

Что за страна Уганда?
Уганда — государство в Восточной Африке. Долгие годы была колонией Великобритании. Численность населения — более 47 миллионов человек. В 2021 году Кампала была признана самой динамично развивающейся столицей в мире. Средняя продолжительность жизни — 63 года. Уганду называют страной-оазисом, потому что она является одним из самых зеленых африканских государств.

Автор: Ольга Назимова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях