алкоголь
2904

Самонадеянность и зависимость. Какие люди ездят нетрезвыми и как их лечат?

В Бурятии за пять месяцев 2023 года по вине нетрезвых водителей было совершено 84 ДТП

Фото: freepik.com

Чуть ли не ежедневно новостные сводки рассказывают об авариях, которые произошли по вине водителей, находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении. О том, какие люди ездят нетрезвыми и какими способами их приучают соблюдать ПДД, - в материале «Информ Полиса».

Три группы

Медицинский психолог отдела профилактики ГАУЗ «Республиканский наркологический диспансер», координатор проекта «Автотрезвость» Борис Бубаев рассказывает, что нетрезвые водители всегда были проблемой на дороге и опасность таких случаев всем понятна.

- Но всегда находятся те, кто считает это допустимым и садится за руль в состоянии опьянения. Законодательно государство пытается решить эту проблему принятием новых заградительных мер (штрафы, административное и уголовное наказание и т.д.), но она остается, - говорит он. - Опасность в том, что пьяные водители в силу своего состояния могут создавать аварийные ситуации чаще, что, соответственно, приводит к большому количеству ДТП и с более тяжелыми последствиями. Это происходит из-за замедленной реакции, более агрессивной манеры вождения, сужения полей зрения, нечеткости зрения, нарушения концентрации внимания и т.д.

В Бурятии за пять месяцев 2023 года по вине нетрезвых водителей было совершено 84 ДТП, в которых погибло 9 человек и получили травмы 114. В России за тот же период по вине нетрезвых водителей совершено более 9 тысяч ДТП, в которых 895 погибших и 11,3 тысячи раненых. 

Наш собеседник условно выделяет три группы водителей, которые садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения. В первую входят люди, у которых есть заболевание - алкогольная зависимость. Такой человек не способен устоять перед выпивкой и будет употреблять, невзирая на то, что ему предстоит сесть за руль.

- Во второй группе те, у кого нет зависимости, но они считают допустимым такое поведение. Например: человек едет на застолье, и он точно знает, что будет выпивать, но при этом едет за рулем. То есть он наперед знал, что поедет нетрезвым домой. В этом случае мы можем говорить о сознательном пренебрежении правилами дорожного движения, - объясняет Борис Александрович. - Третьи утрачивают контроль своего поведения после употребления алкоголя. Пример тому: человек не планировал садиться за руль, употребил алкоголь, но появились некие обстоятельства, из-за которых он поехал. В данном случае это самонадеянность: человек считает, что обстоятельства, по которым он сел за руль, оправдывают его поведение, также у него есть убеждение, что он способен управлять транспортным средством, и надеется не встретить сотрудников ДПС.

Без прав

Часто в своей практике Борис Бубаев слышит такие истории от лишенных водительского удостоверения людей: выпил, и понадобилось поехать, при этом поездка бы заняла минут пять (в соседний магазин, до друга, которому требовалась помощь, в больницу и т.д.).

- Медицинское освидетельствование, которое проходят кандидаты в водители, восстанавливающие права после лишения, является эффективной мерой. Человек не сможет получить справку у врача - психиатра-нарколога, если по результатам анализов будет установлен факт злоупотребления алкоголем. Но это, к сожалению, некоторым гражданам не мешает сесть за руль без водительского удостоверения. И такие случаи нередки. Именно по этой причине за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения была введена уголовная ответственность, - отмечает клинический психолог.

Лечение от алкогольной зависимости для первой группы является способом решения большинства жизненных и бытовых проблем, продолжает Бубаев.

- Относительно второй и третьей групп водителей можно сказать следующее. Водитель может быть с большим опытом, и у него прекрасные навыки вождения, но в состоянии опьянения это совершенно другой водитель. Ведь меняется все: и стиль вождения, и скорость реакции, и восприятие. Да, возможно, человеку повезло: он доехал до точки назначения без ДТП, и его не задержали сотрудники полиции. Но закономерным итогом такого поведения станет лишение водительских прав в лучшем случае. В худшем - случится трагедия, - предупреждает специалист.

С 2020 года Республиканский наркологический диспансер реализует федеральный проект «Автотрезвость», цель которого - профилактика нетрезвого вождения. С помощью очков виртуальной реальности каждый участник может увидеть и понять, как сильно меняется восприятие в состоянии алкогольного опьянения.

- Обычно при употреблении алкоголя человек не чувствует, насколько сильно изменилось его состояние, так как процесс опьянения наступает поэтапно, по мере усвоения организмом алкоголя. Очки позволяют почувствовать эту разницу сразу. Так, вы без очков выполняете простые манипуляции и задания, количество времени затрачено минимальное, задания даются легко. Но вот испытуемому надевают очки. На каждом задании уже приходится прикладывать усилия для выполнения тех же самых действий. Это помогает переосмыслить и понять опасность вождения в состоянии опьянения. Даже если человек не водит автомобиль, но ему случалось ездить с нетрезвым водителем, после курса «Автотрезвость» появляется осознание, в какой опасности он находился в тот момент, - делится Борис Бубаев.

Психолог Борис Бубаев отмечает, что важно понимать:

- даже малая доза алкоголя делает человека нетрезвым. Уровень концентрации алкоголя в крови зависит от пола и генетики человека, его веса, общего состояния организма. Наличие любого количества алкоголя в крови водителя влияет на его поведение;

- принимайте решение не садиться за руль на трезвую голову, то есть до того, как сделали первый глоток любого алкогольного напитка;

- в законе нет «допустимой нормы алкоголя» для водителя, есть «допустимая погрешность прибора». Садясь за руль в нетрезвом состоянии, вы нарушаете закон. Водитель, всегда будь готов к проверке — будь трезв за рулем!

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях