экономика
239

Высокий потенциал

Чем живут районы Бурятии и как там развить экономику?

Фото: Евгений Старковский

В честь 100-летия Бурятии районы республики представили свой экономический потенциал и фирменную продукцию. О том, какими видами деятельности там сегодня занимаются, где лучше всего развивать туризм и как муниципальным компаниям выйти на новый уровень, читайте в материале «Информ Полиса». 

«Впереди светлая дорога»

В Улан-Удэ 2 и 3 июня во время празднования 100-летия Бурятии состоялась выставка-презентация достижений экономики муниципальных образований республики «Минии тоонто – Моя малая родина» (6+). На площади Советов развернулись 20 презентационных юрт, где каждый район представил площадки со своими уникальными особенностями и фирменной продукцией. Это были продукты питания, сувениры, одежда и обувь, туристические услуги и многое другое. 

- Больше всего мне нравится настрой наших жителей. Люди уверенно смотрят вперёд, настроены на позитив, развитие. Собрались все районы и презентовали каждый себя, мы видели, как много изменений, как они развиваются, какие перспективы, какие идеи у каждого из муниципалитетов. Мы понимаем, что у нас впереди светлая дорога. Мы движемся уверенно вперёд, - говорит глава Бурятии Алексей Цыденов. 

Кроме того, на большой сцене площади в 20-минутной программе каждый район показал лучшие творческие номера. 3 июня делегации районов прошли в праздничном шествии «Бурятия – 100 жэл» на центральном стадионе, где и были подведены итоги смотра-конкурса. 

Первое место и главный приз в 500 тысяч рублей с наибольшим количеством баллов завоевало муниципальное образование «Город Улан-Удэ». Оно стало лучшим в двух номинациях – за лучшую концертную программу и презентационную площадку. Лауреат 2-й степени – Селенгинский, 3-й степени – Мухоршибирский район. Они получат денежные призы в сумме 400 и 300 тысяч рублей соответственно. Наибольшее количество баллов в номинации «Праздничное шествие «Бурятия – 100 жэл» набрал Джидинский район. Все остальные районы получат по 100 тысяч рублей за участие. Дипломы победителям будут вручены во время проведения Сурхарбана на центральном стадионе. 

- Огромная благодарность делегациям всех районов за подготовку и участие в смотре-конкурсе «Минии тоонто». Они стали украшением праздника, подарили возможность жителям и гостям Бурятии увидеть всю красоту и богатство нашей республики. Районами проведена огромная работа по организации выставки-презентации, концертной программы, парада-шествия на центральном стадионе, - отмечает министр культуры Бурятии Соелма Дагаева. 

«Патриотическое бизнес-сообщество»

Мы решили разобраться, какие направления экономики востребованы среди предпринимателей районов Бурятии, где предпочтительнее развивать туризм нежели производство, а также узнали, как им развиваться далее. Об этом рассказывает Татьяна Думнова, председатель Общественной палаты РБ. 

- Бурятия относится к числу регионов России с индустриально-аграрным типом экономики. Большая часть районов исконно развивала сельское хозяйство, в том числе животноводство и земледелие. Основу промышленного комплекса республики сегодня составляют машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, цветная металлургия, пищевая и топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, на долю которых приходится 95% валового регионального продукта (ВРП), - объясняет наша собеседница. - Малый бизнес в районах - это самая патриотичная часть бизнес-сообщества Бурятии, более других заинтересованная в развитии своего района, села или улуса. Исходя из ресурсной базы территории района, предприниматели пытаются на этом построить свой бизнес. 

По ее словам, сегодня в районах республики малый бизнес развивает туризм, открывает небольшие производства по выпуску продукции агропромышленного комплекса (АПК), ведет лесозаготовку и строительство, торговлю, и есть небольшая доля сервисных услуг (парикмахерские, ремонт техники, медицинские и бытовые услуги). 

- Добыча полезных ископаемых ведется и продолжит свое развитие на территориях Еравнинского, Баунтовского эвенкийского, Окинского, Мухоршибирского, Закаменского районов, возможно, с переработкой полезных ископаемых. Улан-Удэ, в соответствии со Стратегией развития до 2035 г., станет крупным промышленным городом с современным логистическим центром. На основе лекарственных трав из районов республики и методов лечения на основе восточной медицины будет развиваться биофармацевтика. Получит развитие обрабатывающая промышленность, особое внимание будет уделено авиакластеру на базе авиационного завода. Увеличится доля экологически чистой продукции АПК, которая будет востребована не только в России, но и за рубежом, - делится Татьяна Гавриловна. 

Улан-Удэ располагает значительным туристским потенциалом, продолжает она, динамично развиваются культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, деловой и конгрессный, рыболовно-охотничий, паломнический виды туризма. 

- К традиционной специализации Северобайкальска по обслуживанию железнодорожного транспорта и БАМа добавится специализация по развитию вспомогательных производств для БАМа и логистических центров, создания системы экологического мониторинга за состоянием окружающей среды на озере Байкал, экологического туризма. АПК с соответствующей инфраструктурой, включая овощехранилища, получит развитие на территориях Бичурского, Джидинского, Кижингинского, Курумканского, Тарбагатайского, Мухоршибирского и Хоринского районов. У Селенгинского и Заиграевского основная специализация будет направлена на развитие производства строительных материалов, малоэтажного домостроения, тепличного оборудования, - отмечает Татьяна Думнова. 

«Наша культура и история»

Думнова подчеркивает, что территория Бурятии – уникальное место для туризма, маленькая модель всего географического и природного многообразия, которое есть в России. 

- И это не только посещение Байкала, что важно для Баргузинского, Кабанского, Прибайкальского, Северо-Байкальского районов и г. Северобайкальска. Ведь туризм – это отрасль гостеприимства, развития сферы услуг. Это и региональный маркетинг товаров и услуг. Это наша культура и история. Поэтому выделить отдельно какие-то районы только для развития туризма достаточно сложно, да, думаю, и не нужно. К примеру, как турист пройдет мимо Кяхтинского района как столицы Чайного пути в России, истории купечества и международного сотрудничества с Монголией? Иволгинского как территории центра буддизма – религиозного туризма и истории гуннов? Мимо альпинизма в Тункинском и Окинском районах,  лечебных источников? Это развитие медицинского туризма, промышленного туризма – при добыче полезных ископаемых, - говорит экс-министр экономики РБ. 

Посмотрите, какие возможности есть у наших национальных парков и природоохранных территорий для экологического туризма, - призывает наша собеседница. Все биоразнообразие нужно показать ученым, молодежи, туристам и сохранить для наших потомков. Это самые настоящие уголки нетронутой природы. 

- Наряду с туризмом получат развитие традиционные народные промыслы: сельское хозяйство (выращивание оленины, добыча и переработка рыбы, пушнины, даров леса и т.д.), производство сувениров, предметов домашней утвари, одежды, обуви с национальным и религиозным колоритом, а также других видов продукции и услуг. Развитие этноэкономики, или, как сейчас ее называют, креативной экономики, позволит повысить этнокультурный экономический потенциал титульной нации и других национальностей, малых народностей (эвенков, сойотов и др.), религий (буддизм и др.) и групп населения (семейские, казаки и др.) В республике высок потенциал по секторам этнического туризма: этнографический, антропологический, аборигенный, - уверена Татьяна Гавриловна. 

Развитие событийного туризма, фестивалей и других мероприятий в сфере культуры, связанных с этносом региона, будет способствовать развитию муниципальных образований, считает эксперт. 

- В рамках основного продукта туристу могут быть предложены дополнительные продукты, такие как национальное питание, сувениры (в том числе изделия из нефрита), музеи (исторические, этнографические), посещение учреждений культуры (национальный балет, опера), этнографических поселений (старообрядцы, малые народности и др.), а также другие ресурсы. На основе изготовления сувенирных и художественных изделий, а также изделий культового и религиозного назначения возможно повышение привлекательности республики для религиозного туризма, с учетом наличия в Бурятии центра российского буддизма и множества сакральных мест. Можно бесконечно перечислять наши возможности, важно правильно оформить туристический продукт территории, который должен производиться совместно с разными отраслями экономики на основе кооперационных связей с другими районами и крупным бизнесом, - рекомендует Думнова. 

Межрайонная кооперация

В конце Татьяна Думнова дала советы предпринимателям районов Бурятии для их развития. К сожалению, говорит она, они производят очень мало продукции полного цикла. 

- С точки зрения экономики у них низкая доля добавленной стоимости в производстве продукции, а значит, они не конкурентоспособны со средним и крупным бизнесом. Как правило, их предпринимательская деятельность обходится одним-двумя переделами (например, в лесопромышленном комплексе или в сельском хозяйстве). Кроме того, на малых рынках господствуют перекупщики сырья, скупающие его по крайне низким ценам, из-за чего основная добавленная стоимость уходит в центры конечной переработки и продаж, расположенные обычно в городах или других регионах России, - делится эксперт. 

Производить сырье на местах в малых объемах становится невыгодно, на создание комплексных производств у мелких предпринимателей нет денег, получить оборудование в лизинг или долгосрочный кредит в банках на развитие производств фактически невозможно из-за отсутствия соответствующих залогов, рассказывает председатель ОП РБ. 

- У малых предприятий на сельских территориях и в малых городах мало ресурсов для маркетинга, внешней (региональной и федеральной) рекламы, в т.ч. для демонстрации своей продукции на выставках. Нет средств на качественную упаковку, рекламные стенды. В узкоотраслевых секторах, как правило, заготовительных, малые бизнесы конфликтуют с аналогичным за местные микрорынки или дефицитные каналы сбыта, - отмечает Думнова. 

Что же с этим делать? Татьяна Гавриловна считает, что главным направлением для развития собственного бизнеса является установление межрайонных связей друг с другом и связи с крупным бизнесом. 

- К сожалению, пока в этом направлении больше проблем, и помочь в этом должны региональные и муниципальные органы власти. Особенно в информировании. Например, предприниматель из Баргузинского района ищет сырье для своей продукции по всей стране, а это сырье, оказывается, есть в Иволгинском районе. Крупные предприятия редко вступают в кооперации с местными предпринимателями, предпочитая либо захватывать сырьевую базу и обеспечивать себя самостоятельно, либо завозят сырье со стороны. Поэтому в Бурятии назрела острая необходимость возрождения кооперативных форм производства и торговли, в т.ч. с целью установления баланса сил районных предпринимателей с крупными предприятиями республики и финансовыми институтами, - объясняет наша собеседница. 

Так, крупный и средний бизнес может сокращать свои издержки на основе аутсорсинга, т.е. передачи части функций по ведению бизнеса предпринимателям из районов, а также местным сообществам, таким как ЛПХ, самозанятым, ТОС, СНТ и ОНТ, СОНКО. 

- Я бы посоветовала предпринимателям обратить внимание на коллективные формы организации в селах и малых городах, которые могут быть источниками предпринимательской активности местной экономики. Если не получается создать кооперационные связи, необходимо усилить работу по маркетингу, ведь пробиться на другие рынки, вне Бурятии, а тем более на международные, достаточно сложно. Всем управляет спрос - на качественную, на эксклюзивную и недорогую продукцию. Сегодня в помощь предпринимателям маркетплейсы, большую помощь в продвижении продукции на рынок оказывает региональный центр «Мой бизнес», - резюмирует Татьяна Думнова.

* * *

Татьяна Думнова рекомендует крупному и среднему бизнесу сократить свои издержки с помощью аутсорсинга, то есть передать часть функций по ведению бизнеса предпринимателям из районов, а также следующим сообществам:

ТОС (территориальное общественное самоуправление) – его развитие способствует появлению товаров и услуг для жителей; может встраиваться в кооперационные связи с малым и средним бизнесом в качества поставщика сырья товаров и услуг  по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов.

СНТ (садовое некоммерческое товарищество) и ОНТ (огородное некоммерческое товарищество), ЛПХ (личное подсобное хозяйство) - являются потенциалом производства сельскохозяйственной продукции, хотя довольно скромным на общем фоне хозяйств всех категорий и в сравнении с ЛПХ. Хотя коллективное садоводство и огородничество в первую очередь важно для самообеспечения семей плодоовощной продукцией, при повышении товарности СНТ и ОНТ могут внести вклад в реализацию излишков и переработки плодоовощной продукции малым бизнесом.

СОНКО (социально ориентированная некоммерческая организация) - обеспечивают общественное благо людям в сообществах и направляют ресурсы на реинвестирование в работу, осуществляемую в конкретных муниципальных образованиях для конкретных местных сообществ, согласно цели их создания, и, следовательно, являются одним из важных субъектов социальной политики общества в целом и региональной экономики в частности. Имея хорошую практику работы в предоставлении социальных услуг, они также могут взять на себя функции оказания социальных и корпоративных услуг для бизнеса.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях