художники
5153

«Вдохновение можно найти даже в самой неприметной вещи»

Художник-самоучка рассказывает о творчестве, вдохновении и бурятской культуре

Фото: Анна Арапова

Порой трудно понять творческого человека и ход его мыслей. Витиеватые фигуры, размытые контуры и буйство красок отличают стиль рисования Аркадия Перинова. В рамках искусства живет уже 46 лет. Этому ремеслу он посвятил большую часть своей жизни. Как говорится: художник, писатель, филантроп. Сам он называет себя всеядным, а порой даже попсовым. Наша редакция узнала, откуда он черпает вдохновение, какие художники прошлого века вызывают у него восторг и что думает о современном бурятском искусстве. 

«Пиши стихи, Аркадий, картинки можешь не рисовать»

Несмотря на то что Аркадий самоучка, он много знает об искусстве и художниках. Его мнение однозначно: людям просто необходимо вдохновляться творцами прошлого. 

— Я начал рисовать в школьные годы, когда ходил в Дом пионеров, литературную студию. Пожалуй, это было целую жизнь назад. Могу сказать, что вдохновляться можно практически всем. Вот в последнее время смотрю на работы Караваджо. Такой нервный, быстрый художник. Мне кажется, он особенно актуален для нашего времени. Современное поколение, разумеется, должно знать Сальвадора Дали, он был отличным рисовальщиком. Особо завораживает Ван Гог, мне он близок по цвету. Настолько великий художник, он обогнал лет на 500 свое время. За такую короткую жизнь нарисовать столь разноплановые полотна! Мне очень нравится его работа «Ночная терраса кафе». Такие личности, великие и интересные, не могут не вдохновлять. Меня мотивирует наша бурятская природа. Одновременно и холодно, и тепло, показались уже весенние листочки. Живя в Бурятии, мы должны понимать, что у нас уникальная природа. Не только из-за того, что у нас есть Байкал, сопки вокруг нас. Просто взгляните на облака. Приезжие музыканты, художники всегда отмечают, какие у нас огромные, красивые облака. Так что вдохновение можно найти даже в самой неприметной вещи. Про себя могу сказать, что я больше прикладник. Живопись позволяет мне писать стихи, рассказы, прозу, романы. Придавать этому особое значение и поднимать брови я не буду. Как говорил мой отец: «Пиши стихи, Аркадий, картинки можешь не рисовать».

Жизненная абстракция

Картины художника сейчас хранятся в частных коллекциях в разных городах нашей страны. О том, как творчество и стиль рисования привлекали внимание, Аркадий Перинов рассказывает с ностальгией. 

— Моя молодость пришлась на 90-е годы, приходилось очень много рисовать на продажу, чтобы прокормиться. Мы разрисовывали разделочные доски и продавали через коммерческие магазины в Улан-Удэ. Что самое удивительное, люди брали, несмотря на то, что было очень голодно и холодно. Сейчас я рисую не так уж часто на заказ. Как говорится, художник не может только рисовать, ему нужно и продавать, мой стиль рисования приближен к поп-арту. При наличии современных красок и кистей можно творить чудеса. Не могу себя назвать каким-то новатором. Я рисую в этом стиле больше от неумения рисовать. Тут не надо ни за что прятаться и пытаться быть лучше своих работ. За стихи и за рассказы я могу ответить, они написаны для определенной аудитории, которая их будет читать. А живопись, арты больше для вдохновения. Изредка удается что-то продать. Никакую школу я не оканчивал. То, что могу, делаю. Я бы с удовольствием даже сейчас начал посещать художественную школу, но так много времени отнимают простые мелочи жизни. Вот сейчас ко мне приходила внучка, я провел с ней время. Даже свои картины я порой пишу «на коленке», там, где застало вдохновение, там и работаешь. Прибегаешь домой, если поглощен какой-то идеей, включаешь телевизор, сидишь и не поднимаешь головы. И даже не знаешь, что идет по этому телевизору. Настолько порой захватывает.

Статуэтки с лицом самого Аркадия Перинова подарены другом художника

Культура протеста и масс

Любимая картина художника посвящена панку. Он вырос, когда эта культура была в самом расцвете. И вот спустя столько лет откликнулась в творчестве. Аркадий Перинов признается, что сам когда-то был частью этой субкультуры, носил ирокез. Хотя в Улан-Удэ прошлого это и было довольно рискованно, но придавало драйв. Часто в районе Стеколки и Дивизки приходилось передвигаться бегом, к неформалам относились по-особому. 

— Название моей первой выставки придумал сын. Тогда я активно рисовал на стекле, отсюда и родился «Стеклопанк». Я рад, что пронес эту часть своей жизни через годы и смог отразить в картинах. Для меня этот протест виден в творчестве современных художников. Вчера, уезжая с дачи, я увидел граффити на вагоне поезда. То, как этот безымянный художник расписал его — динамично, экспрессивно, в единстве с вагоном, — вызывает восхищение. Современное искусство заслуживает внимания. В Бурятии есть много достойных художников. Я активно слежу за ними. Вот этот концепт «бурятского андеграунда», маленькие лица Бато, вполне может стать одной из визитных карточек республики. Это настолько поверхностно и гениально, но так попало в цель, что не может не вызвать интереса даже среди художников моего поколения.

Любимая картина художника, посвящена панк-культуре

Многие свои работы литературного плана Аркадий Владимирович иллюстрирует лично. Обложки книг украшают иллюстрации самого художника. 

— На мой взгляд, как писатель я реализовал себя в большей мере, чем художник. Больше стараюсь писать о жизни, о семье, о том, что мне близко и понятно. Я могу багажом знаний, накопленным годами, поделиться с современным поколением. Есть что рассказать интересного и стоящего. Хотя порой складывается впечатление, что это им и не нужно. Мы копили книги, покупали, приносили домой. Даже сейчас в моей библиотеке их много. Современное поколение стремится к минимализму, отдает предпочтение гаджетам. Но не могу сказать, что это плохо. Наоборот, это нам нужно стремиться, развиваться, узнавать больше в этой области. Тогда никаких барьеров не будет и мы сможем понимать друг друга и говорить на одном языке.

Автор: Ольга Назимова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях