экология
3122

Сергей Иванов: Байкал пострадал от «дикарей» больше, чем от печально известного БЦБК

Спецпредставитель президента РФ сделал громкое заявление на полях ПМЭФ

Фото: vk.com/forumspb

Ущерб, который понёс Байкал из-за так называемого дикого туризма, оказался даже сильнее, чем от отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК). Об этом заявил на днях Сергей Иванов – специальный представитель президента России Владимира Путина по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта. Вопрос о состоянии священного озера он затронул на Петербургском международном экономическом форуме – во время сессии «Экология для бизнеса».  

- От Байкальского ЦБК на берегу Байкала остались вредные и весьма опасные вещества, в том числе – лигнин, – отметил Иванов. – Росатом начинает этим заниматься. Всё, что можно, там законсервировано и непосредственной угрозы утечки лигнина нет. Но экологический ущерб от комбината несопоставим с огромным ущербом, который наносит Байкалу частный туризм. Поэтому к нему надо подходить очень осторожно и, на мой взгляд, пресекать каким-то образом, чтобы дикари не ехали миллионами на берег озера и не ставили там палатки.

Спецпредставитель президента подчеркнул: он не против частных гостиниц, но только с очистными сооружениями, пишет ТАСС.

Издание напоминает: БЦБК ввели в эксплуатацию 56 лет назад – в 1966 году, а закрылся он осенью 2013-го. В шламонакопителях, расположенных на берегу водоёма, за полвека скопилось около шести с половиной миллионов тонн твёрдых и жидких отходов. В основном это шлам-лигнин. А в картах-накопителях хранится ещё полтора миллиона тонн надшламовых вод.

В 2020 году правительство страны назначило ФЭО – структуру госкорпорации «Росатом» – оператором ликвидации опасных отходов. Разобраться с ними планируют в ближайшие два года. Сейчас уже готовится проектная документация.

Ранее сообщалось, что проект рекультивации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината может привести к катастрофическим последствиям и даже к гибели людей, проживающих на побережье священного озера. Дело в том, что в картах-накопителях отходов (шлам-лигнина) содержится огромное количество сероводорода – в среднем 10 миллиграмм на литр. Он взрывоопасен, а в тех концентрациях, которые будут, это, по мнению специалистов, приведёт «к взрыву большой мощности».

Опасный комбинат

Радостная новость о том, что «зловредный» ЦБК на берегу Байкала, наконец, закрыли, с каждым годом приобретает всё более мрачный оттенок, ведь он всё ещё угрожает озеру. Так, летом 2016-го «Известия» писали: вопрос, связанный с ликвидацией отходов предприятия, остаётся неразрешимой задачей для науки и властей. Все надежды возлагались на проект по утилизации, получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы. Предполагалось, что мусор забетонируют и «жемчужина Сибири» будет вне опасности. Однако технологию, которая разрабатывалась много лет, признали бесполезной.

Сейчас более шести миллионов тонн отходов хранятся в так называемых «картах-накопителях», дно которых покрыто водонепроницаемым экраном, а стенки изолированы слоем асфальта. Строились они ещё в начале 70-х годов прошлого века. Эти отходы представляют собой шлам-лигнин, золу от сжигания шлам-лигнина, золу и шлаки от сжигания угля и содержат большое количество различных загрязняющих веществ, которые попадают в Байкал с подземными и паводковыми водами.

По словам учёных, любое серьёзное землетрясение или сель могут «отправить» всю токсичную органику прямиком в озеро. В этом случае ущерб будет сопоставим с непрерывным сбрасыванием в Байкал сточных вод комбината в течение 700 лет.

По мнению «Российской газеты», реальной помощи озеру долгое время мешала бюрократическая кутерьма. Пять лет назад стало известно, что отходами БЦБК займётся российский геологический холдинг («Росгеология»). Ликвидировать экологическую опасность в Байкальске компания должна была до 2020 года. А чтобы процесс был более эффективным, объявили конкурс на лучший «рецепт» утилизации отходов. Предложения принимали от лучших учёных страны. В итоге параллельно применят две технологии – преобразование шлам-лигнина в твёрдое нетоксичное вещество, а также в синтетическую нефть и активированный уголь. 

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях