экология
13403

Евгений Кислов: «Часть города неожиданно просядет»

Эксперт рассказал о том, что Гусиноозерску экологические проблемы могу грозить настоящей катастрофой

Фото: Евгений Коноплёв; russianstock.ru

Бурятия богата своими водными ресурсами — это озера Байкал и Гусиное. И оба они используются в качестве батарейки. Естественно, это сказывается на их экосистеме и республике в целом. Корреспонденты «Информ Полиса» посетили золошлакоотвалы Гусиноозерской ГРЭС и неприятно удивились. 

Серое на черном

Корреспонденты «Информ Полиса» во время одной из поездок по районам Бурятии побывали в Гусиноозерске. На территории местной электростанции размещены две большие кучи угля, используемого в работе предприятия. А в километре от территории ГРЭС расположились золошлакоотвалы, превышающие его территорию в два раза. Это карьеры, наполненные шлаком и водой от деятельности ГРЭС.

Эти крупные отвалы видно на снимках из космоса.

Судя по изображениям, можно сказать, что отвалы существовали еще в 80-е годы, но за три десятка лет сильно разрослись. Золошлакоотвалы представляют собой озера, разделенные между собой дорогами, вдоль которых лежат массивные трубы с ответвлениями для выпуска шлака. Кое-где серые берега старых отвалов уже поросли травой, а другие уплотнились, но все еще сохраняли влагу и смрад недавних выбросов. Все это непременно сопровождали вездесущие мелкие мухи.

Проезжая вдоль отвалов, мы увидели, что большая часть трубных ответвлений пустовали, но некоторые продолжали работать. Из них непрерывным потоком вырывались черно-серые жидкие отходы, заставляющие воду под собой бурлить. Вокруг таких труб образовывались твердые шлаковые воронки, толстый слой коих сдерживал волны.

Удивительно, но эти золошлакоотвалы находятся максимум в паре километров от Гусиного озера — второго по величине в республике после Байкала. Естественно, возникает вопрос: не угрожают ли отходы Гусиноозерской ГРЭС водоему? 

Визиты вместо проверок

Мы направили запрос в Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора, и нам ответили, что золошлаковая смесь от сжигания углей отнесена к 5-му классу опасности. 

— В государственном реестре зарегистрированы два объекта для хранения отходов, принадлежащих филиалу «Гусиноозерская ГРЭС», — золошлакоотвалы 1-й и 2-й очередей. Сведения об объемах размещения отходов являются информацией ограниченного доступа и не подлежат разглашению. Они используются только для формирования официальной статистической информации, — сообщили в управлении. — Сейчас утилизация золошлаковых отходов на предприятии не предусматривается. Рекультивация (экологическое и экономическое восстановление земель. — Прим. авт.) золошлакоотвалов осуществляется по истечении срока эксплуатации либо при их наполнении по проекту. 

Росприроднадзор подчеркивает, что в последний раз проверка Гусиноозерской ГРЭС проводилась в 2019 году в плановом порядке. По ее результатам факты незаконного размещения золошлаковых отходов не установлены, нарушений в области обращения с отходами не выявлено. 

— В 2022 году предусматривалась комплексная проверка на Гусиноозерской ГРЭС, но плановые проверки были отменены постановлением правительства РФ в марте. Для соблюдения законодательства в этом году на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на этом предприятии, проводятся профилактические визиты, — добавляют в Забайкальском межрегиональном управлении Росприроднадзора.

Короткая история

Известный эколог и кандидат геолого-минералогических наук Евгений Кислов рассказывает «Информ Полису», что история Гусиного озера загадочна и интересна. Удивительно, но каких-то 300–350 лет назад его и вовсе не было.

— На этом месте были две небольшие лужицы. А в месте, которое сейчас является самым глубоким в озере, стоял Центральный дацан (ныне Гусиноозерский). Постепенно вода прибавлялась, дацан оказался на острове, потом этот остров начало затапливать, и дацан перенесли на нынешнее место, где железнодорожная станция Гусиное Озеро, — говорит он. — Интересное и не очень понятное происхождение. Может быть, это ответвление рифтовой долины (низменность между несколькими возвышенностями. — Прим. авт.). Байкал же в трещине находится и имеет ответвления в виде Тункинской, Баргузинской долин. 

По словам эколога, в Гусином озере в свое время была достаточно мощная рыбная ловля, заселяли рыбой. При этом водоем был полупроточным. Впадает в него протока Цаган-гол, а вытекает река Загустай. 

— И приток, и отток были достаточно маленькими, то есть озеро почти изолированное. И такие водоемы очень подвержены различным воздействиям, плохо регулируются. Возник шахтерский город Гусиноозерск, появилась железнодорожная станция Гусиное Озеро, расположились воинские части, потом построили теплоэлектростанцию. Люди начали использовать воду из озера и как техническую, и как питьевую, — объясняет Кислов. — Проблема Гусиноозерска в том, что для него никак не могут найти месторождение питьевой воды. В то же время город затапливается из-за поднятия уровня озера и за счет того, что с гор сходит верховодка (временные водные пласты). По идее, верховодку надо перехватывать и использовать в качестве питьевой воды, но мы работать-то не хотим. Ситуация обострилась из-за достаточно большого гарнизона Заозерный, потому что очистка в канализации просто не работала. И в этом же месте сброса канализации был водозабор гарнизона. То есть гепатит повальный был у военнослужащих этой воинской части. К счастью, ее сейчас ликвидировали. 

Теплоэлектростанция впоследствии стала основным крупным пользователем озера для своих целей. Евгений Кислов отмечает, что основной объем воды оттуда идет на охлаждение агрегатов при генерации электроэнергии. 

— Вода не соприкасается ни с чем, вроде как ничем не загрязняется и сбрасывается обратно в Гусиное озеро после охлаждения. Но дело в том, что это мощное тепловое воздействие на водоем. Ускоряется развитие различных водорослей, при отмирании они свои продукты жизнедеятельности выделяют в воду. Такой механизм был в озере Котокель, где это привело к гибели рыбы и людей. Конечно, в Гусином озере все не пошло по этому сценарию только из-за его величины, — делится наш собеседник. — В период маловодья, где-то в начале 90-х, возникли проблемы с использованием воды электростанцией. Было принято решение пересыпать реку Загустай, чтобы повысить уровень водоема. Этим люди замедлили обновление состава озера, что привело к накоплению всяких нехороших компонентов, поскольку город Гусиноозерск, станция Загустай, гарнизон Заозерный и более мелкие населенные пункты сбрасывали туда стоки. 

Кислов вспоминает, что с закрытием Холбольджинского угольного разреза начался неконтролируемый сброс воды в озеро. Осадки стекают с гор через разрез в воду. 

— При разложении угля получается серная кислота с солями тяжелых металлов, которые могут попасть либо в озеро и там отравить, либо поджечь уголь и он будет гореть — газообразный выброс. Карьер не был рекультивирован в 90-х после закрытия, и вот результат. Сейчас рекультивируется, выделяются федеральные деньги, но нужны миллиарды, процесс долгий. Вопросы утыкаются в проекты, потом в подрядчиков, — сетует эколог. — Поскольку реку Загустай пересыпали, а сейчас мы входим в многоводный период, уровень озера начал неконтролируемо повышаться, что стало приводить к затоплению ряда улиц Гусиноозерска, у озера. Естественно, смываются уличные туалеты, развивается процесс заболачивания. Причем это касается и Холбольджинского разреза. 

Шахта под городом

Минприроды Бурятии в 2020 году сообщало, что начались работы по восстановлению и экологической реабилитации Гусиного озера. Для этого необходимо было расчистить русло реки Загустай, впадающей в озеро, и реку Баян-Гол, вытекающую из него. Это должно было улучшить экологическое состояние водоема и защитить население от подтопления. 

— Физически эти мероприятия проводились, но я не знаю, какой результат был достигнут, — рассказывает Евгений Кислов. — Не уверен, что это помогло, но могу ошибаться. Опять же, это вмешательство в природную среду, которая устоялась. Человек все время пытается улучшить природу, в результате всех его попыток становится хуже и природе, и человеку. И ситуация ухудшается и ухудшается. На это накладываются вещи, которые напрямую не связаны с озером, но происходит синергетический эффект. На берегах Гусиного озера местами очень высокая концентрация газа радона, и, по-видимому, это связано с тем, что начало затапливать шахту Гусиноозерска, которая также была брошена и не рекультивирована. Ну а там возможно все, что угодно, вплоть до просадок и провалов. Если часть города неожиданно просядет на глубину и затопится озером, представляете, что будет? 

Эколог рассказывает, что уровень радона несколько раз оценивали, Минприроды пытается решить проблему. Но это, по его мнению, очень сложно. Особенно если это действительно происходит из-за брошенной отработанной шахты. 

— Я даже не представляю, как рекультивировать подземные выработки, особенно если они подтоплены. Все это накладывается на безработицу в связи с закрытием разреза и шахты, и проекты по созданию новых производств в 90-е не осуществились. В основном люди работают на ГРЭС, в муниципалитете, здравоохранении, образовании, — говорит он. — В настоящее время есть несколько предприятий, которые занимаются добычей угля, но не в таких масштабах. В связи с этим тоже были проблемы, потому что на аукцион был выставлен участок недр. Но на этом участке находится татарское кладбище. В реальности это старое кладбище Гусиноозерска на окраине города и побережье озера. Там похоронены родственники местных жителей. Люди возмутились, им и так дышать нечем. Потом это угроза кладбищу. Аукцион был отменен. 

Нужны анализы

Евгений Кислов подчеркивает, что для решения ряда проблем Гусиного озера и его жителей нужно все тщательно изучить. По его словам, в случае неконтролируемого повышения уровня озера делают усиление проточности. 

— Нужно возобновить выход воды по Загустаю, — добавляет он. — По работе ГРЭС очень трудно что-то исправить, потому что без сброса теплой воды нельзя. Объем очень большой нужен. Но вопрос в том, чтобы не допускать температурного загрязнения. Там есть промежуточные пруды-охладители, то есть они не кипяток в озеро сбрасывают. Но нужно максимальное охлаждение — стройте еще пруды-охладители. Контроль за ТЭЦ идет. Насколько я понимаю, в Бурятии только Гусиноозерская ГРЭС имеет статус особо опасного объекта в экологическом отношении. 

Эколог Евгений Кислов называет три основные проблемы Гусиного озера:

  1. Неконтролируемый уровень озера, усугубленный вмешательством человека в пересыпание реки Загустай для уменьшения оттока воды.
  2. Озеро — источник водоснабжения крупных населенных пунктов. В то же время в него идет сброс слабо очищенных канализационных стоков поселка Гусиное Озеро и города Гусиноозерска.
  3. Озеро используется практически как пруд-охладитель Гусиноозерской ГРЭС. 

Эксперт отмечает, что зола от угля на ГРЭС удаляется водой и поступает в золошлаковые отвалы. Но если после этого вода ушла, то получается, что отходы сухие и развеиваются ветром? 

— Или шлаки мокрые? Тогда какие реакции, процессы идут? Насколько вода глубоко уходит в почву? Если дно карьеров заизолировали до выбросов, то накапливаются. Воду тогда отсасывают, потом подают на очистку и сбрасывают куда-то либо используют повторно в технологическом процессе. Например, на ТЭЦ-1 на дно бульдозером укладывали полиэтилен. Понятно, что они его порвали везде, где только могли, и вода уходит, — резюмирует Кислов. — Чтобы узнать, попадают ли шлаки в грунтовые воды в Гусиноозерске, нужно посмотреть по рельефу, проанализировать воду в нескольких местах. Есть предельно допустимые концентрации веществ для питьевой воды и водоемов рыбохозяйственного значения. В Гусином озере второе, поскольку там ловится рыба. 

Мы озадачились накопившимися проблемами озера и хотим разобраться в каждой более подробно в наших следующих материалах. 

Если у вас есть предложения, инициативы или жалобы, то обращайтесь к куратору социально значимого проекта «Экологический подход» Данилу Дагаеву по е-mail: ecolog@infpol.ru.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях