лесные пожары
9555

«В 99 процентах случаев пожары возникают по вине человека»

Как тушат лесные пожары в Бурятии и с какими проблемами сталкиваются лесники?

Фото: пресс-служба РАЛХ; Н. Соктуева

В Бурятии уже ввели особый противопожарный режим, запрещающий посещение лесов и разведение огня. Однако тут и там возникают пожары, тушением которых занимаются специально обученные лесники. 

Об отличиях лесных и бытовых пожаров, трудностях работы в диких условиях и других тонкостях рассказывает Алексей Чагдуров, начальник лесопожарной станции Иволгинского лесхоза. 

Главный над лесниками

Алексей Чагдуров поступил в лесотехникум по окончании восьмого класса по совету своего дяди, который работал в Тохойском лесничестве Гусиноозерского лесхоза. Будучи студентом, он проходил практику в Иволгинском лесхозе, руководители которого пригласили парня к себе.

- Когда встречаю лесников из Бурятии на пожарах или учебе, видно, у всех к лесному делу есть патриотизм: не то чтобы любовь, а что нужно спасать лес. И он как-то незаметно каждому работнику лесного хозяйства прививается и мне на практике тоже привился. В 1997 году после окончания техникума устроился в Иволгинский лесхоз и с удовольствием хожу на работу, - рассказывает Алексей. - Сначала работал лесником с обязанностями мастера, через год стал мастером, через четыре года - инженером охраны и защиты леса. Еще через год стал совмещать эту работу с работой инженера по охране труда. На следующий год (в 2004 году) стал начальником пожарно-химической станции третьего типа (ПХС, которая потом стала лесопожарной станцией - ЛПС). 

Однако в 2012 году Чагдуров уволился из ПХС, так как зарплата стала меньше 10 тысяч рублей. Два года он работал водителем в Иволгинской пожарной части, при этом выполняя обязанности диспетчера и пожарного. 

- Принимал звонок, доставлял воду на машине, на месте все разворачивал и тушил, докладывал по рации, что необходимы дополнительные силы. В обязанности не входило тушить пожар, но я же не могу стоять и смотреть, - делится воспоминаниями наш собеседник. - Поработал, и в 2014 году меня пригласили на должность начальника ПХС Иволгинского лесхоза. В прошлом году наша ЛПС стала третьего типа. Грубо говоря, станция первого типа обслуживает свое лесничество, второго типа - весь лесхоз и район, а третьего типа - помимо обслуживания своего района (у нас Иволгинский), выезжает и в другие районы Бурятии. Иволгинская ЛПС третьего типа для этого и оснащена: три бульдозера, два трала для транспортировки транспорта, машины, тракторы. С учетом того, что две группы, один бульдозер, один трактор отправили куда-то в район, у нас здесь остаются два трактора и другая техника, которая должна прикрыть в Иволгинском лесхозе. 

Алексей Чагдуров руководит лесниками на пожаре, при найме те проходят курсы лесного пожарного и внутреннюю учебу. Люди все разные, поэтому ему нужно понимать, как человек сработает в экстремальной ситуации, не потеряет ли голову. 

- На пожаре 10 человек смотрят на меня и ждут указаний. Я оббегаю рельеф, оцениваю обстановку, затем нужно правильно распределить людей. Главное, с ними поставить бригадиров, которые могли бы ими управлять, понимать все. На пожаре человек подчиненный не принимает решения - это инициатива, которая бывает наказуема. В принципе не было ситуаций, когда кто-то что-то недопонял, все для среднего ума. Все ребята обученные, новенькие состоят в группе с опытными. В обязанности руководителя входит охрана труда, жизни людей, - объясняет начальник ЛПС. - Я умею управлять всей нашей техникой, в том числе тракторами, УАЗом, квадроциклом и т. д. Единственное - не было необходимости научиться управлять моторной лодкой с прицепом для переброски сил по воде. Мы обязаны иметь какое-то судно из-за того, что река Селенга граничит с Иволгинским лесхозом. Нам бы еще квадрокоптер. Я думаю, с ним можно не бегая провести разведку местности, всем лесникам все показать на экране, дать задания. Намного было бы эффективнее. Конечно, лучше ножками, чтобы что-то увидеть, но бывают большие пожары - не набегаешься. 

Поджечь, чтобы потушить

Сравнивая на своем опыте бытовой и лесной пожары, начальник ЛПС Иволгинского лесхоза говорит, что в принципе они похожи, сложно везде. Когда горит дом, нужно его потушить и спасти рядом стоящие объекты. При тушении лесного пожара надо сохранить рядом стоящий лес. Но есть и отличия.

- Бытовой пожар тушат большим количеством воды, температура не маленькая, все в дыму. В противогазе очень тяжело работать. Бывало, на колено упадешь, потому что не хватает сил. Как обычно, народ вокруг соберется, обсуждают, за руку тебя хватают, что-то подсказывают. А ты свою задачу знаешь, - рассказывает Алексей Чагдуров. - Машина лесопожарной станции оснащена ёмкостью для воды в 1 000 литров, мотыгами, граблями, лопатами, ранцевыми лесными опрыскивателями (РЛО), воздуходувками и зажигательными аппаратами. Лесники передвигаются в касках и респираторах. При пожаре в лесу и в доме ветер играет большую роль в распространении огня. 

При тушении лесного пожара лесники проделывают минерализованные полосы (минполосы), то есть очищают землю от горючих листвы, корней и веток, доходя до земли. Это тяжелый ручной труд, так как мешают камни, нужно рубить корни и т. д. Бывает низовой и верховой лесной пожар. 

- Низовой пожар - это когда горит только напочвенный покров. Мы в метре от него проделываем минполосу, доходя до которой пожар тухнет. Здесь используют воздуходувки, которые сильным потоком воздуха подают воду через шланг. Эта воздушно-капельная масса сбивает пламя и приостанавливает его на какие-то минуты, а дальше лопатой работаем, - делится тонкостями наш собеседник. - Верховой пожар - это когда горит напочвенный покров, поджигая молодые деревья, а те, в свою очередь, древостой. Уже с верхушек старых деревьев падает горящая хвоя, поджигая напочвенный покров и питая пожар дальше. Ветер тут не так важен, хватит пяти метров в секунду для распространения. От верхового пожара мы отходим на 200 - 300 метров или даже на километр и навстречу огню проводим контролируемый отжиг напочвенного покрова, он не наносит вред деревьям. Отжиг бывает ступенчатый, пятнистый, когда маленькие пожары соединяются и не успевают набрать температуру. Тут же делаем минерализованную полосу - и пожар угасает. Конечно, при тушении дома ничего не поджигают. 

В ненастье и с медведями

Лесопожарная станция Иволгинского лесхоза создана для межрайонного маневрирования. В ней есть группа из пяти человек, которая всегда готова к выезду. У них есть спутниковый телефон, палатка, электростанция, чтобы жить в полевых условиях с электричеством и освещением. Однажды Алексей Чагдуров с группой ездили в Еравнинский район на пожар. Там они прожили в палатках 13 дней. 

- Стараемся каждые 10 дней менять лесников на других из ЛПС, потому что тяжеловато становится. Выезжающим уже надоело, а заезжающие с энтузиазмом. Так можно до бесконечности все лето меняться, - отмечает он. - В Еравне пожар распространился на 20 километров. Впереди самые горячие точки тормозила авиабаза, так называемый лесной спецназ. За ними идем мы, лесхозы. Впятером мы обслуживали участок в полтора километра. Нужно успеть на другой стороне минполосы потушить пожар, поэтому весь день патрулировали взад-вперед. Пошли в одну сторону, а на обратном пути поверх наших следов увидели следы медведицы и двух медвежат. Буквально за нами были. Пришлось патрулировать на УАЗе с будкой: один сходит, тушит, а двое смотрят по сторонам. Следы уходят то в лес, то на дорогу. Потом медведица ушла в основной табор на горе, где палатки расставили авиабаза и лесхозы. Они в машины спрятались, а медведица неагрессивная была, походила-походила и ушла. 

Чагдуров вспоминает про пожар в Курумканском районе. Он произошел в густом лесу, и, чтобы его не пилить, лесники нашли старую дорогу и на ее склоне поставили палатку. Как полагается, окопали вокруг палатки канавы на случай дождя. 

- Мы там жили-жили, уже почти остановили пожар. И тут ночью пошел дождь. Все залило, ручьем под нашу палатку текла вода. Да, было неприятно. Но дождь помог нам с пожаром. Любой лесник скажет: «Я никогда так не радовался летом ненастью». И семья обделена летним отдыхом. В теплую погоду на выходных просят отвезти на какой-нибудь берег водоема, а у меня, наоборот, все ужесточается, группа на фокусе сидит, - рассказывает лесник. - Супруга первое время говорила, когда был более трех дней в лесу: «Что это за работа, зачем?». А потом она работала в Иволгинском агентстве гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС), там поняла, что такое пожары и ночные выезды. Порой и не вернешься домой, останешься ночевать. В последние годы с пониманием относится. В любое время я встал, уехал. У меня уже тревожный чемодан, в котором все есть на двое суток боя. 

Лесной пожар – работа лесников

Один из последних пожаров, тушением которого руководил Алексей Чагдуров, произошел 18 апреля у одного из иволгинских сел. Дым был белый и густой, а в эти дни было ветрено. Начальник ЛПС понимал: если пожар разойдется, то деревня сгорит. 

- Соответственно, сразу началась работа, сообщение передали всем службам и пожарным частям. В 15:00 поступило сообщение, в 15:30 мы прибыли, в 16:00 пожар был ликвидирован. В течение тридцати минут. Нам помогло, что с одной стороны была дорога и ветер шел в ту сторону. Плюс присутствовала 24-я Иволгинская пожарная часть. Когда уже потушили, заливали водой отдельные дым-точки, вокруг бегали двое детей, подойти боялись. Кружат-кружат, и мы их спросили: «Ребята, не видели, кто поджег?». «Не, не видели». В общем, ничего они больше не рассказали, - вспоминает начальник ЛПС. - Раньше до такого не доходило, чтобы приезжали пожарные части защищать населенные пункты, никогда не было страшных угроз. Местное население волновалось о своем жилище, поэтому приезжало на место пожара на велосипедах, мотоциклах с граблями. Все дружно принимали участие в тушении, когда мы приехали. Лесники все заливали водой, пропахивали и останавливали остальное. 

В первую очередь лесники спасают от пожара населенные пункты, объекты экономики, затем лес. К пожарам никого постороннего начальник ЛПС не имеет права допустить, так как участники тушения должны иметь удостоверение лесного пожарного. 

- Также всех лесозаготовителей обязали обучиться на лесного пожарного, потому что они занимаются заготовкой древесины, соответственно, должны принимать участие в тушении в их кварталах и в государственных лесах, помогать лесхозам, - добавляет Алексей Чагдуров. – В 90 %, даже в 99 % случаев пожары возникают по вине человека, из-за несоблюдения правил пожарной безопасности. Даже сейчас, когда действует особый противопожарный режим и доступ в лес ограничен, все равно едут в лес отдыхать. В одном году было немного пожаров, и из них около 60 % грозовых. Грозовые пожары отдаленные, труднодоступные, технику даже не загнать по горам и камням. И он не горит, а потихоньку тлеет, доходит до сучка, выпускает дым и опять теряется. А ищешь же его по дыму, и так на поиски может несколько часов уйти. 

Наказание изменилось

В России с 5 апреля изменилось наказание по статье 261 Уголовного кодекса РФ «Уничтожение или повреждение лесных насаждений». Наказания не отменяют возмещение причиненного пожаром ущерба.

Сокращенное описание изменений статьи 261 УК РФ:

Было

Стало

Уничтожение или повреждение лесных насаждений

в результате неосторожного обращения с огнем – несоблюдение требований, правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение пожара (разведение и оставление непотушенных костров, выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы, оставление горюче-смазочных материалов, бросание горящих спичек, окурков и т. п.).

Некрупный ущерб (до 50 тыс. руб.)

ч. 1 – штраф до 400 тыс. руб., обязательные, исправительные или принудительные работы, или лишение свободы до 3 лет

Значительный ущерб (свыше 10 тыс. руб.)

ч. 1 – штраф до 500 тыс. руб., обязательные, исправительные или принудительные работы, или лишение свободы до 4 лет

Крупный ущерб (свыше 50 тыс. руб.)

ч. 2 – штраф до 500 тыс. руб., обязательные, исправительные или принудительные работы, или лишение свободы до 4 лет

Уничтожение или повреждение лесных насаждений

путем поджога (без изменений) – умышленные действия, направленные на уничтожение или повреждение насаждений с помощью открытого огня (зажигание травы, разведение костров, разбрасывание факелов, использование горючих материалов и т. д.).

Некрупный ущерб (до 50 тыс. руб.)

ч. 3 – штраф до 1 млн руб., или лишение свободы до 8 лет + штраф до 500 тыс. руб.

Некрупный ущерб (до 50 тыс. руб.)

ч. 3 – штраф до 1 млн руб., или лишение свободы до 8 лет + штраф до 500 тыс. руб.

Крупный ущерб (свыше 50 тыс. руб.)

ч. 4 – штраф до 3 млн руб., или лишение свободы до 10 лет + штраф до 500 тыс. руб.

Крупный ущерб (свыше 50 тыс. руб.)

ч. 4 – штраф до 3 млн руб., или лишение свободы до 10 лет + штраф до 500 тыс. руб.

В Бурятии действует особый противопожарный режим. Пребывание граждан во всех лесничествах ограничено, за исключением сквозного проезда по дорогам и посещения мест массового отдыха. Запрещено разведение костров за пределами специально предусмотренных мест массового посещения граждан. Нарушение пожарной безопасности в лесах влечет административный штраф: на граждан - от 4 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 20 до 40 тысяч рублей; на юридических лиц - от 300 до 500 тысяч рублей. Для предотвращения возгораний в лесах сформировано около 600 патрульных, патрульно-маневренных и патрульно-контрольных групп. В круглосуточном режиме продолжают работать 30 камер видеомониторинга «Лесохранитель», охват которых составляет более 6 млн га. Оборудовано 109 наблюдательных постов, подготовлены маршруты наземного патрулирования общей протяженностью более 7 тыс. км.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях