интервью
23824

Бадма-Ханда Аюшеева: «Я стараюсь во всём видеть плюсы»

Откровенное интервью с известной бурятской певицей о ценностях, творчестве и бизнесе

Фото: архив Бадма-Ханды Аюшеевой и театра «Байкал»

Заслуженная и народная артистка Бурятии, солистка театра «Байкал» рассказала «Информ Полису» о том, как пандемия осложнила творческую жизнь её коллектива и подстегнула её саму на открытие бизнеса, а также о воспитании дочери и о том, почему для бурятской молодёжи не всё потеряно. 

- Бадма-Ханда, расскажите, как шла подготовка к предстоящему онлайн-концерту к 8 Марта. Что будет представлено зрителю? 

- Недавно прошёл мой сольный концерт (6+), запись которого мы сделали для онлайн-концерта к 8 Марта. Увидеть его зрители смогут в Ютьюб-канале театра «Байкал» в 20:30. 

Проделана большая работа, мы с коллективом постарались сделать подачу песен необычной, открыть душу. Хорошо поработали со световым оформлением и звуком. Очень надеюсь, что этот труд почувствуется и песни дойдут до сердец людей, хоть и через экран монитора. 

Я очень благодарна своему театру «Байкал». В нашей команде каждый знает свою ответственность. Моя заключается в том, чтобы принести материал, обсудить с командой то, как я хотела бы его подать. Конечно же, выглядеть красиво на сцене, быть в хорошем настроении и, самое главное, хорошо спеть. А всё остальное, львиная доля - труд театра. Особенно сложно подготовить сольный концерт, здесь каждый проделывает свою огромную работу, потом мы собираемся вместе и составляем программу всего действа. 

«Я могла вообще не проснуться»

- Осложнила ли вам работу пандемия? 

- Конечно. Например, при всём желании не получилось побольше репетировать. Проектов у нас много, и нет времени на раскачку, долгие сборы и уже тем более на расслабление. Профессиональный театр не может себе такого позволить. Как бы ты ни устал, в конечном итоге должен нести зрителям только позитив и всегда быть в духе. 

В одном интервью я сказала, что, перенеся коронавирус, стала лучше петь. Я ведь специально так говорю (улыбается). Потому что в последнее время люди пребывают в негативе и панике - пандемия, рост цен, плохая экология. Они обвиняют во всём друг друга и государство: «Все плохие, и жить тяжело!» Я же стараюсь во всём видеть плюсы... 

Переболев ковидом, я поняла, что жизнь на самом деле очень хрупка и все мы уязвимы. Несколько дней болезни были особенно страшными, я могла вообще не проснуться. Врачи меня вылечили и посоветовали заниматься дыхательной гимнастикой. Вместо этого я решила больше петь. 

Со временем заметила, как мне стало легче, и петь я стала лучше. Вероятно, мне так показалось после болезни, потому что до неё я относилась к голосу более бережно, старалась не сильно напрягать. А когда поняла, что можно вообще лишиться способности дышать, стала иначе на это смотреть. Всегда нужно настраиваться на лучшее. 

- В этом году театру «Байкал» исполнится 80 лет. Чем сегодня наполнена его жизнь? 

- У нас есть годовой план проектов, к которым мы упорно готовимся. Каждый день проходят репетиции. Художественный руководитель, музыкальный руководитель, режиссёры совместно с концертным отделом продумывают различные шоу-программы, порой просто фантастические идеи приходят им в голову. Команда артистов эти идеи должна воплотить на сцене. Это захватывающий творческий процесс. 

Да, сейчас жизнь нашего общества претерпевает изменения, есть трудности, всевозможные ограничения. Но мы стараемся делать всё возможное. Артисты - народ эмоциональный, и, приходя на работу, мы заряжаем друг друга энтузиазмом и своими планами. То же самое стараемся нести и зрителям. 

«Культура вне политики»

- Многие молодые люди из Бурятии, живущие за рубежом, говорят, что испытывают трудности с национальной самоидентификацией. Некоторые не знают, как объяснить иностранцам, кто такие буряты. Кто-то стыдится, что мало что может рассказать о бурятских традициях. Что поможет нашей молодёжи сохранить культуру? 

- Да, это большая проблема. Я сама часто встречала таких земляков во время гастролей. Особенно за границей буряты сильно переживают по этому поводу. Выросло целое поколение, не знающее родного языка. Но я считаю, что это не их вина. Всё прививается в детстве, от родителей, бабушек и дедушек. Моя мама знает все традиции и передала эти знания мне, а я - своей дочери Уяне. Я точно знаю, что ей не будет стыдно за себя и она найдёт, что рассказать о своём народе. 

Мне в этом отношении очень легко: я могу поведать об истории и обычаях бурят, приготовить блюдо, спеть песню! Раньше я стыдилась, что не знаю русского языка, но с возрастом поняла, зачем мне что-то доказывать и стыдиться, ведь я хорошо знаю родной язык. 

Некоторые мои друзья, переехавшие за границу, выучили бурятский только там. Учиться никогда не поздно, тем более сегодня есть онлайн-обучение. Было бы желание. Значит, недостаточно стыдно, раз люди переживают, но при этом не учат (улыбается). 

- Культура вне политики? 

- Должна быть вне политики. Как и спорт. Мы даём пищу для души, стараемся радовать, особенно сейчас, когда настроение у людей подавленное. При этом творчество должно отвечать времени, быть актуальным. Наш театр всегда думает, как заинтересовать тем или иным номером молодого зрителя и оставаться интересными старшему поколению. Молодёжь, например, любит электронную музыку, «ТикТок» – у многих наших артистов получается отвечать современным запросам. У меня, правда, не очень (смеётся). Но народная музыка, которой я занимаюсь, хорошо сочетается со многими музыкальными направлениями. 

На сольном концерте я заметила, как много молодёжи приходит послушать народные песни и музыку! Во многом это происходит благодаря «Пушкинской карте». Раньше такого не было. Моими зрителями всегда были бабушки и дедушки, люди 40+, а теперь приходят и дети, и подростки. Многие пишут мне потом, отмечают меня в «Инстаграме». 

- Значит, не всё потеряно. 

- Совсем не потеряно. Молодёжь бурятская любит национальную культуру и интересуется ею. А значит, сумеет её сохранить. 

«Родители должны направить ребёнка, а не указывать ему, чем заниматься»

- Расскажите об Уяне. Чем она занимается? Можно ли сказать, что вы строгий родитель? 

- Уяне скоро 20 лет. Она студентка РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина в Москве, факультет комплексной безопасности ТЭК. Я воспитываю её чисто по-бурятски (смеётся). Говорю, что если она будет вести себя неблаговидно, то люди будут говорить, что мы плохо её воспитали. Ещё я дала ей понять, что наше родительское будущее, наша старость в её руках, поэтому она должна жить хорошо. Конечно, я стараюсь прививать ей какие-то жизненные принципы и ценности на своём примере. Мои родители живут пусть и не в роскоши, но в спокойствии, в своё удовольствие и не переживают о достатке. Я хочу стареть так же. 

Уяна считает, что я строгая (улыбается). А я так не думаю, если сравнивать с моей мамой. Главный принцип - быть ответственным человеком, «сделал дело, гуляй смело». Это касается учёбы, работы, быта. Но Уяне и не нужно ничего подсказывать, она с малых лет так живёт. 

- Для вас важно, чтобы дочь всегда была рядом? 

- Я хочу, чтобы она сперва познала мир. Потом решит сама. Считаю, что у неё достаточно хорошее воспитание и образование. Ни в чём ограничивать её я не стану. Мне кажется, родители должны направить ребёнка, а не указывать ему, как и где жить, чем заниматься. Я, например, самовольно стала певицей, хотя мама, скорее, мечтала, что я стану учителем. И о своём выборе я ни минуты не жалела! 

«Должно быть быстро, вкусно и обязательно красиво!»

- Другое ваше любимое дело - кулинария. Как возникла идея открыть доставку бууз? Планируете ли расширить до заведения? 

- Как я уже говорила, любые проблемы должны стимулировать двигаться вперёд. Так же и у меня, когда во время пандемии начались сплошные ограничения, нельзя было выезжать с концертами, выступать на мероприятиях, у меня резко упали доходы. Но, как и у всех, есть определённые обязательства и потребности. Без денег, например, не запишешь альбом. 

Я начала думать, что теперь. Была идея открыть швейный цех, но я поняла, что много заказов на бурятские дэгэлы не получу. Потом решила делать красивые и вкусные бурятские буузы по традиционному авторскому рецепту. В них должно быть самое лучшее мясо, тонкое эластичное тесто и правильное соотношение ингредиентов, каждая бууза должна быть красивой и аккуратной… Кафе открывать - дело непростое и очень затратное. Другое дело приготовить, заморозить и доставлять людям готовые буузы. Так и возникла идея открыть доставку бууз. Начала я это дело в конце 2021 года и очень рада, что решилась. 

Пока у нас очень маленький цех на улице Добролюбова, 37, но, думаю, есть все шансы сделать из наших бууз бренд республики. Спрос хороший, есть постоянные клиенты. С заказами работает администратор, всего в нашей команде семь человек. Я очень щепетильная и людей подбираю с таким же подходом к делу: должно быть быстро, вкусно и обязательно красиво! (Смеётся.

Теперь мне хотелось бы работать с магазинами. Все документы для этого у меня есть, сертификацию и ветеринарный контроль я прошла. Сейчас запускаю овощные буузы, очень вкусные, кстати. Моя дочь их любит больше мясных. Если с мясом можно съесть три-четыре буузы, то с овощами – шесть, и тяжести не будет (улыбается). Также скоро будут и другие виды бууз, но пока не скажу, какие! 

- Успехов вам в творчестве и в бизнесе! 

- Благодарю!

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях