болезни
12014

Уничтожит ли эпидемия ЗУДа сёла и экономику Бурятии?

В этом вопросе разбирался корреспондент «Информ Полиса»

Фото: Евгений Коноплёв

На исходе 2021 года в Кяхтинском районе, а именно в селе Усть-Киран и улусе Бурдуны, был выявлен заразный узелковый дерматит - вирусная болезнь крупного рогатого скота. Сейчас болезнь выявили еще в нескольких районах: Бичурском, Мухоршибирском, Тарбагатайском и Иволгинском. Чем эпидемия скота может обернуться для жителей Бурятии? 

Лечению не подлежит?

Если верить книгам по практическому руководству для ветеринаров, то впервые с этим заболеванием скота человек столкнулся в 1929 году в Южной Африке и на острове Мадагаскар. А на территорию Российской Федерации недуг “пришел” в 2015 году, крупные очаги распространения инфекции были зафиксированы на территории Чечни, Северной Осетии и Дагестана, а в 2017 году и на территории Татарстана. После этого вспышки заболевания наблюдались в 2018 и 2019 годах в разных регионах страны. 

У больных животных наблюдаются следующие симптомы:

  • потеря аппетита,
  • периодическое слезотечение,
  • обильные слизистые выделения из носа,
  • образование кожных узлов,
  • поражение глаз и слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения. 

Нодулярный дерматит с трудом поддается лечению. Даже после видимых улучшений животное может около года оставаться носителем инфекции. Для людей он не представляет угрозы, но именно они могут стать переносчиками заразы. Инфекция распространяется через физиологические выделения, уходовый инвентарь и укусы кровососущих насекомых, а еще может переноситься на волосах, коже, одежде, подошве обуви, шерсти и лапах. В Минсельхозе Бурятии ранее не исключили, что с наступлением тепла и появлением насекомых ситуация и вовсе выйдет из-под контроля – под прицелом уже окажется всё поголовье скота республики и соседних регионов. Так что выход один - его уничтожение. 

- Дальнейшее лечение зараженных животных экономически нецелесообразно, поскольку снижаются молочная и мясная продуктивность, качество кожевенного сырья, нарушается половая цикличность у коров, у быков развивается половая стерильность, рекомендуется такой скот уничтожать. В случае уничтожения скота государство готово выкупить животных у владельцев по среднерыночной цене: 134 рубля за килограмм живого веса КРС, 152 рубля за килограмм живого веса по свиньям, по овцам 4 тысячи за голову, - говорит заместитель председателя правительства Республики Бурятия - министр сельского хозяйства и продовольствия Галсан Дареев. 

«Деревни просто вымрут»

Первым забил тревогу директор ФГБУ «Россельхозцентр» по Бурятии Намжил Мардваев. Еще весной прошлого года мужчина опубликовал на своей странице в Facebook пост, где рассказал о массовом падеже скота в Джидинском районе. 

- В прошлом году здесь очень рано выпало много снега, что необычно для этих мест. Опытные сельхозники знают, что основной падеж скота в год, когда мало кормов, бывает весной, в период начала отрастания травы. Это случилось и в этом году, - пишет Мардваев. 

Свой пост директор проиллюстрировал фотографиями трупов животных, разлагавшихся в поле под открытом небом. 

- Всё это несет огромную опасность массового распространения различного рода инфекций, болезней. Видимо, все ждут вспышку! И только тогда в авральном порядке, героически будут устранять. Нужно отметить, что в связи с обильными дождями все стоки с бактериями и патогенами от этих павших животных попадают в ручьи, далее в реки и придут по Селенге в Улан-Удэ, а затем и в Байкал, - гласит пост. 

Мы решили связаться с Намжилом Бадмаевичем и узнать, действительно ли эту беду можно было предвидеть и вовремя принять какие-либо меры. 

- Первая вспышка болезни была зафиксирована в Кяхтинском районе, а именно южные районы - главные поставщики быков-осеменителей в республике. К тому же основные распространители ЗУДа - это кровососущие, а зимой они не активны. Болезнь развилась давно, но из-за того, что зимой иммунитет у животных ослаб, вирус занялся. В данный период главная борьба - это тотальная вакцинация скота, - говорит Намжил Мардваев. 

Также директор «Россельхозцентра» добавил, что это большая беда для сельчан. Фермеры могут остаться без денег, и деревни просто вымрут. 

- Могу привести пример. Мой знакомый фермер из Кяхты 15 лет занимался сельским хозяйством. А сейчас из-за ЗУДа весь скот пришлось уничтожить. А на те деньги, что дают в качестве компенсации, маточное поголовье не купить. Поэтому фермер хочет продать все имущество, эмигрировать в США и стать дальнобойщиком. Вот это страшно. Самые работящие люди покинут сельское хозяйство, - заметил Намжил Мардваев. 

Также мужчина отметил, что, согласно приказу № 166 Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в эпизоотическом очаге запрещаются ввоз на территорию хозяйства и вывоз за его пределы восприимчивых животных, а также вывоз кормов, молока и спермы, полученных от больных восприимчивых животных. А экспорт скота, молока и спермы - существенная часть бюджета Бурятии. 

- Республику могут на год закрыть. Нельзя вывозить скот. Санитарно-эпидемиологическая ситуация у нас давно, все прогнозируется. Это последствия. Но главные силы нужно бросить на борьбу, а разборки оставить на потом, - подытожил Намжил Мардваев. 

Трагедия для КФХ

По данным Минсельхоза, на десятое января в Бурятии было ликвидировано 2 200 голов скота в пораженных районах, а это менее 0,5 % от всего поголовья. Общая численность КРС в республике на первое декабря 2021 года составляет 332 600 голов, свиней насчитывается 127 700 голов, лошадей - 51 тысяча, овец и коз – 293 900 голов.

Если смотреть на статистику, то кажется, что все не так уж и плохо. Но ведь за этими цифрами стоят настоящие трагедии фермеров. Так, мы связались с Алексеем, фермером из Кяхтинского района, у которого умертвили все поголовье. 

- У меня было 157 голов, больше половины заболело. С тех пор как узнал о вспышке ЗУДа, каждый день заходил на свой двор с напряжением. Надеялся, что болезнь обойдет стороной, но чудес не бывает. Первые симптомы появились 31 декабря, и все настроение ушло, - вспоминает мужчина. 

Вместе с новогодним настроением у фермера рухнули многолетние планы. 

- Я специально в 2019 году покупал 50 племенных телок, этим летом трех быков осеменителей, планировал получить приплод, а потом и статус племенного скотовода и уйти в эту сферу. Но теперь два года работы насмарку. Все. Я не знаю, что сейчас делать. Придется закрыть свое КФХ, - сокрушается мужчина. 

Как рассказывает Алексей, одна из причин распространения заразы - отсутствие организованного выпаса животных. 

- Некоторые хозяева просто выгоняют утром животное, а вечером обратно запускают во двор. Скот бродит где попало. Я старался чужих животных отгонять от своего стада. Мои подхватили болезнь из водопоя, - говорит Алексей. 

После того как у коров появились симптомы ЗУДа, к фермеру приехала бригада ветеринаров, которая до поздней ночи занималась ликвидацией скота. 

- Ветеринары провели просто титаническую работу. Я знаю, что это такое утилизировать мертвый скот. На одну корову приходится потратить много сил и времени, чтобы она стала пеплом. Глава села Усть-Киранское расшевелил местных: кто-то помогал с техникой, кто-то готовил еду, чтобы работников покормить. Если бы не эта слаженная работа, зараза бы распространялась сильнее, - вспоминает фермер. 

Сейчас Алексей не знает, как сложатся его дела дальше. Ведь заниматься сельским хозяйством ближайший год очень рискованно. 

- Если даже через год куплю себе коров, то есть вероятность, что все может начаться снова. Ведь некоторые фермеры пытаются заняться самолечением, чтобы не терять скот, а кто-то прививает не всех животных. Нужно выдержать паузу, - подытожил Алексей. 

Ведется следствие 

Как упоминалось выше, самое лучшее, что сейчас могут сделать фермеры, - это привить скотину. Вакцина против нодулярного дерматита ставится бесплатно всему здоровому поголовью республики. До 23 января планируется завершить вакцинирование здоровых животных, находящихся в радиусе 40 км от очагов заражения. 

После 23 января - все остальное поголовье в районах, где были очаги заражения. Все остальное поголовье республики будет планово провакцинировано с марта 2022 года. Подлежит вакцинации 67 030 голов КРС, 74 019 голов МРС,  6 862 головы свиней. 

Также у Министерства сельского хозяйства есть две версии о том, как зараза попала в республику. 

- На данный момент правоохранительными органами ведется следствие. Тут возможны две основные версии: вирус нодулярного дерматита могли завезти нелегальные скупщики скота, которые движутся по объездной дороге, включающей в себя те населённые пункты, которые первыми подверглись заражению. Скупщики выкупают скот у населения, затем транспортируют за рубеж или в другие регионы, - пояснили в пресс-службе. 

Вторая версия: инфекция могла быть завезена нелегальными скупщиками мяса, которые, разъезжая по сельским населённым пунктам, проводят дворовый забой и скупку мяса. Маршрут у скупщиков мяса такой же, как у нелегальных скотовозов. 

- Наша задача - сдержать распространение этого заболевания по всей республике, под прицелом все поголовье Бурятии. Нам пришлось пожертвовать 2 200 головами сельскохозяйственных животных, чтобы удержать вирус в очагах для сохранения основного поголовья скота в республике. Всем пострадавшим гражданам и фермерам выплатят компенсацию ущерба от нодулярного дерматита, - отмечает зампред правительства РБ - министр сельского хозяйства Галсан Дареев. 

Компенсация

Пострадавшим, чей скот был подвержен нодулярному дерматиту, необходимо представить следующие документы в органы местного самоуправления:

  • заявление владельцев либо законных представителей о необходимости оказания помощи в связи с утратой сельскохозяйственных животных в зоне чрезвычайной ситуации по установленной форме (образец можно будет получить в органах местного самоуправления);
  • копия документа, удостоверяющего личность владельца (паспорт, стр. 2-3), для юридических лиц выписка из ЕГРЮЛ;
  • копия акта убоя или изъятия больных животных на территории Республики Бурятия.

В случае изъятия и уничтожения скота государство готово выкупить животных у владельцев по среднерыночной цене: 134 рубля за кг живого веса КРС, 152 рубля за кг живого веса по свиньям, по овцам - 4 тысячи за голову. 

Не следует путать живой вес с убойным весом. Живой вес животного - вес с копытами, рогами, внутренними органами, кровью и шкурой. Убойный вес - только мясо на кости. Важно помнить, что средний выход мяса у КРС составляет 42 - 50 % от ее живого веса. 

Что касается повышения цен на определённые продукты, в министерстве отметили, что рост всегда происходит при дефиците. В Республике Бурятия дефицита на мясо пока нет.

Автор: Александра Ромаева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях