жилье
9149
3

В центре Улан-Удэ семьи с детьми рискуют оказаться под руинами своих квартир

Дом признан аварийным несколько лет назад, но в нем по-прежнему живут люди

Фото: В. Бальжиева

Дом № 32 на улице Шмидта для обывателя давно стал частью унылого городского пейзажа. Но многие даже не догадываются, что почти вековое здание, признанное аварийным шесть лет назад, не заброшено – в нём по-прежнему живут люди. 

Жильцы дома по улице Шмидта обратились в редакцию «Информ Полиса». В 2015 году они добились признания своего дома аварийным, собрав деньги на комиссию. Износ дома на тот момент составлял уже 87%. С тех пор люди так и живут одной надеждой, что их вот-вот расселят, а их страшный дом исчезнет и перестанет уродовать улицу в центре города. 

- Он был построен в 1937 году, я в нём живу уже десять лет, - говорит Анна Марьина. – После признания аварийным в ответ на наши письма нам каждый год приходит одна и та же отписка – «в течение следующего года дом будет снесён, а жильцы расселены». Потом сказали, что нет финансирования, ждите. 

Рушатся потолки и не закрываются двери

Состояние дома несложно оценить, просто взглянув на него. Снаружи и внутри покосились стены, полы в квартирах настолько кривые, что по ним легко скатываются мячи и игрушечные машинки. 

- Потолочные балки провисают сильно, не так давно было обрушение потолка на первом этаже, плитки отвалились, чуть на ребёнка не упали. Семья съехала оттуда. Бывает, что двери даже не закрываются, окна просто вываливаются. У нас центральное отопление, но с каждым годом становится всё холоднее и холоднее, - рассказывает Елена Ковшина. 

- Летом и весной смысла нет это всё замазывать. Кто руки приложил, у того ещё более-менее всё выглядит в квартире. Потому что люди хотят жить по-человечески, - говорит соседка Елены Ольга Байденгер. 

«Мы эти квартиры не покупали»

Елена показывает нам свою квартиру. Мы в ней за долгое время стали первыми гостями - девушка стыдится кого-либо приглашать. Наступать приходится аккуратно, чтобы не устроить соседям снизу «дождь» из штукатурки. 

- Смотрите, полы прогнулись, а вот здесь пошёл грибок под линолеумом. Пол покосился, и так везде у всех нас, - показывает девушка. - Каждый год мы оконные рамы снимали и мыли, а теперь даже боимся их трогать. Мы решили хотя бы этот угол заклеить, но всё отошло. 

- Во время первой пандемии в октябре где-то к нам пришла девушка из администрации, - добавляет соседка Елены. - Я спросила, что она здесь ходит. Она ответила, что описывает и что нас должны расселить в 2022 году, но так как ускоренная программа появилась, мы попали в 2021 год. Мы так обрадовались, ждём, а тут раз - и на дом наш повесили табличку - 2023 год. Ну это вообще.

- Иногда на такси подъезжаешь к дому, водители с таким удивлением спрашивают: «Здесь что, нормальные люди живут?!». То есть они думают, что здесь какие-то алкоголики проживают, - рассказывает Елена. - Мы эти квартиры не покупали, они достались от судостроительного завода нашим бабушкам и дедушкам, которые работали там по тридцать лет. 

Мы с Еленой выходим из дома и обходим его снаружи. Со стен угрожающе нависают огромные куски, которые, кажется, вот-вот рухнут нам на головы. 

- Эта стена отмерзает с улицы, и у меня дома от этого холодно. На стене в квартире зимой снежок нарастает. Там (показывает) вообще скоро упадёт. Соседняя часть дома была построена позднее, там квартиры благоустроенные, у нас - полублагоустроенные. Но и у них в одной квартире продувает пол насквозь, хозяин руку просунул - она у него на улице оказалась. Стык между двумя частями дома тоже разрушается. 

«Страхотища стоит»

Не так давно в доме-развалюхе открыли закусочную, но просуществовала она недолго – люди просто не хотят сюда ходить. 

- Все отписки за ненадобностью мы выбросили, - говорит Елена. - Писали в год по три раза, а в ответ одно - вы включены в жилищную программу, ждите года два-три. Говорили, что нам выдадут не квадратами, а деньгами за наши квадраты. Без выбора. Вот, напротив видите, дом-скворечник. Там квартира 46 квадратов, центр города - два миллиона. Что сейчас можно купить на эти деньги? 

Жильцы дома боятся, что до 2023 года он не простоит и может в любой момент рухнуть, похоронив под завалами своих обитателей. 

- Центр города, в праздник люди идут мимо смотреть салют, а тут такая страхотища стоит! - взмахивает руками Ольга. - Дети наш дом называют «бомжатским». Дочка соседки недавно со школы в слезах пришла - одноклассники над ней посмеялись, мол, «ты что, в этом бомжатском доме живёшь?». 

Как сообщают в Минстрое Бурятии, программа по переселению граждан из аварийного жилья в Бурятии реализуется в рамках национального проекта «Жильё и городская среда». Согласно ней, расселению подлежат все граждане, чьё жильё признано аварийным до 2017 года. Программа работает до 2024 года, сообщают в министерстве. 

Собственникам - выплаты, нанимателям – жильё

Евгений Алексеев, заместитель руководителя администрации Советского района Улан-Удэ по работе с отдалёнными микрорайонами:

- В Улан-Удэ расселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, осуществляется в рамках реализации республиканской и муниципальной адресных программ по переселению граждан. Срок реализации программ 2019 - 2024 годы. Срок расселения многоквартирных домов, включенных в программу, зависит от даты признания дома аварийным и подлежащим сносу. Многоквартирный дом по улице Шмидта, 32, признан аварийным и подлежащим сносу 22 июля 2015 года. Он включен в IV этап реализации программы, в связи с чем планируемая дата окончания переселения граждан - IV квартал 2023 года. Собственникам будет выплачена выкупная стоимость взамен аварийных помещений согласно оценке независимой экспертной организации. Нанимателям жилых помещений в рамках программ по переселению взамен аварийного жилья будут предоставлены благоустроенные жилые помещения площадью, равнозначной ранее занимаемым.

Автор: Валерия Бальжиева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях