инвестиции
2249

Дарья Архинчеева: «Механизм СЗПК может стать эффективным способом привлечения инвестиций в экономику Бурятии»

Министр инвестиций РБ дала оценку новому закону о защите и поощрении капиталовложений

Фото: invest-buryatia.ru

В столь нестабильное для страны время вступил в силу федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Данный закон разрабатывался еще с 2018 года и задумывался, как проект, имеющий огромное значение для привлечения инвестиций в регионы России.

По данным Росстата, в стране наблюдается негативная тенденция к снижению инвестиций в основной капитал к валовому внутреннему продукту (ВВП) с 2012 года к 2018 году. По Бурятии объем инвестиций за этот период плавно упал с 25 до 21,5%. Наши соседи, Забайкальский край потеряли с 30 до 27,5%, при этом в некоторые годы у них были хорошие подъемы показателей. Иркутская область удерживает позиции на уровне 23-24%. И если ко всему этому добавить непростую ситуацию со стоимостью нефти, финансовый кризис, связанный с пандемией, можно сделать неутешительный вывод - дела у регионов могут резко пошатнуться. И соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), по мнению чиновников, должно выправить ситуацию.

Отметим, организацией, реализующей проект, может быть российское юридическое лицо, в том числе проектная компания – организация, специально созданная для реализации инвестиционного проекта. При этом в качестве инвестора могут выступать как российские физические и юридические лица, так и иностранные инвесторы.  

Министр инвестиций Бурятии Дарья Архинчеева дала свою оценку новому закону.

- У инвесторов появилась возможность нивелировать риск влияния изменений части законодательства на вновь реализуемые инвестиционные проекты, а также рассчитывать на возмещение расходов, связанных со строительством инфраструктуры. Прочтение и изучение этого очень детального и емкого закона наталкивает на мысль, что данный проект подходит в основном тем компаниям, которые точно уверены в сроках реализации собственного проекта, а также, в основном, полагаются на собственные средства для финансирования новых инвестиционных проектов, - комментирует министр.

«Пока рано говорить о реальном эффекте закона»

С помощью этого закона должны решаться две задачи. Вво-первых, создание неизменных на фиксированный период условий в отношении землепользования, градостроительной деятельности, налогов. Во-вторых, снятие инфраструктурных ограничений через внедрение механизма возмещения затрат инвесторов на развитие инфраструктуры в объеме уплаченных налогов. 

Возместить свои затраты за счет средств федерального или регионального бюджета инвесторы могут на строительство, модернизацию, реконструкцию объектов, необходимых для реализации инвестпроекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности. Возмещение идет на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания, модернизации и реконструкции объектов.

При этом необходимо отметить довольно длительные сроки – пять лет для возмещения затрат на строительство обеспечивающей инфраструктуры и десять лет на возмещение сопутствующей инфраструктуры. Установлен предельный объем возмещаемых затрат: не более 50% фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры и не более 100% фактически понесенных затрат, для объектов сопутствующей инфраструктуры.

- Если рассматривать направления в республике Бурятия, которым больше всего подходит данный закон, в первую очередь я бы отметила, надеюсь, будущие проекты в области лесопереработки. Пока рано говорить о реальном эффекте закона, так как даже не все подзаконные акты приняты на настоящий момент, но предоставление инвесторам гарантии и защиты прав при реализации инвестиционных проектов должно положительно сказаться на инвестиционном климате. А сам механизм СЗПК может стать эффективным способом привлечения инвестиций в экономику Бурятии, - говорит Дарья Архинчеева.

Отметим, под действие закона не подпадают сферы игорного бизнеса, производство табачных изделий и алкогольной продукции, оптовая и розничная торговля; деятельность финансовых организаций, поднадзорных ЦентроБанку России, кроме выпуска ценных бумаг для финансирования инвестпроекта; строительство административно-деловых центров, торговых центров и жилых домов; добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа, кроме сжижения природного газа.

В качестве порога инвестиций закреплены следующие нормы: не менее 250 млн рублей для проектов в области культуры, спорта, здравоохранения и образования, от 500 млн рублей в сфере сельского хозяйства, цифровой экономики, а также экологии. Не менее 1,5 млрд рублей - для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства, не менее 5 млрд рублей - для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.

Зайдете надолго, получите льготы

При объеме собственных инвестиций от 10 млрд рублей с общим бюджетом проекта от 50 млрд рублей дополнительно гарантированы на выбор преференции.

Можно выбрать особую формулу расчета тарифа или вывозные таможенные пошлины на 6-20 лет. А также предлагается запрет на увеличение ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, ставки по обязательным платежам, за лесные ресурсы на три года. К последнему пункту важно присмотреться, ведь все что связано с экологией в Бурятии носит особенно острый характер. Вспомним, к примеру, историю с компанией ООО «МТК-Дженькей», которая пыталась зайти в лесные угодья республики и заняться заготовкой древесины. И несмотря на готовность компании проводить все мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, включая тушение возгораний, посадку лесных культур и создание объектов лесной инфраструктуры, местные жители некоторых районов твердо стояли на позиции прогнать инвесторов.

Автор: Анастасия Аюшеева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях