маршрутки
13425
22

Как транспортная схема Улан-Удэ создает пробки, убыточные маршруты и дискомфорт для пассажиров

Корреспондент «Информ Полиса» выяснил, почему маршрутчики жалуются на низкую прибыль, а горожане вынуждены часами простаивать на остановках

Фото: russianstock.ru

«Информ Полис» выяснил: в убыточности многих маршрутов города виновата странная и удивительная логистика транспортной схемы. Стоит приглядеться к ней пристальнее, становится понятно, почему маршрутчики жалуются на низкую прибыль, а горожане вынуждены часами простаивать на остановках. 

28 и 30

Больше месяца Улан-Удэ обсуждает возможное повышение цен в маршрутных автобусах. Сейчас рассматривается предложение в 28 рублей днем и 30 – вечером. В прошлой статье мы рассказывали, что маршрутчики обосновывают повышение тарифа дороговизной обслуживания, низким пассажиропотоком и новыми требованиями к оборудованию общественного транспорта. Перевозчики уверяют, что работают чуть ли не в убыток, а водители массово увольняются. И, вероятно, такой ситуации не сложилось бы, если бы пассажиропоток был на всех маршрутах одинаково большой. Здесь стоит напомнить, что реальный пассажиропоток никто не знает – последний раз подсчетами занималась иногородняя компания в 2014 году, а с тех пор изменилось многое. 

Но, может быть, в низком пассажиропотоке (а следовательно, и в грядущем повышении цен) виновата транспортная схема? Мы проанализировали все 42 городских маршрута, а заодно посчитали пассажиропоток на двух маршрутах в час пик. И были очень удивлены. 

Не входить!

На остановку «Ж/д вокзал» без слез не взглянешь. Казалось бы, ворота города, одно из ключевых зданий столицы, а уехать и приехать невозможно. Здесь проезжают всего два (!) маршрута - № 4 и № 23. Чтобы выбраться из вокзальной ловушки, гости и жители Улан-Удэ вынуждены тащиться с дорожными сумками по ступенькам в гору, чтобы попасть на остановку «Сельскохозяйственная академия», где проезжают более десяти автобусов и три трамвая. Однако ни на одном из них нельзя добраться до аэропорта «Байкал» и всего на двух можно уехать на автовокзал. 

Воздушные ворота Улан-Удэ также устраивают квест для туристов. Несчастным предлагают добираться из аэропорта до города на двух автобусах – № 55 и № 77, из которых только последний довезет до автовокзала. В отличие от ж/д вокзала, здесь у людей нет альтернативного транспорта. Разве что самые сильные и выносливые смогут еще километр нести свой багаж до другой остановки, где помимо № 55 и № 77, проходит еще и 28-й автобус. Но и на него надеяться не стоит, ведь, как мы рассказывали в предыдущем материале, этот маршрут можно ждать часами. 

Фактически у горожан и туристов нет возможности добраться от одного вокзала до другого без приключений, а с ними, несомненно, придется столкнуться, ведь в Улан-Удэ проблемы не только с автобусами, оставляет желать лучшего и сервис такси. 

Кстати, раньше до ж/д вокзала ездили исчезнувшие маршруты № 63 и № 36, претерпевшие невероятные изменения. 

Схема старого маршрута №63

Схема старого маршрута №36

Размер имеет значение

Взглянув на маршруты № 12 и № 36, можно с уверенностью назвать их убыточными, но в этом нельзя обвинять горожан. Эти рейсы имеют самые короткие и бессмысленные планы проездов. 

Автобус № 12 принадлежит МУП «Городские маршруты» и обслуживается за счет их автопарка. При этом он умудряется проезжать всего 21 остановку из микрорайона Восточный до амбулатории поликлиники № 4. 

Схема маршрута №12

Маршрут № 36, как мы уже упоминали выше, раньше пролегал мимо ж/д вокзала, а сейчас вообще не имеет своего транспорта и водителей. Однако ежедневно на его рейс выходит автобус из частного маршрута № 56. Раньше эти два автобуса дислоцировались на одних и тех же конечных остановках. Теперь 36-й полностью вымер и поглощен своим соседом. Сейчас он ездит от «Поликлиники № 3», проезжает 18 (!) остановок вокруг парка «Юбилейный» и БСМП, возвращается назад.

Схема нового маршрута №36

Мы решили посчитать, сколько пассажиров проехало в 36-м автобусе в час пик. В комитете по транспорту администрации Улан-Удэ сообщили, что он перевозит менее тысячи человек в день. Вечером я села в «Газель Next» с двумя женщинами, вышедшими из поликлиники № 3. Мы поехали ровно в 17:00, пенсионерка вышла на «Заре», а женщина на «Женской консультации». Водитель, повернув на проспект Строителей, достал номер маршрута № 56, и на БСМП его остановила пассажирка. Круг занял 20 минут. Всего за рейс проехали два человека, не считая женщины, которой был нужен 56-й. 

Сам маршрут № 56, который и поглотил № 36, ежедневно перевозит более 8 тысяч человек. Утром я села на конечной остановке «Тубдиспансер» также в «Газель Next». В 08:17 автобус поехал с тремя пассажирами, а на другой конечной 56-го маршрута – «Воинская нефтебаза» – в автобусе было 29 пассажиров при 22 пассажирских местах. На конечную остановку «Поликлиника № 3» в 09:15 доехали три человека. Всего за рейс проехали 38 человек. 

Маршруты № 12 и № 36 вызывают чувство сожаления. Вероятно, можно было бы оптимизировать их рейсы или пустить в отдаленные районы для увеличения популярности у населения. Но нет, их решили сделать призраками улан-удэнского общественного транспорта. Неудивительно, что, по статистике комитета по транспорту администрации Улан-Удэ, они перевозят в день менее тысячи человек, а может, и меньше 500 пассажиров. 

«Я иду тебе навстречу»

В Улан-Удэ существуют шесть парных маршрутов встречного движения. И если 29-й и 30-й автобусы, которые никогда не едут в одну сторону, вызывают меньше всего вопросов со своими кольцевыми рейсами, то четыре других, напоминающие воздушные шары, не перестают удивлять. 

Первой парой «встречных» маршрутов являются № 51 и № 54. Если взглянуть на карту с их рейсами, то окажется, что они не отличаются вовсе – лишь в микрорайоне Восточный они ездят по-разному. В остальном они выезжают практически из одной конечной остановки и расходятся на «Стрелке», чтобы обогнуть трамвайное кольцо с двух сторон и вновь вернуться на конечную. Такой рейс ничем не оправдывается, ведь с Восточного можно уехать на множестве других автобусов, при этом не огибая кольцо.

Схема маршрута №51

Схема маршрута №54

Другим удивительным «воздушным шаром» являются рейсы маршрутов № 70 и № 71. Если у 51-го и 54-го немного отличалось движение, то эти два маршрута являются настоящими клонами. В 100-х кварталах и до лицея № 24 их рейсы абсолютно одинаковы, просто вокруг Мелькомбината они проезжают с разных сторон. Почему бы один из них не пустить по улице Ключевской с захватом улицы Трубачеева, а другой – по улице Боевой и сделать им разные конечные остановки?

Схема маршрута №70

Схема маршрута №71

Два повторяющихся маршрута = низкий пассажиропоток

Как мы упомянули выше, разросшаяся столица Бурятии не обошлась без похожих друг на друга маршрутов. Такими являются автобусы № 80 и № 92, которые выезжают из конечной остановки «Тубдиспансер». Их путь полностью совпадает до 102-го микрорайона, откуда 80-й маршрут уезжает на конечную в 119-й микрорайон. Автобус № 92 же заезжает в 113-й микрорайон и отправляется на конечную станцию Медведчиково.

Схема маршрута №80

Схема маршрута №92

Такая невероятная схожесть неудивительна, ведь у 80-го маршрута вообще нет автопарка. Ежедневно на этот рейс выходят пять водителей с № 92. Но это не все проблемы 80-го маршрута – как оказалось, он перевозит менее тысячи пассажиров в сутки. Так зачем существует аналогичный автобус, не приносящий прибыли, неясно. 

Полностью совпадает маршрут у автобусов № 134 и № 135. Лишь в конце пути 134-й уезжает на конечную в Сосновый Бор, а 135-й проезжает мимо до «конечки» в поселке Звездный. Отметим, автобус № 135 принадлежит МУП «Городские маршруты», у которого всего полсотни машин, когда у частных перевозчиков их 1400. Повторяющийся рейс сказывается на востребованности – маршрут № 135 перевозит менее тысячи человек в день.

Схема маршрута №134

Схема маршрута №135

Из пункта «А» в пункт «Б»

Оказывается, в столице Бурятии есть маршрутки, у которых все конечные остановки одинаковы или располагаются близко друг к другу. Так, маршруты № 57 и № 64 едут от улицы Заовражной до 140-го квартала. Их пути практически идентичны до универмага «Юбилейный», где они разъезжаются и вновь встречаются на «Призывном пункте» до самой «конечки».

Схема маршрута №57

Схема маршрута №64

К маршрутам с похожими конечными остановками относятся № 33 и № 46, которые выезжают с завода «Теплоприбор». На ТЦ «МегаТитан» они разъезжаются, чтобы вновь ехать по одному пути с площади Советов. Маршрут № 33 едет дальше до «конечки» ДНТ «Сокол» в Истоке, но он проезжает мимо конечной остановки 46-го маршрута «Вертолетная» в Поселье. 

Схема маршрута №33

Схема маршрута №46

По парам!

Как оказалось, множество маршрутных автобусов имеют конечную остановку в районе Загорска и Восточного. Это вышеупомянутые 51-й и 54-й маршруты, а также № 3, 21, 23, 44. Три первых доезжают до Восточного, а 44-й останавливается на «Авиазаводе». У них аналогичный путь до «Стрелки», где они разъезжаются «по парам» - 3-й с 23-м и 21-й с 44-м. 

Маршруты № 3 и № 23 едут по проспекту 50-летия Октября к площади Советов, но первый уезжает на конечную площадь Банзарова. Автобус № 23 едет на Бурвод.

Схема маршрута №3

Схема маршрута №23

Маршрутки № 21 и № 44 тоже составляют некую пару – они едут от «Стрелки» по проспекту Автомобилистов, проезжают возле кафе «Жили-Были», но 44-й едет в микрорайон Лазо. 

Схема маршрута №21

Схема маршрута №44

Таким образом, у жителей не такой уж богатый выбор направлений, несмотря на изобилие маршрутных такси. 

Параллельные маршруты

Наше исследование показало любопытную вещь – в Улан-Удэ есть параллельные маршруты. Это значит, что у них практически один и тот же маршрут, но он разделен, например, железной дорогой. 

К таким относятся маршруты № 2 и № 82. Они выезжают из конечных в микрорайонах Бурвод и Заречный, которые располагаются всего в километре друг от друга. Их путь совпадает, но на остановке «Товары Бурятии» они расходятся из-за железной дороги. Маршрут № 2 едет через Мясокомбинат на конечную остановку «Птицефабрика». Автобус № 82 проезжает через 40-е кварталы и едет параллельно железнодорожным путям до конечной «Товарный двор». При этом их конечные остановки находятся близко друг к другу, рядом даже расположен переезд через железнодорожные пути на улице Псковской.

Схема маршрута №2

Схема маршрута №82

Получается, что из 42-х маршрутов Улан-Удэ больше половины – 26 – похожи друг на друга, имеют встречное движение или слишком короткие. Все это вкупе, конечно, не может не влиять на пассажиропоток и рентабельность маршрутов. 

Остальные 16 маршрутов можно назвать неповторимыми лишь с натяжкой. И то на самые уникальные из них не находится желающих. Так, маршрут № 17 не имеет своего автопарка и ежедневно получает по 12 автобусов от 100-го маршрута. № 28 едва справляется всего с 14 автобусами. А 31-й маршрут перевозит менее тысячи человек каждый день. 

Очевидно, что транспортные схемы города нужно пересматривать, ведь, возможно, более оптимальное использование имеющихся маршруток позволило бы не повышать проезд, уменьшить пробки и повысить качество перевозок. Тем более что третий мост через Уду обещают построить к 2024 году и логистика в корне изменится. 

Частники заплатили миллион рублей

В прошлой статье мы писали, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку пассажиров на городских маршрутах Улан-Удэ, выплатили в бюджет 31 млн рублей налогов и страховых взносов в 2018 году. Из них всего миллион приходится на частных перевозчиков, а остальные 30 – на МУП «Городские маршруты» и МУП «Управление трамвая». 

– За девять месяцев 2019 года в бюджет поступило 28 млн рублей от перевозчиков, – отметила Арюна Бадмаева, представитель Федеральной налоговой службы Бурятии. 

В ФНС Бурятии нам сообщили, что из этих 28 млн рублей на долю частных перевозчиков приходится 2,4 процента. При этом общая сумма задолженности по налогам и сборам у частных перевозчиков сейчас составляет всего 211,6 тысячи рублей. Это связано с тем, что у частников упрощенная система налогообложения. 

– Всего 17 налогоплательщиков осуществляют перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок. Из них две организации (МУП «Городские маршруты» и МУП «Управление трамвая») применяют общую систему налогообложения. Еще четыре налогоплательщика применяют единый налог на вмененный доход. Остальные 11 перевозчиков применяют упрощенную систему налогообложения, – сообщает служба.

Автор: Номина Соктуева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях