Профессия наизнанку
3518
2

«Приятно, когда осуждённый тебя в конце концов понимает»

Как психолог помогает бороться с депрессией заключённым в колонии строгого режима

Фото: Евгений Коноплев

Герои рубрики «Другая сторона профессии», как правило, не хотят показывать свои лица, ведь их признания читатели могут расценить неоднозначно. В этом выпуске мы взяли интервью у человека, который открыто рассказал о подводных камнях работы. 

Профессия психолога одна из самых сложных и интересных одновременно. Специалисту каждый день приходится выслушивать много чужих проблем, давать советы, вместе с клиентами находить правильные пути решения. Но вдвойне сложнее, когда работа связана с людьми, отбывающими наказание в колонии строгого режима. Здесь особые условия, особые проблемы, а следовательно, и особые пути их решения. В Южлаге такую работу выполняет Андрей Слепнёв - человек, творческая работа которого совсем недавно вошла в тройку лучших среди исправительных учреждений ФСИН России.

«Жизнь на этом не заканчивается»

Майор внутренней службы Андрей Николаевич Слепнёв работает психологом в исправительной колонии № 2. И поэтому его работа напрямую связана с индивидуальным консультированием и групповой работой с довольно трудными людьми. Его клиенты – это осуждённые за тяжкие и особо тяжкие преступления. Как и все, осуждённые сталкиваются с различными психологическими проблемами.

- Как правило, они приходят ко мне в состоянии депрессии, - рассказывает Андрей Слепнёв. – Чаще всего это бывает из-за длительного срока. Атмосфера заключения на них давит. Мне важно объяснить им, что на этом жизнь не заканчивается, всё имеет свойство проходить, и он всё равно отсюда выйдет. Важно успокоить клиента, настроить его на позитив.

Вся эта процедура – работа не одного дня. С одним клиентом приходится проводить несколько занятий, которые могут растянуться на неделю, месяц, а то и более.

Перемена погоды и семейные проблемы

Осенью особенно возрастает количество депрессивных  клиентов. Собственно, аналогично бывает и весной. Андрей Слепнёв отмечает основной причиной такого состояния резкие перемены погоды, плохое настроение, эмоциональную и физическую усталость. Но, как оказывается, не только это.

- Здесь помимо погоды много и личных обстоятельств, - говорит он. – Есть и семейные проблемы. Например, не каждого осуждённого дождётся жена. Или причина депрессии – смерть близких. Мы готовим осуждённого к таким тяжёлым для него новостям. Но если он об этом узнал сам, к примеру, во время свидания или телефонного разговора, то человек переживает стресс и впадает в депрессию.

Главной проблемой бывает то, что не все в таких ситуациях идут к психологу. Есть люди, которые думают, что справятся сами. Но всё же, имея желание выговориться, приходят на приём.

- Самое важное – выслушать клиента, а потом уже вместе думать над вариантами решения проблемы, - рассказывает Андрей Николаевич. - Человек понимает, что с ним что-то не так, но не может с этим разобраться. Мы помогаем ему в этом, подталкиваем на то, чтоб он сам захотел разрешить свою проблему. И приятно, когда осуждённый тебя в конце концов понимает.

Особый случай в работе психолога – это клиенты с психическими отклонениями. Здесь психолог уже тесно взаимодействует с врачом-психиатром. Осужденный направляется на консультацию к врачу-психиатру, который, в свою очередь, назначает амбулаторное либо стационарное лечение. Естественно, дальнейшая работа с такими клиентами проводится согласно рекомендациям врача-психиатра.

- Сложно, когда стараешься клиенту что-то сказать, а он тебя не слышит, - говорит майор внутренней службы. - Провели с ним работу, а он тут же всё забыл. В таких случаях важны особый подход и терпение.

Положительные результаты психокоррекции

Несколько лет назад к Андрею Слепнёву обратился осуждённый, который содержался в строгих условиях отбывания наказания. Осужден он был за хранение наркотиков и сам был наркоманом со стажем. И вот однажды мужчина всё-таки решил избавиться от своей тяжёлой зависимости.

- Я провёл с ним серию индивидуальных тренингов, после чего он стал себя вести примерно, добился перевода из строгих условий в обычные, а вскоре по истечении срока отбывания наказания освободился, - вспоминает Андрей Николаевич. - В день освобождения он пришёл ко мне, попрощался и пообещал, что больше сюда не вернётся. Более того, у него пропало всякое желание употреблять наркотики и алкоголь. Прошло три года, и за это время мужчина ни разу не попал в поле нашего зрения. Думаю, что он сделал для себя выводы.

«Сиди как хочешь»

А не так давно к психологам обратился клиент с более тяжёлым случаем. От осужденного отвернулись родственники.

- Этот осужденный – сложный человек. Он состоит у нас на учёте как склонный к суициду, - рассказывает майор внутренней службы. – Жена от него ушла давно, но с сыном он поддерживал связь. Кроме того, на воле его ждали сестра и отец. Но что-то произошло, и родственникам вдруг надоело его ждать. «Сиди как хочешь», - сказал мужчине по телефону собственный отец. Тогда же оборвалась связь и с единственным сыном. Мужчина написал письмо родным, где сообщил, что даже если он и увидится когда-нибудь с ними, то пройдёт мимо, словно чужой для них человек. Самое печальное, что он сделал это в сердцах, совсем не желая писать таких слов, но одумался, когда письмо уже было отправлено. Тогда мне пришлось созвониться с его родственниками и объяснить всю сложившуюся ситуацию. Отец пообещал в скором времени приехать на свидание к сыну. Как видите, с родственниками осужденных психологи тоже проводят консультации.

Нужно чаще улыбаться

Были в жизни Андрея Слепнёва и командировки. Дважды он выезжал в Чеченскую Республику, где проводил работу с сотрудниками.

- У них тоже есть проблемы, как семейные, так и жилищно-бытовые, - сообщил Андрей Николаевич. – Бывают и сложности по службе, когда сотрудник не может справиться с какой-то задачей или что-то не успевает. Тогда он приходит ко мне, и мы вместе расставляем приоритеты.

Стоит отметить, что летом этого года программа, написанная Андреем Слепневым, вошла в тройку лучших программ в конкурсе «Психокоррекционная программа по работе с осуждёнными-инвалидами».

- Я давно занимаюсь восточной рефлексотерапией, медитативными техниками, - рассказывает он. – Я структурировал всё это, провёл диагностику до и после серии психокоррекционных занятий. Посмотрел динамику, поговорил с осуждёнными, узнал их мнение и сделал вывод, что программа эффективно работает. И, конечно, не ожидал, что она войдет в тройку лучших.

Что же касается негатива, с которым практически каждый день сталкивается Андрей Николаевич, то здесь он придерживается специальной техники.

- Работаем мы не с проблемой, а с человеком, - говорит он. - Выслушав человека, важно дать ему понять, что нерешаемых проблем не бывает.

Сам Андрей Слепнёв в жизни старается улыбаться чаще, чем грустить. К тому же психологи владеют определёнными техниками и могут поработать и друг с другом, и сами над собой.

- Мама и бабушка всегда мне говорили, что для того мы и живём, чтобы справляться с жизненными проблемами, - рассказывает майор внутренней службы. – Главное, настроить себя на позитив и верить, что всё получится. Каждый день нужно начинать радостно и улыбаться себе в зеркало, тогда всё будет отлично.

Автор: Антон Алексеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях