электроэнергия
1400
1

Страшилки с тарифом

В последнее время в республиканских средствах массовой информации и в социальных сетях появились панические статьи

В них никому не известные «эксперты» всех мастей запугивают население то «монополистическими монстрами», то «безудержным ростом тарифов и прочими катаклизмами.

Все эти рассуждения в большинстве своем являются абсолютно необоснованными домыслами людей, либо далекими от энергетики, либо преследующими какие-то свои интересы.

Некоторые любители  выдают непроверенную информацию в прессу, огульно обвиняя Республиканскую службу по тарифам (РСТ) и энергетиков в монополизме и росте цены на свет. Простите, но ведь тариф на свет для жителей снизился. Так это не важно, повышение все равно будет. Складывается впечатление, что принцип действия здесь прост - «обольем грязью», «пожонглируем цифрами», а как там было на самом деле, никого и  не интересует.

Кто здесь монополист?

Здесь возникает закономерный вопрос: а на чью мельницу льют воду все эти «доморощенные спасители» энергосистемы Бурятии? Ясно, что «серый волк» - это Правительство Республики  Бурятия, РСТ и «энергетический монополист» и т. д.  Кто же предстает перед нами в роли «Красной Шапочки»? Если следовать логике, то это небольшие сетевые компании, такие как ООО «Энком», ООО «Нетрон»,  ООО  «Элекс» и т. д. К слову, все они имеют отношение к одному лицу – Сергею Иванову, в отношении которого проводится уголовное расследование по факту растраты денежных средств. Именно они якобы являются наиболее эффективными транспортерами электроэнергии, и если им дать больше прав (а особенно  денег), то цены на электроэнергию упадут.

Всего по Бурятии насчитывается 20 электросетевых компаний. Однако, если разобраться,  все эти компании (о, ужас!) точно такие же монополисты. Скажем прямо, все разговоры об угрозе монополии – это сказки. Электроэнергетика Бурятии - монополия по своей природе. Она таковой создавалась и по-другому существовать не может. Представьте себе воздушную линию (ВЛ) от точки А до точки Б.  Если эту ВЛ обслуживает не одна компания, а 20, одна - один кусочек, другая - следующий кусочек и т. д., будут ли они конкурировать между собой? Нет. Только вот платить потребителям придется больше за содержание всех этих фирмочек.

Если бы рядом шли две линии и предлагали доставить электроэнергию дешевле, тогда это - конкуренция. А на практике сеть, по сути, одна-единственная, на ней сидят 20 монополистов, и все закладывают свои расходы в тариф. С этим нужно что-то делать, иначе нашим детям достанется электросетевой комплекс,  изношенный на 100%.

О бедном «Энкоме» замолвите слово

Компания «Энком» и ее руководитель давно пользуется плохой репутацией. Сергей Иванов, ее основатель, знаменит громкими делами об уклонении от налогов, банкротством возглавляемых им ранее предприятий. Сейчас в отношении него продолжается уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «б» части 2 статьи 165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба собственнику путем обмана». Но это не мешает ему быть собственником еще парочки электросетевых компашек: «Нетрон» и «Элекс».  «Нетрон» уже подал на банкротство. Суть работы его структур проста: взять в аренду кусок электросетей – собрать   с потребителей деньги, в том числе предназначенные для других электросетевых компаний, -  потратить их и подать быстро на банкротство. Пока разберутся,  а организаций уж и след простыл, ни документов, ни денег, ни руководителей.  «Энком», который по такой схеме «прихватизировал» около 1 млрд 200 млн рублей, уже банкрот, «Нетрон» с долгом более 200 млн рублей находится на стадии ликвидации. Итого в тариф для потребителей должно осесть около 2 млрд рублей. И при этом создатели этой схемы продолжают рассказывать о недобросовестной конкуренции и борьбе с монополистом. И даже находятся средства массовой информации, которые поддерживают такие идеи. Не слишком ли дорого обходится потребителям такая «конкуренция»?

Игры с цифрами

Некоторые СМИ берут цифры из открытых источников и, видимо, с подачи г-на Иванова строят на их основании совершенно нелепые предположения. Например, недавно сообщалось, что МРСК Сибири получает доходов больше, чем расходы. «Избыток» средств составил 660 млн. Какой «избыток»? Такого понятия не существует для регулируемых организаций.  Процитируем законодательство: «Регулируемые виды деятельности - это  виды деятельности, осуществляемые субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется регулирование цен (тарифов)». Есть установленный тариф на содержание инфраструктуры, полностью контролирующийся государством. 660 млн - это деньги, которые выплатили потребители 9(!) регионов Сибири: республик Горный Алтай, Бурятия, Хакасия, Алтайского, Забайкальского, Красноярского краев, Кемеровской и Омской областей. Доля «Бурятэнерго» в этой сумме ничтожна.

Далее, помните в 2011 году в Бурятии предлагали ввести RAB-регулирование? Предложение заключалось в том, чтобы единовременно резко повысить тариф и потом в течение 10 лет его больше не трогать, а все средства вложить в модернизацию сетей. Бурятия отказалась, а многие регионы перешли: Алтайский край, Забайкальский край, Кемеровская область. Так что в эту сумму заложены средства на будущие инвестиции этих регионов, которые их жители заплатили  сейчас.

«Бурятэнерго» такие инвестиции пока не светят, тут бы долги «Энкома» вернуть. Но это «экспертов» не волнует. И да, в большинстве филиалов МРСК Сибири  ситуация с платежами и финансированием гораздо лучше, чем в Бурятии.

Второй момент, почему-то «главные эксперты по энергетике», когда жалуются, что для них тариф почему-то ниже, чем для МРСК, умалчивают, что тариф на передачу электроэнергии для всех сетевых компаний всего один. Других просто нет. Это вам подтвердит любой энергетик. 

Забывают они сообщить и то, что в тарифе для прочих потребителей, к которым относятся субъекты среднего, малого предпринимательства и предприятия ЖКХ, самую большую долю (70%) занимают цена покупки электроэнергии и плата Федеральной сетевой компании (ФСК), которую оплачивает только филиал «Бурятэнерго», а она составляет порядка 1,2 млрд в год.  Остальные сетевые компании эти затраты не несут. Если вычесть эти расходы, получится, что процент на содержание сетей в тарифе для всех электросетевых компаний составляет 41%. Читателей откровенно вводят в заблуждение.

То есть наши «Красные Шапочки» далеко не невинные жертвы «ужасного заговора», а скорее «предприимчивые дельцы», заинтересованные в том, чтобы последствия неразберихи 90-х годов так и не были преодолены. Для этого, видимо, и поднята вся эта шумиха.

В сухом остатке

Что, по сути, предлагают «доброжелатели»: создать как можно больше ТСО с как можно более широкими полномочиями? Многие эксперты придерживаются той точки зрения, что брать в аренду электросети все равно, что пару километров федеральной трассы, – от этого цена только растет. Какого рода ремонт в состоянии провести недавно возникшие ТСО с уставным капиталом в 10 тыс. рублей,  готовые обанкротиться при малейшем потрясении?

Энергетики как врачи, просто так в короткие сроки их не подготовить. Необученную молодёжь  не пошлют ликвидировать  неполадки в труднодоступных районах. Не стоит забывать и об оборудовании, технике, специализированной защите и многом другом. Это стратегически важная отрасль, случайных людей здесь быть не должно. Поэтому финансирование этой отрасли должно быть достойным, но и порядок в ней также нужно навести твердой рукой.

Время покажет, кто был прав, однако вызывает настороженность методы, к которым прибегают защитники ТСО в последнее время. На данный момент это скорее напоминает попытку на волне политической конъюнктуры «наловить рыбки в мутной воде», представ в глазах общества «защитниками обездоленных» и «жертвами всемирного заговора» чиновников в одном лице.

Автор: Ольга Белова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях