Общество
1974

Паровозы и кочегары

Делегаты региональных партийных конференций продолжают спорить за «проходные места» в избирательных списках

Но может случиться так, что большую часть этих имен избиратели так и не узнают вплоть до первого заседания нового состава Народного Хурала. И «благодарить» за это они должны будут депутатов парламента нынешнего, третьего созыва, проголосовавших за «систему закрытых списков»



Принцип айсберга
Его суть: избиратели, пришедшие на выборы 2 декабря, найдут в бюллетенях фамилии только первых трех партийных кандидатов. О том, что из себя представляет «подводная часть айсберга», электорат в день голосования может и не узнать. Хорошо, если партия не сделает из списка «секрета Полишинеля» и постарается довести имена своих кандидатов до широких масс. Тогда рядовые избиратели смогут узнать имена своих возможных избранников хотя бы через СМИ или агитационные материалы. Но если она не сочтет нужным афишировать свой полный список, закон не может принудить ее это сделать.
Опыт уже прошедших в сентябре партийных конференций ряда бурятских региональных отделений политических партий показывает, что далеко не все участники выборов на сегодняшний день готовы быть максимально открытыми. Так, организаторы конференции БРО «Единая Россия» представили журналистам утвержденный на партийном форуме список по выборам в Народный Хурал из 66 человек, но фамилии этих кандидатов в нем даны в алфавитном порядке. Поскольку по партспискам будут «разыграны» лишь 33 депутатских мандата, по меньшей мере, половина из этого расширенного списка попасть в республиканский парламент не сможет. Даже если «ЕР» наберет больше половины голосов избирателей, принявших участие в выборах, за бортом Хурала останется две трети этого списка. То есть «проходной» является лишь первая «двадцатка» списка. Но вот именно их имена до широкой общественности решено не доводить.
Стоит отметить, что «единороссы» сформировали наи­более впечатляющий по именам список. В роли «паровозов» выступили первые лица республики и города, а целый ряд «вагонов» заняли те, кто в любой другой партии мог бы и сам выступить в роли локомотива. Имена действительно громкие и способные привлечь дополнительные голоса избирателей. Только вот существует вполне реальное опасение, что как раз эти люди и останутся без депутатских значков. Из некоторых источников стало известно, что лучник и будущий олимпиец Бальжинима Цыремпилов, актриса Лариса Егорова, президент ВАРКа Геннадий Манжуев, глава Торгово-промышленной палаты РБ и бывший мэр Улан-Удэ Виктор Кукшинов и многие другие известные персоны оказались далеко в нижней части списка и не имеют реальных шансов пройти в парламент. А вот практически все «проходные места», за небольшим исключением, достались партийным и государственным чиновникам.
В этом смысле почти противоположную позицию заняли делегаты партийной конференции БРО «Яблоко». Здоровый популизм бурятские «яблочники» проявили, например, в том, что в первые тройки списков по выборам в Хурал и Госдуму включили популярную в молодежной среде солистку группы «Аборт мозга» Сабрину, в миру известную как Наталья Семенова. «Единороссы», первыми в свое время заявившие о бронировании части мест в партсписках для молодежи, свое обещание формально вроде бы выполнили, но отдали им заранее непроходные места. Исключительную скромность и прагматизм «яблочники» проявили и при определении численного состава своего списка по выборам в НХ, ограничившись шестью фамилиями. Другой вопрос, удастся ли вообще этой партии преодолеть семипроцентный барьер. Но, во всяком случае, тайны из своего списка они не делают.
Сформировали свой список по выборам в Госдуму и коммунисты. Здесь также не обошлось без сюрпризов, по­скольку в результате мягкого рейтингового голосования пятерку кандидатов возглавили «бывшие» — экс-генеральный прокурор России Юрий Скуратов, которого, однако, не поддержала центральная КПРФ, и экс-заместитель министра внутренних дел РБ Вячеслав Мархаев. Первый секретарь Бурятского рескома КПРФ Найдан Чимбеев хотя и вошел в список, но вряд ли остался доволен таким исходом голосования.

Маленькие, но гордые
Право участвовать в предстоящих декабрьских выборах получили 14 прошедших перерегистрацию в республике политических партий. Условно говоря, их можно разделить на три категории: «тяжеловесов» (партии, имеющие свою историю, традиции и представленные в нынешнем составе Хурала), партии-неудачники предыдущих выборов и «партии-призраки».
С первыми все вроде бы ясно — кроме КПРФ, еще не проведшей конференции и поэтому не сформировавшей своего партийного списка по выборам в НХ, все остальные («Единая Россия», ЛДПР и «Справедливая Россия») официально уже заявили о своем участии в выборах. И даже озвучили некоторые прогнозы на их исход и задачи, перед ними поставленные. Так, «медвежья доля» в электоральном пироге должна составить не менее 50 процентов на федеральном уровне, а вот некоторые лидеры бурятских «единороссов» вполне серьезно рассуждают даже о 80 процентах! Несколько скромнее в аппетитах коммунисты (25 процентов) и «справороссы» (не менее 20 процентов). Наконец, лидер ЛДПР недавно пригрозил соратникам на местах, что, если руководители региональных отделений не обеспечат минимальные 15 процентов, их ждут серьезные санкции. Любопытно, что, если сложить все эти цифры, получается намного больше теоретических ста процентов…
А вот со всеми остальными определенности пока нет. Лишь «Яблоко», как уже говорилось выше, всерьез нацелилось на последнюю возможную путевку в Хурал. Почему последнюю? Международный опыт свидетельствует, что при процентном барьере реальные шансы попасть в парламент получают лишь 4—5 партий. Исключений из этого правила практически не бывает.
Поскольку имена четырех потенциальных лидеров выборной гонки мы уже вроде бы знаем, шансов у других претендентов совсем немного. Помимо «Яблока», в число соискателей хуральских мандатов привычно включают СПС и Аграрную партию. Но члены БРО аграриев уже заявили о совместном выступлении с «единороссами», а «бурятские правые» из своего летаргического сна за прошедшие четыре года со дня своего последнего успешного выступления на думских выборах 2003 года так и не вышли. Бессменный руководитель БРО СПС Сергей Подпругин сейчас вылетел на консультации в Москву, и после его возвращения ясности станет больше. Но за оставшееся время компенсировать годы бездействия будет чрезвычайно сложно.
Вообще, руководители «маленьких, но гордых» партий в сентябре зачастили в столицу. Так, лидер «Гражданской силы» Евгений Меньшиков в качестве делегата принимает участие в федеральном съезде и считает, что участие БРО «ГС» в выборах в республиканский парламент проблематично, поскольку все партийные усилия будут направлены на попадание в Государственную думу.
Тяжелые времена переживает и громко в свое время заявившая о себе Социалистическая единая партия России, до мая нынешнего года возглавляемая мэром Улан-Удэ Геннадием Айдаевым. Нынешние выборы эта партия, по словам ее сегодняшнего лидера Романа Нимаева, пропускает, поскольку восстановление разрушенной партийной структуры требует времени.
Не будут формировать собственные партийные списки и местные «зеленые». Во всяком случае, лидер БРО Наталья Тумуреева включена в партийный список «Яблока» по выборам в Государственную думу.
Остальные зарегистрированные в республике партии-карлики и вовсе не подают никаких признаков жизни. Хотя на федеральном уровне и «Патриоты России», и Партия возрождения России, и другие периодически появляются хотя бы на страницах СМИ, местные структуры этих партий не заявляют о себе даже виртуально.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях