Байкал
1939

Ученые: Сточные воды на Байкале чистят «хоть как-то»

Члены Российской академии естественных наук рассказали о проблемах озера

Фото: пресс-служба республиканского отделения Общероссийского народного фронта

О том, как можно эффективно очищать сточные воды, попадающие в Байкал, рассказали доктор технических наук, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), председатель его отделения Лев Скворцов и доктор технических наук, действительный член РАЕН Алексей Первов.

Сегодня в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории - зоне ЮНЕСКО - работают шесть единиц канализационных очистных сооружений в пяти населенных пунктах, а также на территории санатория «Электра», расположенного на 43-м километре Байкальского тракта, три единицы на трех объектах социальной сферы. Имеются так называемые локальные очистные сооружения на территориях некоторых туристических баз, но к ним, скорее, подходит название «самодельные». Это на 8,8 млн гектаров общей площади зоны.

Поток туристов, конечно, приносит хорошую выручку, но не Байкалу, а туроператорам и просто частникам этого промысла.

Без фантастики

Лев Скворцов: Переход на локальные, блочно-модульные системы очистки стоков позволяет изменить и технологию этого процесса. Сегодня большие города занимают огромные территории - десятки и сотни гектаров, чтобы разместить весь комплекс очистки стоков. Причем приемные резервуары - отстойники, механическая очистка, вторичные отстойники, системы доочистки, обеззараживания, аэротенки - все эти элементы биологической очистки разбросаны на большие расстояния друг от друга.

Создание локальных блочно-модульных систем позволяет уйти от всего этого. Уже разработаны и эксплуатируются блочно-модульные очистные сооружения с современными технологиями очистки. Они развиваются. Становятся дешевле. Подчеркну: при локальных очистных сооружениях биологический процесс происходит в одном компактном блоке.

- В пределах какой производительности?

Лев Скворцов: Нами создана серия блоков единичной производительности от 10 до 15 тысяч кубов в сутки. Один блок на 15 тысяч кубов может обеспечить очистку сточных вод приблизительно от населения 100 тысяч человек.

Очистка мембранным опреснением воды стоит 50 центов за кубический метр (тонну). Это намного меньше, чем мы платим водоканалу за нашу питьевую воду

- Но это же, так сказать, байкальские параметры. А мы все чего-то ищем. Фантастика!

Лев Скворцов: Фантастика в другом. Ведь мы раньше платили (и сейчас платим) за норматив потребляемой воды. Он равен 250 литров на человека. Это очень выгодно водоканалам - опыт показывает, что мы потребляем не больше 100 литров на человека в сутки. Эта статистика установлена путем наших измерений на протяжении 10 лет.

- Ну хорошо, если дело только в неверном счете. Но на Байкале счетчиков много, а грязи еще больше.

Лев Скворцов: Минприроды России определило нормы очистки сточных вод для сброса их в Байкал. Эти требования диктовались качеством воды самого Байкала. В то время такой технологии, чтобы стоки после очистки были не хуже байкальской воды, не было вообще. Люди, которые пытались проектировать очистные сооружения, чтобы довести очистку до качества воды Байкала, не могли получить такой результат ни технически, ни физически, ни теоретически.

И тогда им эксперты не согласовывали проекты.

Сделай то, не знаю что

Лев Скворцов: Я говорил в министерстве природных ресурсов и экологии: если вы не разрешаете строить и проектировать такие очистные сооружения, которые не дают качеству воды байкальский уровень, значит, люди просто сбрасывают неочищенную воду. Пусть они хоть как-то, но чистят.

- Они и чистят хоть "как-то". Это не решение проблемы. Байкал чувствует себя хорошо тогда, когда мы его не трогаем вообще. Вообще ничего: каким он создан, таким пусть и живет, вот тогда по-честному. Природные условия вообще не требуют никаких затрат. Пока в них не вмешается алчный человек-хозяин.

Лев Скворцов: Это несерьезно. Это из области фантастики.

- Люди живут рядом с Байкалом. И миллионами приезжают из других стран. Особенно из Китая. Ищут, где бы справить простейшую нужду. Часто не находят... А здравницы все сбрасывают в Байкал. Их становится все больше и больше.

Лев Скворцов: Байкал выдерживает эту нагрузку до сих пор, раз он выдержал целлюлозно-бумажный комбинат, потому что в основном загрязнения идут вблизи берегов.

- Это уже в прошлом - комбинат и его стоки. Но экологическая катастрофа разразилась и продолжается в наши дни. Как раз возле берегов и концентрируется байкальская жизнь, которая чистит воду Байкала, доводит ее до совершенства. Но и она перестает справляться с потоками плохо очищенных отходов. Или совсем не очищенных. Что за очистные сооружения построили на Ангаре? И правда ли, что они эффективно работают?

Лев Скворцов: В 1990-х гг. по заказу ОАО "Иркутскэнерго" нами совместно с НИИ КВОВ (Р.Ш. Непаридзе) и МИСИ им. В.В. Куйбышева (проф. Г.И. Николадзе) были спроектированы, построены и запущены очистные сооружения для санатория-профилактория «Электра». До сих пор эти сооружения работают исправно и жалоб на них нет.

Алексей Первов: Главная проблема для специалистов, которые занимаются очисткой воды, - это «децентрализация» современных систем водоотведения. Гигантские деньги расходуются на создание канализационных сетей для сбора сточных вод и их транспортировку по коллекторам к очистным сооружениям. Разумнее было бы очистить сточные воды каждого объекта на месте, использовать очищенные воды для технического водоснабжения. А осадки - в качестве удобрения для АПК и садоводства.

Качество очищенной сточной воды выше, чем питьевой, но ее никто пить не захочет из-за предубеждения.

Алексей Первов: Да мало кто хочет вкладывать их в производство. Проблема Байкала легко решается, если подходить к делу ответственно и снабдить каждый населенный пункт на его берегу такими системами очистки.

 

Автор: Сергей Базаров

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях