Бурятия
1309

10 вызовов Бурятии. Вызов 7 «Социальная нестабильность и деформация ценностей»

Дотационный способ существования, когда деньги спускаются «сверху» и распределяются на местах, автоматически сдвигает систему ценностей от индивида, гражданина, общества, народа к полюсу государства и власти, управления и коммунальных сборок. Власть превращается в верховного дарителя, а граждане – в благодарных, хотя и всегда недовольных получателей.

ВЫЗОВ 7. НАРАСТАЮЩАЯ СОЦИАЛЬНАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ И ДЕФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ

Царство, утратившее гармонию, не спасти, а тот, кто попытается это сделать, лишится гармонии сам. (Китайская мудрость)

Среди первоочередных тактических вызовов – усиливающаяся социальная нестабильность. Ее основные причины – бедность и социальное неравенство, а также демонстративная роскошь так называемых элит.

Бедность и социальное неравенство вызвано безработицей (сегодня в республике около ста тысяч человек не могут найти работу) и фантастическим разрывом в доходах между руководителями и подчиненными.

Дотационный способ существования, когда деньги спускаются «сверху» и распределяются на местах, автоматически сдвигает систему ценностей от индивида, гражданина, общества, народа к полюсу государства и власти, управления и коммунальных сборок. Власть превращается в верховного дарителя, а граждане – в благодарных, хотя и всегда недовольных получателей.

Наиболее престижным, доходным и перспективным, «поистине государственным» делом становится распределение и перераспределение, а не обеспечение производства и творчества. Главной ценностью оказываются не люди, а структуры, их знаки и персонификации. Ценности общего и целого начинают превалировать над ценностями индивида.

В сознании чиновников вырабатывается ощущение собственной самодостаточности и самоценности. В этой системе представлений они не обслуживают производительную и творческую активность общества, а распределяют ограниченный ресурс. В итоге к ограниченному и перераспределяемому ресурсу, помимо квот, доходов от сырьевых продаж и т.п., начинает относиться и само право на деятельность, будь то производство, торговля, наука, творчество, изобретательство, образование и т.д.

Сугубо случайная причастность конкретных персонажей к процессу распределения ресурсов создает неуверенность в элитах, стремление максимально устранить возможности открытой конкуренции и монополизировать политическое пространство. Остатки здорового консерватизма перерастают в страх перед изменениями как таковыми, в стремление подморозить, а затем и вовсе забетонировать ситуацию.

Это знаменуется такими явлениями, как:
* ограничение политической мобильности и ротации, консервация зауженных элит, положений и статусов;
* зажим информации, формирование зон, закрытых для критики или даже простой объективной информации;
* имитацию демократических и правовых процедур, политической жизни, общественной дискуссии и прочие суррогаты развитого общества;
* смещение ценностей в сторону администрирования как такового.

Естественной становится закрытость и чрезмерная централизация принятия решений. Прямое следствие – манипулирование служебным положением со стороны средней и низовой бюрократии (ведомственный сепаратизм). Бюрократическое высокомерие имеет прямые организационные, экономические и социальные следствия, так как массовая коррупция, бизнес на административных барьерах. Отсутствие собственного мнения или способность держать его при себе становится достоинством.

В социальной сфере это, прежде всего, ведет к росту сугубо потребительских, в том числе иждивенческих настроений.

На массовом уровне подлинным жизненным успехом начинает считаться встраивание в системы власти и перераспределения (или пристраивание к ним), а не самостоятельное дело. Соответственно распределяется социальный престиж. Рядовой чиновник ощущает себя более значимой персоной, чем продвинутый предприниматель или творческая личность. Все это ограничивает, если не свертывает активность, надежды на честную, заработанную социальную мобильность. Жизненная пассивность дополняется робким консерватизмом («не стало бы хуже»). Борьба за социальные права, вплоть до открытых выражений протеста, направляется на то, чтобы «получить», а не на требования радикально изменить условия собственной активности («дайте денег!» вместо «дайте заработать!»).

Особенности политического стиля «наверху» с небольшим лагом, но в точности воспроизводятся и в отношении к гражданам со стороны регуляторов, разного рода административной «обслуги», представителей контроля и надзоров, инспекторов ГИБДД или социальных работников.

Рецептов борьбы с этим недугом несколько.

Во-первых, необходимо побороть саму первопричину – дотационный способ существования. Республика не такая бедная, как ее «малюют», и вполне способна, при должном подходе и наличии политической воли, выйти на уровень самообеспечения. Бурятия богата ресурсами: крупнейшие российские и международные компании – СУЭК, Северсталь, Новатэк, ИнтерРАО, Росатом, Метрополь и другие – уже не первый десяток лет ведут здесь успешный бизнес по добыче сырья, перепродаже месторождений, экспорту энергетических ресурсов. Результаты? Безработица, деградация села, развал промышленности, нищий бюджет. Очевидно, что эту модель необходимо ломать.

Во-вторых, образование и просвещение могут творить чудеса. Вспомним, что именно Эпоха Просвещения в XVIII привела к закату Средневековья, слому устаревших общественных догм, открыла путь к прогрессивным способам хозяйствования и организации общества, способствовала появлению новых наук и искусств. Китай, Сингапур, Южная Корея сделали упор на школы и университеты и изменили себя.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях