Этническая самобытность семейских с. Тарбагатай

Этническая самобытность с. Тарбагатай  на сегодняшний день привлекает  множество туристов из нашей страны и за ее пределами .  Их  привлекает  особая нетронутая русская культура, которая была признана  наследием «ЮНЕСКО»   в 2001 году на церемонии провозглашения  «Шедевров устного и нематериального наследия человечества».  Так же туристов привлекают пестрота красивых домов, верования, обычаи, которые не сохранились в центральной части страны после того, как Россия встала на путь западной модернизации и вместе с этим утратила свой  национальный колорит  
815
По  архивным данным о количестве старообрядцев на период 1818 г.  В  деле под номером  19  "О численности старообрядческого населения»   они заметно преобладали над другими группами населения.   По моему мнению, потому что они были более сплоченные и во время ссылки стремились находиться ближе  друг другу.

Указано что на период 1818 г. их численность в с. Тарбагатай составляла около «206 человек,  103 мужчины и 103 женщины». Это говорит, что даже в самый трудный момент  семейская семья  не распадалась и её члены держались друг за друга. Остальных групп населения в с. Тарбагатай было около 37.

«Так же уже на период 1818 г. они уже преобладали в с. Десятниково около 305, остальные были, старожилы 49 из которых 9 были ясачные, а так около 18 сосланных протестантов».

Старообрядцы пионеры новых земель были защитниками старой веры и старых обрядов как написано в книге Ф.Ф. Болонева «Семейские» – « раскол олицетворял защиту прежней, жизни, её старорусского  уклада, старого быта, старой веры »

По мнению раскольников  сначала  Никон  уничтожил веру и начал гонения на защитников истиной веры, а потом уже свернули  с праведной дороги русский народ. Как сказано в книге С.П. Петрова - «Никониане, начали свою деятельность с запретов и проклятий на отеческие устои, обычаи и традиции русского народа, стали запрещать то, что делает русского человека русским, а несогласных подвергли жесточайшим преследованиям и уничтожению. Царь Алексей «Тишайший» и его исполнитель патриарх Никон сделали то, о чем враги России даже и мечтать не могли, свои же русские, только никонианского вероисповедания, всю Россию загнали на дыбу и костры».

С. П. Петров  в своей работе считал, что «церковная реформа XVII в., проведенная царем Алексеем Михайловичем «Тишайшим» и расколопатриархом Никоном , привела русский народ к братоубийству. Царь «Тишайший» и расколопатриарх Никон создали новую церковь, получившую в народе название «Никонианская церковь». Пользуясь властью, они назвали православной, хотя в новосозданной ими церкви православные устои были подменены католицизмом и протестантскими учениями, а со временем Никонианская церковь отошла от православного вероисповедания почти полностью. При Петре I еще вдобавок стала синодальной, превратившись в министерство по идеологии, возглавляемое обер-прокурором Синода, так как царским указом патриаршество было отменено. Последователи старой православной веры в первые годы после раскола большинство народа осталось верными древлеотеческому благочестию, продолжали сохранять православие святой Руси. Дораскольная Русская Церковь, обескровленная и разоренная, осталась народом, который сохранил ее, несмотря на большие и жестокие репрессии в отношении древлеправославия, учиненные никонианцами».

Также стоит отметить, что «Никоно-Алексеевская церковная реформа, реформы Петра I и его последователей, направленные на уничтожение старой православной веры, все дальше уводили Россию от предназначенного пути развития России.  Они привели к тому, что в XIX в.  русские дворяне, оторванные от родной культуры, разговаривали между собой на французском или немецком языках, говорить по-русски считалось признаком дурного тона. Детей отправляли учиться за границу. Возвращаясь оттуда, они не только не знали русской культуры и обычаев, но многие даже не могли объясниться на русском языке.

Русские дворяне заговорили по-русски, когда Наполеон вторгся в 1812 г. и захватил Москву. Русские крестьяне, отбиваясь от французских фуражиров-мародеров, создали партизанские отряды для своей защиты и стали громить французов, а заодно стали вешать и своих «русских» дворян, думая, что они тоже захватчики – французы, ведь те не знали родного русского языка и разговаривали между собой на иностранном. Российское дворянство, перепугавшись своего народа, вынуждено было заговорить на отвергнутом родном русском языке. А то не дай Бог, донские казаки старовера атамана Платова и партизанские отряды брянских крестьян-староверов выгонят и уничтожат вместе с захватчиками-французами и «русских» дворян, забывших веру, традиции и обычаи своего народа и фактически ставшими иностранцами.

Менялись цари, менялись власти, режимы, а репрессии против ревнителей истинной православной веры и древлего благочестия не прекращались: они не ужесточались, что происходило в царствование Софьи, Петра I, Анны Иоановны (бироновщина), Павла I, Николая I, в безбожное советское время, или несколько затухали, ослабевали: при Екатерине II, Александре I, Александре III, Николае II, но никогда не прекращались».

Стоить отметить, что старообрядцы не чурались и нового, они впитали в себя ту часть культуры других народов,  где они проживали.  Например, сосланные старообрядцы из Польши заимствовали у поляков традиционные элементы костюма,  так же это относиться к тем, кто проживал в пределах Малороссии, которая на сегодняшний день представляет собой территорию современной Украины. Например в работе того же  Фирс Федотовича Болонева  в работе  « Семейские» содержится такой отрывок.

«В одежде семейских исследователи, прежде всего, выделяют северо – среднерусский комплекс, находя в нем черты юго – западных областей России, а так же  украинско – белорусские влияния. Любовь семейских к яркости  в костюме,  узорочью, обилию нагрудных украшений, способу подвязывания дополнительного платка  под подбородком, обычаю украшать головные  уборы цветами ( живыми и искусственными) – все это близко и украинской традиции.  Сюда же относиться  обильное использование лент, бисерные украшения и украшения из перьев селезня».

Далее мы видим в той же работе, что семейские заимствовали даже традиции. Например в исследуемой нами работе «Семейские»  сказано : «семейские сохраняют традицию мытья домов снаружи и внутри, что практикуют перед праздниками Покрова пресвятой богородицы и перед Пасхой, то есть 2 раза в год. Внутри помещения моют чаще. В ряде сел Мухоршибирского района, вблизи которых имеются залежи охристой глины, наружные стены жилища покрывают глиной, обмазывают их и в других районах (Тарбагатайском, Бичурском, Заиграевском), красят стены домов снаружи и внутри масляной краской. Это, несомненно, облегчает мытье стен. Эта традиция, неизвестная другим группам русского населения Забайкалья, «имеет очевидную связь с украинской традицией обмазывать глиной, белить, расписывать внешние стены мазанок и бревенчатых срубов северных районов Украины».

Г.И. Ильина-Охрименко отмечает удивительную близость традиций настенной росписи семейских Забайкалья с поляками Алтая и Украины. Эта же традиция относится и к росписи филенок и опечек.

Очень много общего в традиционном фольклоре семейских с белорусским и украинским устно-поэтическим творчеством. Много записано песен, заговоров, поверий и обрядов, которые имеют сходство семейских с украинцами и белоруссами.
В языке семейских, в его лексике, которая наиболее восприимчива к лингвистическим изменениям, мы обнаруживаем целый пласт заимствований из украинского и белорусского языков. Тесное общение, хозяйственные и бытовые связи наложили свой отпечаток и на лексический состав языка семейских».

Именно по этим причинам сформировалась особая  культура семейских со своим колоритом.

Журналист, телеведущий и президент Клуба путешествий Михаил Кожухов на сайте «страна ру» во время описаний путешествий от оленеводов до Кавказа ответил на вопрос журналиста « Где, лучше всего сохранились традиции, костюмы и обряды, относящиеся к исконной русской культуре?», на что он ответил: «Меня впечатлило забайкальское село Тарбагатай — столица семейских староверов. Эти люди в большей степени, чем где-либо в нашей стране, сохранили русскую культуру во всем ее разнообразии. От одежды, которую больше нигде не носят, до огромного числа песен и своего особого языка.. В общем, если вы хотите узнать, кто такие русские, — вам дорога в Бурятию, в село Тарабагай».

И действительно, заинтересованный историей своего села я прошелся по моему любимому селу. А затем как начинающий любитель фотограф сделал несколько снимков популярных туристических объектов.
Начну я, пожалуй, своё описание со старообрядческой церкви  в приходе, в котором служит священник Сергей Палий.

История  этой церкви началась с того, что  в 1997 г. старообрядческая община пригласила из  с. Куйтун священноиерея Сергия (Попкова) и уставщика Сергея Николаевича Палий исполнять требы и проводить службы.
Впоследствии старообрядцы  обратились в администрацию Тарбагатайского района к главе Михалеву Михаилу Викторовичу с прошением выделения участка земли в с. Тарбагатай для строительства Древлеправославной церкви.
И вот уже к  2002 г. при поддержке многочисленных спонсоров и жителей села церковь была  уже возведена.

Первое,  что мы видим - это железная ограда,  портал ворота, украшены старообрядческими крестами. Старообрядческий крест -  это простой  четырехконечный крест без распятия, вход в храм сделан в виде маленькой часовни, дверь так же имеет такое украшение, как и  ворота.

Внутри ограды иметься памятник старообрядцам, прибывшим в этот район.

Сделан этот памятник в виде книги, где есть отрывок о с. Тарбагатай из стихотворения Некрасова «Дедушка»,  далее мы видим, что там есть и дата прибытия староверов 1765 г.  Там же есть дата освещения храма - 27 сентября 2002.  В ограде есть джип Виллис,  отреставрированный и найденный Палием.

Кроме того, вокруг церкви планируется создать  комплекс старообрядческой культуры.

Сама церковь представляет собой  храм в основании,  в котором четверик и пристроенная колокольня над притвором.  Купол имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу.   Куполов луковиц около двух.  Храм выполнен в строгом стиле, скорее всего, это современный стиль, который  пришелся по нраву современным старообрядцам.

Далее, по мере своего путешествия  по местным достопримечательностям, я посетил музей старообрядческой культуры, организованный отцом Палием.

Музей старообрядческой культуры является популярным местом для туристов со всего мира. Снаружи это здание выглядит как большой двухэтажный дом, стилилизованный под старинный дом. Ограда имеет украшение в виде двухглавого орла, возле нее в месте, где должен был располагаться садик, находится старый перевезенный колодец, о котором мне не удалось узнать. Ворота же выполнены в ярком семейском стиле. Как было сказано ранее, семейские любили расписные дома, эта традиция у них заимствована из малоросской культуры. Семейские любят яркие веселые тона, это говорит о жизнелюбии народа, веселом нраве и достатке.

Вход в музей украшен красивыми расписными колоннами, узорами, окна украшены красивыми наличниками и расписными ставнями. На ставнях нарисована птица, красивые цветы, на них изображено название музея и старообрядческое изречение протопопа Аввакума.

Музей старообрядческой культуры  еще никем не описывался, как и сама церковь.

При входе в музей мы видим, что это большое здание, похожее на склад вещей. В нижней части музея, несмотря на хаотичность, есть четкая система. Внизу показаны предметы обихода: телеги, зеркала, наличники, утюги, весы. Однако все то, что имеется внизу, не разделено по хронологии, т.к. артефакт 20 века может тесно лежать рядом с артефактом 19 или даже 17 века. Если проводить опись музейных объектов, это займет около трех лет. Если их систематизировать и изучать, на это уйдет много времени, поэтому руководство музея всячески отказывается это делать, так как это может парализовать работу музея.

На верхнем уровне мы видим хозяйственный быт старообрядцев: кровать, шкафы, иконы, кресты, книги, одежда, гроб, который  семейский должен был сделать себе при жизни. Все объекты, кроме гроба, являются реальными историческими артефактами, которые имеют свою длинную судьбу. По сравнению с музеем г. Улан-Удэ здесь почти все объекты являются подлинниками. Их можно бы было описать и по ним можно было создать диссертацию, если бы не активное сопротивление руководства музея, которое боится, что данная работа парализует саму работу музея и превратит работу музея в беспорядочное заполнение бумаг.

Далее я посетил  новый  памятник под названием «Всем старообрядцам России, пострадавшим за Веру Христову», расположенную возле Тарбагатайской поликлиники – бывшего здания Свято-Никольского кафедрального собора. Он был основан епископом Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии Афанасием Тарбагатайским.

Поклонный крест священномученнику Афанасию установили в 2011 году в честь столетия епархии и 10-летия причисления его к лику святых (канонизации) на освященном Соборе Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) в Москве осенью 2001 года.

В дальнейшем я посетил  один из поклонных крестов, которые ставятся для зашиты.

Далее, мы видим расписные резные  домики,  как сказано в одной  из работ Фирс Фидосовича Болонева. « Наряден внешний вид семейских сел. Карнизы, наличники, фронтоны и причелины (доски, прикрывающие концы слег) часто декоративно оформлены в различные  цвета».

И он действительно прав: целые группы нарядных домов, которые раскрашены в различные цвета привлекают внимание. Как сказала  мне студентка по обмену из  Германии Lisa Stapper – « Эти дома похожи на пряничные домики, и ощущение, словно ты попадаешь в сказку».

Первым делом мы рассмотрим гостевой дом семейских, а потом уже простые дома.  Дом крайне яркий, использованы желтые цвета, красивые ставни, наличники. Ворота ярко расписные.  Несмотря на  то, что дом является туристическим местом, он отлично и органически вписывается в улицу. К сожалению, мне не удалось его посетить.

Остальные дома жилые,  они хоть и менее яркие, но все же такие же расписные  на воротах одного из жилого дома можно увидеть на ул. Ленина  можно увидеть изображение коней,  глядя на это великолепие, вспоминаются слова Ф.Ф, Болонева -  « Дома красят внутри и снаружи и моют два раза в год.  Семейким нравиться, когда стены сверкают янтарным блеском,  «браво вымыты», « как жар горят» .  Семейский этнос крайне жизнелюбивый, поэтому семейские любят яркие веселые тона.

В заключение я хочу отменить, что культура семейских   привлекает на сегодняшний  день множество исследователей и туристов с разных точек земного шара благодаря своей колоритности и неповторимости, которая образовалась потому, что на долю этого народа выпали тяжелые испытания.

Я крайне рад и  горд тем, что смог прикоснуться к истории этого интересного этноса. Надеюсь, мой дорогой читатель оценит все этническое многообразие и самобытность данной культуры.

Список литературы и источников.
1. Болонев  Ф.Ф. Семейские  Историко – этнографические очерки изд.  Бурятия  Улан – Удэ.  С 9.
2. Болонев  Ф.Ф. Семейские  Историко – этнографические очерки изд.  Бурятия  Улан – Удэ.  С 29.
3. Михаил Кожухов  «Дети спрашивали: что за огонечек горит у тебя во рту?»   Точка доступа : http://strana.ru/journal/24250504 ( Дата обращения  23.10.15.)
4. Петров С.П.  Старая православная вера за Байкал – морем. Епископ Афанасий  Тарбагатайский, Иркутско – Амурский  и всего Дальнего Востока. Изд. Общество культуры семейских Республики Бурятия. Улан-Удэ. С.11.  
5. Государственный архив республики Бурятия. Ф.207 « Тарбагатайского волостного управления» ДД. 19.
Поделитесь с друзьями:

Комментарии0

Авторизуйтесь, чтобы оценивать комментарии
и получать уведомления об ответах
Войти на сайт
Ваш комментарий

Еще из раздела Общество

Последние записи

13 декабря
16:20
326
1
Как выбирать банковские вклады?
Где лучше открыть банковский вклад? Это самый частый вопрос, который мне задают. Эта статья поможет Вам научиться самостоятельно выбирать лучший для Вас банковский вклад
12 декабря
19:12
353
1
Стартап за 2 недели - это реально?
Продолжаю вести свой блог о кухне медиа и ГК "Информ Полис". Сегодня поделюсь результатами работы нашей компании Yello Digital. Шесть дней назад компания запустила новый ресурс redprice.city, о том что получилось и к чему мы стремимся читай в этой записи.
12 декабря
17:01
198
Как поменять права в МФЦ?
Эта информация для вас, если вы потеряли водительское удостоверение, его украли или документ просто требуется заменить
11 декабря
11:20
183
Жги
Только я решил определиться в своей блогерской жизни - подумал занять нишу, которая вроде пустует: хвалить российское кино, как так же решили все остальные. И все блогеры и влогеры едины во мнении, что новый российский фильм очень хорош!
8 декабря
10:41
128
Арадай дуунууд гайхамшаг гоё!
Дуунай номуудые хэблүүлхэдэнь, шарын шажанай магтаалнууд, харын шажанда хабаатай дуунууд, бөө, удаганай дуудалгануудые номдо оруулдаггүй, хоридог байгаа.  Мүнөө саг һайн тээшээ эрьеэд, зүбшөөхэдэнь, Нумаа багша “Буряад арадай дуунай түүбэри” шэнэ ном соогоо урдань хэблэгдээгүй дуунуудые    арад түмэнэй анхаралда табиба гээшэ.
7 декабря
10:33
174
Россельхозцентр. 10 лет в сфере услуг АПК
В ноябре исполнилось 10 лет образования ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр", объединившего в себе учреждения с многолетней и богатой историей - государственные семенные инспекции и государственные территориальные станции защиты растений
5 декабря
19:00
234
Агууехэ Пушкинай шүлэгүүд буряадаар
Гараар бэшэ, ураар хүшөө өөртөө бодхоогооб,
Газардахагүйл тэндэм зоной үер замууд,
Александрийска баганаһаа дээгүүр толгойгоо
Абан омогоор үргэбэ ябууд.
1 декабря
15:16
390
Минтранс Бурятии не в полном объеме исполняет решения летней встречи дорожников с Цыденовым
По её итогам был принят ряд важных для отрасли решений, в том числе проведение торгов на следующий строительный сезон в октябре-ноябре 2017 года
1 декабря
10:18
164
Наhанай табсангууд
Хори наһан хоёр хонгор һогоон,
Хайра сэдьхэл, инаг дуран, эдир наһан,
Хореод наһан холборхой,
Харгын һалаа олонтой.
29 ноября
10:00
590
6
К Черепахе, греться! И чуть про новую скульптуру
На памятнике природы черепахи опять нет берёзки. Её срубили в феврале, летом кто-то опять пытался пристроить новую, а сейчас её нет. Затея с берёзкой вряд ли получится, ветер и килограммы льда осенью не дадут ей прижиться и закрепиться корнями на камне
29 ноября
09:45
282
Болот Ширибазаров - өөрын харгытай уран зохёолшон
УГААР ДАМЖАҺАН АБЬЯАС БЭЛИГ
Уг дамжан али нэгэн түрэлэйнгөө талаан бэлигые, абьяас шадабариие халан абажа түрэдэг табисуур байдаг. Болот Ширибазаров Буряадай суута уран зохёолшо Дашарабдан Батожабайн Ширибазар дүү хүбүүнэй ашань хадаа, уран зохёолдо, драматургида ерэхэл ёhоороо ерэхэ байгаа, юундэб гэхэдэ, шүлэг зохёохо, уран бүтээл буйлуулха гэһэн суранзан шэнги татаса, эрмэлзэл  шуhа мяхан соонь эбжэгэнэжэ байгаа ха юм
29 ноября
09:44
207
Киберспорт в Улан-Удэ
Всероссийская киберспортивная студенческая лига (или просто – Студенческая лига) – это соревнования сборных университетов, которые организованы Федерацией компьютерного спорта России и проводятся в течение всего учебного года
27 ноября
10:33
210
Ёохор яагад хатархаб
Хори буряадуудай ёохор, Ольхон ёохор, Арбагай ёохор, Тyнхэнэй ёохор
27 ноября
10:27
707
18
Затопили - задохнулись
В нашем городе две ТЭЦ, первая стоит почти в центре, вторая на юге города. Но не они дают такой смог. Со всех сторон город окружает деревня, одноэтажный Улан-Удэ, размерами превышающий крупноэтажную застройку раз в пять
27 ноября
10:23
354
Посвящается всем верующим!
Большой Будда - это самая внушительная достопримечательность на Пхукете и самое большое изваяние Сидящего Будды в Таиланде

24 ноября
17:38
301
Была квартира служебная, стала приватизированная
История о том, как мы добивались признания права собственности клиента на служебную квартиру, в которой он жил с 2003 года
22 ноября
15:07
332
1
В Бурятии появится сайт Союза дорожников. ВИДЕО
Разрабатываем сайт для Союза дорожников Бурятии. Думаю, до Нового года запустим!
21 ноября
10:23
447
«Зерцало мудрости» Эрдэни Хайбзун Галшиева или #точкакипения по-бурятски
Субботнее утро я провела в точке кипения по-бурятски.
20 ноября
12:59
350
Птица счастья
Миллионы лет назад голубые сороки дружно жили от Атлантики до Тихого океана, но потом с севера пришёл ледник и разделил единый народ голубых сорок, как корейцев в сорок пятом. Восточные и западные сороки за прошедшие тысячелетия так и не подумали объединиться назад. Как родню друг друга не признают и даже не переписываются.
19 ноября
10:56
912
1
Стихи бурятских поэтов
- А можно ли вечно жить? - я спросил
старика настойчиво и тревожно.
Старец трубку свою погасил
и тихо ответил:
- Можно…
Показать больше
Серебряная стрела Ежегодная бизнес-премия от ИД Информ Полис
Как в Улан-Удэ работает бизнес по доставке продуктов из Бурятии В Бурятии окулист открыла бизнес, спасший зрение многих людей Как предприятие по производству стройматериалов в Бурятии масштабировалось в другие регионы Как предприниматель нашел рентабельную нишу в строительном бизнесе Как в Улан-Удэ открыть группу продленного дня Виктория Дымчикова о предпринимательских секретах стоматологии в Бурятии Как в Бурятии бизнес-леди сражается за место «под солнцем» В Улан-Удэ чиновница стала профессиональной швеей Семья из Улан-Удэ зарабатывает на любви к селфи Как молодой бизнес-леди удалось поставить бизнес отца «на новые рельсы» Инна Ивахинова рассказала об открытии собственной школы в Бурятии Предприниматель легко раскрутил один из брендов Бурятии Бизнес по-джентльменски. Предприниматель из Бурятии ведет несколько дел одновременно Как кадастровый инженер стал получать заявки со всей России Нужны ли детские кафе в Улан-Удэ? Как успешно стартовать и превысить финплан в первые три месяца работы Семья Цыдыповых успешно осваивает грантовые средства Предприниматель развивает шахматное дело в Бурятии Как в Улан-Удэ молодые люди создали надежное агентство рекламы Как заработать на любви к квестам? Как простая девушка стала раскручивать туры по Бурятии Как фриланс превратить в бизнес. В Улан-Удэ предпринимательница занимается «сладким» делом Дизайнер Бурятии рассказал о работе на себя Секрет успеха единственного ресторана корейской кухни в Улан-Удэ В Улан-Удэ семья зарабатывает на возрождении традиций предков В Улан-Удэ производят качественную этническую мебель Создай себя сам. История успеха руководителя интернет-магазина «Барис онлайн» В Бурятии предприниматель организовал СТО на колёсах В Улан-Удэ молодые люди открыли предприятие по производству ореховой пасты Как строится работа самой большой сети ритуальных услуг в республике Бизнес-вундеркинд из Улан-Удэ зарабатывает серьезные деньги в 15 лет «Мы варим джем из дикоросов». Предприниматели предлагают настоящие витамины Как музыкант стал сыроделом. Фермерство как образ жизни История успеха владельца заведений во Вьетнаме и в России В Бурятии предприниматель занимается производством металлических изделий Как предприниматель из села возродил бизнес по производству пива в Бурятии Женщина из Улан-Удэ открыла бизнес своей мечты Бизнес, основанный на доверии, или Доверие как основа бизнеса Молодая предпринимательница заботится о здоровье жителей Бурятии Мать и дочь открыли сеть магазинов с супергероями Как работает один из первых частных детских садов в Улан-Удэ Андрей Малханов: «Мы продвигаем бренд бууз за счет известных всем бургеров» Продукция компании «Байкальский знахарь» пользуется спросом по всей России Известные девушки Бурятии стали делиться в соцсетях фото в нижнем белье Экс-железнодорожник успешно занимается оптовой торговлей MoreArt - проект, рожденный в любви Предприниматель из Бурятии очищает водоемы, решает проблемы российских и зарубежных фермеров Как зарабатывать на создании игр и путешествовать по миру? В Улан-Удэ предпринимательница создает развивающие модули для детей В Кабанском районе работает единственная в Бурятии круглогодичная теплица Попав под сокращение на работе, мужчина открыл свою ферму В районе Бурятии проверяющие органы поставили бизнес «на колени» «Ажур Текс» - с любовью к близким Мясные снеки из Бурятии пробуют на Сахалине и в Монголии В Улан-Удэ малыши посещают уникальную школу футбола Кооператор со стажем переживает за экологию Бурятии В Бурятии «Кооппроизводство» сдерживает цены на продукты питания Как улан-удэнцы научились превращать свои расходы в доходы? В районе Бурятии хотят выбирать, что нравится, а не то, что залежалось на прилавке Почему жители Бурятии так любят магазины Буркоопсоюза Как в Улан-Удэ построить дом зимой? Где в Бурятии делают вкусный хлеб? В Бурятии работает салон приданого для «Богатой невесты» В Бурятии работает крупнейший оператор навигационной деятельности на Дальнем Востоке В Улан-Удэ женщинам помогают обрести счастье в личной жизни В районе Бурятии предприниматель решил помогать автомобилистам В Бурятии предприниматели возвели храм для всего села Голосование: кто из предпринимателей достоин «приза зрительских симпатий» «Серебряная стрела - 2017». Как проходил отбор номинантов
Как предприятие по производству стройматериалов в Бурятии масштабировалось в другие регионы История успеха владельца заведений во Вьетнаме и в России В Бурятии предприниматель занимается производством металлических изделий Продукция компании «Байкальский знахарь» пользуется спросом по всей России Экс-железнодорожник успешно занимается оптовой торговлей Предприниматель из Бурятии очищает водоемы, решает проблемы российских и зарубежных фермеров Как зарабатывать на создании игр и путешествовать по миру? «Ажур Текс» - с любовью к близким Мясные снеки из Бурятии пробуют на Сахалине и в Монголии В Бурятии работает крупнейший оператор навигационной деятельности на Дальнем Востоке Голосование: кто из предпринимателей достоин «приза зрительских симпатий» «Серебряная стрела - 2017». Как проходил отбор номинантов
Наверх