Авиазавод
3539

Первый "бестселлер" авиазавода

Оказавшись на территории Улан-Удэнского авиационного завода, первым, что вы увидите, будет застывший на постаменте самолет, словно готовый вновь взмыть в небо

 Это истребитель МиГ-15 УТИ. В пятидесятые годы Улан-Удэнский авиазавод массово выпускал эту учебно-тренировочную версию первого советского серийного реактивного истребителя МиГ-15.

Принятый на вооружение в 1949 году МиГ-15 долгое время был основным истребителем ВВС СССР, производился по лицензии и в странах-сателлитах. По суммарному выпуску он стал самым массовым реактивным боевым самолетом в истории авиации.

Триумфом МиГ-15 стала корейская война. Оснащенный ими 64-й авиакорпус защищал небеса Северной Кореи от превосходящих сил США, лихо сбивая «сейбры» и «суперкрепости». Лучшим асом той войны считается Евгений Пепеляев, одержавший двадцать три победы.

Хотя МиГ-15 УТИ создавался как учебный, он обладал всеми характеристиками боевой машины. Улан-Удэнский авиазавод начал его выпуск в 1951 году. Сложность революционной по тем временам конструкции потребовала полной реорганизации технологий производства. (Например, была внедрена термическая обработка деталей токами высокой частоты, создана линия бесцветного анодирования дюралюминия, создана мастерская по изготовлению ковочных штампов).

Собственно, это был первый цельнометаллический самолёт, освоенный нашим авиазаводом. При сборке первое время использовались крылья, поставляемые родственными заводами, но в 1952 году авиазаводчане освоили их собственное производство. МиГ-15 УТИ выпускался до 1955 года, всего завод построил 1117 таких машин.

Памятник «пятнадцатому», по словам работника заводского музея Владимира Рудакова, был поставлен в 1985 году, когда решили почтить память самолета-ветерана. Установка проводилась в рамках программы «Память ветеранам авиационной промышленности» и заодно была приурочена к пятидесятилетнему юбилею завода. Руководство осуществляли директор Ю.Н. Кравцов и главный архитектор авиазавода Ю.Н. Банзаракцаев.

На постамент установили один из множества выпущенных заводом МиГ-15 УТИ. К сожалению, ни год выпуска, ни порядковый номер установить уже сложно, известно лишь, что истребитель долгое время служил в полку ВВС близ Комсомольска-на-Амуре. А корпус одного из «пятнадцатых» в своё время пошёл на украшение стелы перед ДК «Рассвет» на Восточном.

Кроме того, ещё один экземпляр этой модели долгое время стоял заброшенный близ культурного центра на территории завода. Но в настоящее время судьба раритета неизвестна. Владимир Рудаков предполагает, что его продали. В настоящее время лишь единственный на заводе МиГ-15 хищно рвется в небо с постамента, напоминая о славных днях советской военной авиации.

Характеристики МиГ-15:

- максимальная скорость – 1031 км/ч;

- потолок – 15 200 м;

- дальность – 1310 км;

- двигатель – турбореактивный РД45Ф;

- вооружение – одна 37-миллиметровая и две 23-миллиметровые автоматические пушки.

Автор: Василий Тараруев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях