Общество
2810

Бурятские округа после объединения: что потеряли, что нашли?

Сейчас уже не все знают, что до 1937 года Усть-Ордынский и Агинский Бурятский округа входили в состав Бурят – Монгольской АССР. Решением центральных властей она была разбита на три части - собственно Бурятию и два анклава: западный и восточный. Относительно недавно завершилось их объединение с Иркутской и Читинской областями. Как живут теперь в округах? Стала ли жизнь простых людей после объединения лучше?

ЯЗЫКОМ ЦИФР

Именно этому посвящена статья доктора социологии, депутата Народного Хурала Зинаиды Даниловой «Адаптация сельского социума в условиях объединительного процесса».

Результаты, полученные исследователем неутешительны. Так, около половины населения Усть-Орды причисляет себя к малоимущим и незащищённым. По субъективным оценкам большинство населения располагает ежемесячными доходами от полутора до шести тысяч рублей, то есть фактически балансируют на грани выживания.

Одной из главных проблем остаётся безработица. По официальным данным число безработных составляет более семи тысяч. Трудоустройство для большей части безработных по специальности, особенно молодежи, является несбыточной мечтой.

Спасает подсобное хозяйство, для 57,7% опрошенных это основной источник для существования. При этом ограничивается потребление, многие могут позволить себе только покупку продуктов питания.

Жители бывших автономий сетуют на трудность сбыта готовой продукции, неразвитость средств массовой коммуникации, особенно телефонной связи и Интернета, отсутствие деловых центров в сельской местности, трудности в получении кредитов и земельных наделов. Страшной социальной язвой остаётся алкоголизм.

Всё это не могло не вызвать миграции из анклавов. В обоих округах отмечается отрицательный миграционный прирост населения. Основными направлениями остаются «материнские территории» Иркутская и Читинская области, а также Республика Бурятия. Причём, по мнению кандидата политических наук Павла Манжуткина, именно Бурятия притягивает большинство «эмигрантов» из округов. Особенно ясно эта тенденция стала проявляться как раз после завершения объединительного процесса.

КТО ВИНОВАТ?

Чем же можно объяснить подобную ситуацию? Большинство экспертов сходится во мнении, что виной тому экономический кризис, который совпал по времени с объединительным процессом. Павел Манжуткин в качестве ещё одной причины видит экономическую неэффективность регионов, с точки зрения федерального центра. Так в статье Зинаиды Даниловой отмечается, что «список отдельных социальных программ в округах, сформированный до объединения, сегодня не выполняется по многим позициям. В частности согласно этому списку УОБО должен был получить до полутора миллиардов рублей на завершение строительства нескольких школ и больниц, спортивного комплекса и Дома престарелых, однако финансирование этих объектов фактически заморожено». Здесь остаётся только добавить, что ситуация мало изменилась до сих пор. Объединительный процесс не привел к ожидаемым результатам и потому, что Иркутская область превратилась из донора в дотационную территорию РФ со многими своими проблемами, а Забайкальский край не мог быть априори «локомотивом» для Агинского округа, поскольку по основным показателям социально-экономического развития на душу населения в тот период значительно отставал от него.

При этом более пессимистично относятся к объединительному процессу жители Аги, поскольку им было, что терять в отличие от жителей Усть-Орды, где и до объединения не ощущались явные позитивные перемены. Внутри округов также отмечается некоторый разброс мнений респондентов. В частности, в Нукутском районе УОБО жители более позитивно относятся к процессу объединения, поскольку территориально они находятся ближе к областному центру - Иркутску, чем к центру округа - посёлку Усть-Орда. Различные исследователи уже не раз отмечали, слабость дорожного сообщения в округе, так жителям Нукутского и Аларьского районов приходится ездить в столицу округа через Иркутск. Естественно, что они никогда не осознавали своей общности с округом, и в этом плане для них после объединения ничего не изменилось.

- После объединения ничего не изменилось, считает 69 летняя жительница Усть-Орды Екатерина Романова. - Как не было ничего хорошего, так и до сих пор нет.

- Изменения если и есть, то они очень незаметные. Почти ничего не построили, столица округа до сих пор остаётся в плачевном состоянии- говорит Сергей Баиров из Алари.

Арсалан Добчинов, заместитель главного редактора газеты «Агинская правда»:

- То, что было, того уже конечно нет. Главное, не существует отдельного бюджета округа. Ушли многие крупные западные компании. Настроения конечно неоднозначные. Кто-то радуется объединению с Читой, по кому то оно больно ударило. Но, в целом, ситуация нормальная. Социальная инфраструктура сохранилась, есть и поддержка со стороны края. Будем развиваться как аграрный регион

 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Однако стоит отметить и плюсы объединения. Так жители округов получили доступ к развитой социальной инфраструктуре областных центров, в первую очередь в сфере здравоохранения. В Усть-Орде, в целом, выросла бюджетная обеспеченность.

Бурятские округа были слишком маленькими объединениями для уровня субъекта Российской Федерации. Они не имели ни городов, ни крупной промышленности, ни месторождений полезных ископаемых, за счёт которых могли бы существовать и развиваться. Это во многом предопределило процесс объединения, который, с точки зрения федеральных властей выглядит абсолютно обоснованным.

Нынешнее тяжелое положение округов, во многом объясняется общей неблагоприятной экономической ситуацией. Однако обеспечить экономический рост в составе более крупного субъекта должно быть легче, и уровень жизни в бывших автономных округах рано или поздно сравняется с аналогичными показателями в областях.

По-разному сложилась и судьба местных элит после объединения. Так глава Усть-Ордынского округа Валерий Малеев успел вовремя перебраться в Госдуму, а спикер окружного парламента Ирина Морохоева возглавила областную счётную палату. Многие выходцы с Усть-Орды построили успешную карьеру в Иркутске. Однако для многих объединение стало тяжёлым ударом, понизившим их статус и уровень доходов.

Более удачливыми оказались их агинские коллеги. Баиру Жамсуеву удалось создать эффективную команду управленцев, которые оказались востребованы во многих регионах России, включая Калмыкию, Магаданскую область и сам Забайкальский край. Достаточно сказать, что вице-спикером Законодательного собрания объединённого субъекта является Даши Дугаров, в прошлом главный парламентарий округа. Один из важнейших постов в Правительстве – министра экономического развития занимает Баир Галсанов.

КОРОТКО О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ

Так или иначе, экономические проблемы обозначенных регионов мы решить без вмешательства федерального центра, увы, не представляется возможным. Но не в меньшей степени волнует другой вопрос: не угрожает ли объединение бурятских округов ассимиляцией, растворением бурятского этноса на территориях Иркутской области и Забайкальского края?

- Процесс ассимиляции не произойдёт быстро – считает Павел Манжуткин. - Для этого нужно, как минимум, несколько поколений. К тому же здесь нужно учесть сильное влияние Республики Бурятия, да и в бюджетах Иркутской области и Забайкальского края можно проследить расходы на поддержание и сохранение бурятской культуры. Но в результате, в нынешних условиях процесс этот неизбежен.

По мнению политолога это связано, прежде всего, с национальным менталитетом, основной чертой которого он назвал «приспособленчество».

Вопрос о сохранении самобытной культуры и национального самосознания бурят, проживающих на этих территориях, стоит действительно остро. Бурятам в очередной раз предстоит доказать, свою уникальную способность к сохранению культурного многообразия. Остаётся только надеяться, что богатый опыт сосуществования российских народов позволит избежать негативных последствий процесса объединения.

Источник: ИД "Буряад Yнэн"

Фото: toureastgroup.ru

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях