Общество
3579

Быть или не быть улан-удэнскому трамваю?

В МУП «Управление трамвая» бьют тревогу: если правительство не решит вопрос по финансированию предприятия, городской трамвай перестанет существовать

Этим летом стоимость проезда в трамвае может повыситься. Экономически обоснованное требование о повышении цены МУП «Управление трамвая» представило в Республиканскую службу по тарифам еще в прошлом месяце.

Чтобы решить проблемы предприятия и уравнять расходы с доходами, пассажиры должны платить по 25 рублей за одну поездку в трамвае. Однако, скорее всего, РСТ позволит повысить цену на билет только на один рубль. Правда, доказать обоснованность повышения нужно еще и на сессии горсовета.

Депутаты могут не разрешить увеличивать тариф, зная, что трамваем чаще пользуются пенсионеры, школьники и студенты. В Управлении трамвая не знают, как будут выживать в этом году, когда из-за повышения налогов и цены на электричество увеличились расходы почти на 35 процентов.

Трамвай — это политический транспорт

Когда в прошлом году во время визита в Бурятию министр финансов России Алексей Кудрин посоветовал убрать трамвайные пути, чтобы расширить автомобильные дороги, ахнули все. В отличие от федералов, городские чиновники понимают, что даже трехчасовая авария на трамвайной линии приведет к транспортному коллапсу и недовольству населения.

Электрический транспорт остается таким же популярным среди улан-удэнцев, как и 20 лет назад. Трамвай — это социальные гарантии для тех слоев населения, которые не могут позволить себе более дорогую маршрутку или такси. С другой стороны, это решение проблем с пробками на дорогах города Улан-Удэ. Поэтому и цену на проезд здесь не повышают.

Вместе с тем правительство еще несколько лет назад отказалось от электрического транспорта, передав его на уровень муниципалитета. А в городском бюджете нет столько средств, чтобы выплачивать предприятию недостающие деньги в виде дотаций. На 2010 — 2014 годы в Улан-Удэ была разработана муниципальная целевая программа по финансовому оздоровлению предприятия, на которую нужно 864 млн. рублей.

 В 2010 году в рамках программы было освоено 32 млн. рублей, а в связи с ограниченными возможностями 2011 года на оздоровление предприятия направлено только 15 млн. рублей. Муниципальному унитарному предприятию предлагают зарабатывать самостоятельно.

Во всем мире трамвай — это политический транспорт, где доходы от пассажирских перевозок покрывают расходы только на 20 процентов. Все остальное должны доплачивать из бюджетов всех уровней.

— Ни в одной стране мира не говорят, что трамвайное предприятие должно быть самостоятельным. Везде электрический транспорт содержат за счет бюджета. И только в Улан-Удэ нашлись такие люди, которые сказали, что наше предприятие должно быть самостоятельным, — объясняет Николай Хонгоров, директор МУП «Управление трамвая».

Почему холодно в трамваях?

Николай Хонгоров сетует, что МУП «Управление трамвая» часто называют «дармоедами» и обвиняют в «выбивании» денег из государственного бюджета. Хотя пассажирскими перевозками и установлением тарифа, по его мнению, должен заниматься регион. При этом всем удобно, когда трамвай возит за 10 рублей, и никто не задумывается, что расходы предприятия намного превышают доходы.

И в этом году Управление трамвая несколько месяцев не может заплатить энергетикам за электричество, а выплачивать зарплату работникам в апреле придется частями.

 — У нас приходят и говорят: вот тебе 10 рублей и будь самодостаточным, конкурируй с маршрутками. Но, извините, маршрутчики асфальт не закатывают, остановки не строят, бензоколонки не содержат. А у нас восемь огромных подстанций, депо, рельсы, — возмущается Николай Хонгоров.

Если в прошлые годы предприятие еще как-то перебивалось, то в этом году выживать стало невозможно. Налоги и тариф на электроэнергию в 2011 году увеличили расходы сразу на 34 процента. При этом потреблять Управление трамвая больше не стало.

 — Мы, наоборот, сокращаем потребление энергии. Почему в вагонах холодно? Завод рекомендует, чтобы пассажирам было тепло, включать печку на 24 киловатта. А мы включаем всего на 7 киловатт, иначе мы должны еще дополнительно 10 млн. рублей платить, — объясняет директор МУП.

На ремонт рельсов денег нет

Проблема и с трамвайными путями — их не ремонтировали больше 30 лет. Шпала давно сгнила, и рельсы лежат практически на земле. Некачественные пути негативно сказываются на транспорте — даже новые вагоны не выдерживают дорожной «колотушки». В Улан-Удэ купили больше всех в Сибири новых вагонов — 20 единиц, но уже через полгода они начали «сыпаться».

 — Звоним на завод-изготовитель, отправляем претензии. Они приехали, посмотрели пути и сказали: «Сначала отремонтируйте свои пути, а потом претензии предъявляйте». А мы концы с концами еле сводим, — жалуется директор предприятия. — Как я пойду покупать рельсы, если у меня нет денег даже на выплату налогов? Прокурор скажет: «Ты что, заболел совсем, ну-ка быстро налоги плати, рельсы твои меня не волнуют». А когда что-нибудь случится, тот же прокурор скажет: «30 лет нет ремонта. Зачем трамвай гоняешь по рельсам? Поставь его под забор».

Остается актуальной проблема с пробками, по улан-удэнским дорогам не может быстро двигаться даже трамвай. В администрации города говорили о намерении сделать трамвай скоростным, то есть сократить число остановок в два раза. Но, по мнению специалистов, этот вариант невозможен.

Трамвайные пути пересекает более 90 автомобильных дорог, пешеходных дорожек и светофорных остановок. А на тех участках, где трамвайные рельсы находятся на одном уровне с дорожным полотном, вагоны стоят минутами. Автомобилисты, нарушая правила дорожного движения, останавливаются на трамвайных путях и нередко попадают в ДТП.

Маршрутки должны уйти

Николай Хонгоров считает, что трамвай не может и не должен конкурировать с маршрутками. По его мнению, маршрутки рано или поздно должны уйти с рынка перевозок.

Управление трамвая — это предприятие, которое необходимо городу еще и в качестве конкурента частным перевозчикам. Если вдруг маршрутчики самовольно поднимут цену, трамвай будет по прежнему ходить по 10 рублей, а значит, улан-удэнцы выберут дешевый транспорт.

— То, что сегодня РСТ регулирует тариф перевозчиков, незаконно. Это так на дурака надавили при помощи силы, — замечает директор Управления трамвая.

Не согласны на предприятии и с тем, что многие маршруты идут параллельно линии трамвая.

— Хозяин города так не делает. Он должен сказать: «Я трамвай содержу, а эти «обсасывают» его», — считает Николай Хонгоров. — Ни один маршрут не должен проходить по трамвайной линии. Есть у человека возможность доехать, садись, езжай на трамвае. Это же не выпуск автомобилей, самолетов и вертолетов, чашек, ложек и кружек.

В центр города только трамвай

Улан-удэнские специалисты, изучая опыт работы электрического транспорта в Европе, поняли, что на Западе в центр города вообще не запускают автомобильный пассажирский транспорт. По центральным улицам европейских городов можно проехать только на троллейбусе или трамвае.

По мнению городских властей, единственный вариант выхода из сложившейся ситуации — это субсидирование электрического транспорта. Муниципалитет предлагает рассмотреть возможность субсидирования городского пассажирского транспорта в рамках Закона о статусе столицы.

— Город Улан-Удэ — это столица Бурятии и, как любой цивилизованный город, определяется параметрами надежности и транспортной инфраструктуры. Одна из основных составляющих транспортной инфраструктуры — это трамваи. Мы считаем, что городской электрический транспорт несет большую социальную нагрузку, — объяснила Гемаля Гендунова, заместитель мэра по развитию инфраструктуры Улан-Удэ. — Позиция города однозначна — трамвай городу нужен и электрический транспорт мы должны сохранить.

Автор: Жанна Молчанова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях