Общество
3880

Юбилей ностальгирующих земляков

Прошел Сагаалган, а с ним завершились и встречи землячеств — бурятского феномена, существующего с 1991 года. Двадцать лет — срок более чем достаточный, чтобы осмыслить это уникальное для России явление

Прошел Сагаалган, а с ним завершились и встречи землячеств — бурятского феномена, существующего с 1991 года. Двадцать лет — срок более чем достаточный, чтобы осмыслить это уникальное для России явление

Создание землячеств было связано с возрождением праздника Белого месяца по инициативе профессоров Шираба Чимитдоржиева и ныне покойного Тараса Михайлова. Как вспоминает Шираб Бодиевич, после того, как Сагаалган был «пробит» у тогдашнего первого секретаря обкома Белякова, встал вопрос о форме проведения праздника. Народ был разобщен, и нужно было как-то структурировать его. Первыми организовали землячество еравнинцы, их примеру последовали и другие районы.

С самого начала в основу был положен не этнический, не родовой, а территориальный принцип, которого неуклонно придерживаются и по сей день. Земляки улан-удэнцы независимо от возраста, национальности и пола стали собираться в один из дней Сагаалгана, чтобы чествовать ветеранов, общаться и встречаться с делегатами из малой родины.

 Эта традиция «устаканилась» в прямом смысле слова. Впрочем, такая форма консолидации земляков не была ноу-хау 90-х годов. Еще в начале прошлого века в Иркутске, тогдашнем центре европейского образования бурятской молодежи, проводили «национальные вечера», прообраз в том числе и нынешних азиатских дискотек где-нибудь в Новосибирске.

Сейчас существует порядка 20 землячеств, из которых часть юридически оформлена в общественные организации. В свою очередь, они объединены в Ассоциацию землячеств этнической Бурятии, с участием выходцев из Иркутской области, Забайкальского края и Китая (Шэнэхэн). Как правило, большой сбор бывает только раз в году, на Сагаалган.

Хотя бывают исключения — семья Матхановых, собирающая летом земляков из Алари и Унги на спортивные игры. В остальное время активисты собираются на сбор пожертвований на строительство дацанов и церквей, проведение спортивных соревнований и прочее. Например, в прошлом году порядка десяти баргузинских бизнесменов бурятского и еврейского происхождения собрали за час 4 млн. рублей на строительство православной церкви.

Потенциал землячеств может активно использоваться и во время избирательных кампаний, особенно если влиятельные улан-удэнцы занимаются на родине бизнесом, имеют виды на одномандатный округ в Хурал или пост главы района. К тому же Ширабу Чимитдоржиеву пришел за поддержкой, как к старейшине, один из кандидатов на пост главы Кижинги.

Однако это и есть вся политическая составляющая землячеств, являющихся еще и низовыми структурами Всебурятской ассоциации развития культуры (ВАРК). В начале июня текущего года планируется проведение очередного, четвертого съезда ВАРКа. Эти съезды проходят через пять лет и являются единственным форматом для обсуждения проблем всего бурятского народа.

По словам Михаила Харитонова, руководителя Комитета по межнациональным отношениям правительства РБ, формат всебурятских съездов утратил свое значение вследствие отсутствия легитимности. Ушли в небытие Бурят-Монгольская партия и Конгресс бурятского народа — первые постсоветские националистические структуры. Разочаровались и разошлись активисты второй волны — объединения молодых ученых и группа «Эрхэ». По сути, на современном политическом поле нет места структурированной этнической оппозиции, тем более в свете последнего обострения межнациональных отношений в стране.

В этом смысле землячества остаются необходимой отдушиной для проявления национального чувства и национального строительства, несмотря на их заявленный неэтнический характер. Конечно, только в том случае, если во главе их стоят настоящие патриоты, а не нойоны, любящие лишь почести и награды. Наиболее эффективными с этой точки зрения являются Кяхтинское, Осинское и Агинское землячества...

 Так, улан-удэнские осинцы развивают бизнес, социальную сферу и сельское хозяйство у себя на малой родине. По большому счету это и есть основной смысл существования этих объединений — отдать сыновний долг малой родине, чтобы она вконец не загнулась и было к кому приехать на родовые бариса и обоо.

Автор: Александр Махачкеев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях