Общество
11892

Осколок монгольского мира

В дни Белого месяца по монгольским телеканалам будут показывать уникальный телесериал. Его особенность в том, что на примере одной семьи показывается образ жизни и традиции в каждой стране. Одна из серий будет посвящена и семье певицы Бадма-Ханды Аюшеевой, как яркая иллюстрация истории бурят



Автор сериала — Мархаахуугийн Буянбадрах, выпускник российского ВГИК, тележурналист и продюсер. Он инициировал проект «Монгольская диаспора в мире». За два года он побывал в самых разных странах, чтобы сделать документальный фильм. В итоге съемочная группа побывала в 8 странах. Кроме России и Китая, это Киргизия, где живут сарт-калмыки, Индия, Афганистан. Получился сериал под названием «Монгол, ищущий монгола». Всего зрителям представлено 9 серий. Первая называлась «Оставшиеся». В ней рассказывается о «дээд» — монголах, проживающих в районе озера Хох Нуур в Китае. В последней серии — о семье, проживающей непосредственно в независимой Монголии. Самый большой интерес вызывает фильм о хазарейцах в Афганистане.

Кунжэл и аба

О хазарейцах в Бурятии, Калмыкии и Монголии легенды ходят давно. Кто-то пересказывал слухи о том, как служивший в Афганистане бурятский солдат неожиданно услышал монгольскую речь. Самый экзотический слух — хазарейцы приходили в посольство Монголии и просили помощи… Оружием… Не случайно именно хазарейцы произвели самые смешанные чувства на съемочную группу.

— Их мало, в стране идет война. Мне показалось, что хазар-монголы живут под большим давлением. У каждого из команды возникло чувство жалости к ним. Хазар-монголы выглядели мрачными. Нам необходимо поддержать их, — говорит автор фильма Буянбадрах.

Исторический источник «Бабур-нама» сообщает, что изначально хазарейцы — племя монголов, переселенное в Бадриз в XIII веке эмиром Аргуном, монгольским наместником Хорасана, для создания этнической опоры своей власти. Но лучшим доказательством своего монгольского происхождения являются внешность и язык хазарейцев. Особенно поражает внешность. Широкоскулые и раскосые хазарейцы выделяются среди других народностей Афганистана своим явно монгольским видом. Язык в отличие от внешности почти не сохранился. Но монгольские слова нет-нет да и проскользнут в хазарейском языке.

— Один ученый, встречавшийся с нами, применял более 200 монгольских слов в своей речи, — рассказывает Буянбадрах. — Мы провели съемки в отдаленном местечке Афганистана — провинции Бамиан.

В книге Л. Темирханова «Хазарейцы» указано, что было немало селений, где монгольский язык сохранился полностью. На государственных языках пушту и дари говорят только мужчины, которым приходится общаться с внешним миром. Ученый Даллинг считал, что монгольские элементы составляют десять процентов хазарейского лексикона.

«Меня не отличают от бурят»

Хазареец Джанбас живет в Иркутске уже много лет. Приехал в Россию учиться еще во времена СССР. Вспоминает с улыбкой, как был приятно поражен, увидев столь похожих на себя бурят.

— Однажды дошло до смешного. На землячестве афганцев один мой земляк принял меня за бурята. Со всеми поздоровался на родном языке, а со мной по-русски, — смеется Джанбас. — Жаль, что я не специалист по языкам. А то бы можно было поискать созвучия в хазарейском и монгольском языках. Трудность в том, что в хазарейском языке очень много диалектов. Основные наши племена — шейхали, бесуд, дайзанги, урузгани, джагури, дайкунти, фулади, якауланг — говорят на разных диалектах. Я думаю, что больше всего монголизмов сохранили хазарейцы, проживающие в Пакистане.

Если раньше историки писали, что хазарейцы ведут кочевой или полукочевой образ жизни и богатые живут в юртах, то время внесло свои коррективы. Джанбас, например, не помнит юрт. Их сейчас заменили палатки.

Афганистан — центр буддизма

Еще одно обстоятельство роднит хазарейцев с современными монгольскими народами. Провинция Бамиан в древности была одним из центров буддизма, о чем свидетельствовали буддийские комплексы. Наш собеседник родом из Бамиана и вспоминает, как хазарейцы, будучи мусульманами-шиитами, бережно охраняли и почитали древние изваяния.

— Ведь это наше прошлое. Я помню рассказы наших стариков. Они вспоминали, что лики Будд, обращенные на восток, были украшены драгоценными камнями. И на рассвете солнце так отражалось в ликах Будд, что чудесным сиянием освещался весь город, — рассказывает Джанбас. — Конечно, это было поистине «восьмое чудо света». Даже в Интернете выложили песни хазарейцев про эти изваяния в Бамиане.

Глядя на кадры фильма о хазарейцах, возникают смешанные чувства. Почти 700 лет они прожили в чужой языковой среде. И почти всегда воевали за свою независимость быть такими непохожими на соседей.

— Я больше улавливаю схожие элементы в фильмах, в музыке. В кинофильме о Чингисхане я увидел свадебные обряды, очень похожие на те, что я видел в детстве на хазарейских свадьбах. Горловое пение мне не кажется чужим, а многие наши музыкальные инструменты я увидел в Монголии. Мне очень приятно, что сейчас там учатся несколько хазарейцев, что через несколько столетий народы чувствуют родственные корни, — заключает Джанбас.

ХАЗАРЕЙЦЫ — хазара (самоназвание, от персидского «тысяча»; военное подразделение кочевников). Населяют в Афганистане главным образом горный район Хазараджат, а также провинции Герат, Кандагар, Бамиан, Нангахар и Бадахшан. Живут также в Иране. Говорят на языке, близком к дари, много заимствований из монгольских языков. Верующие — мусульмане-шииты. Основу хазарейцев составили монголоязычные кочевники, в их этногенезе участвовали также тюркские и иранские племена. Вероятно, хазарейцы — потомки военных поселенцев, оставленных Чингисханом и его преемниками. В конце XIX века афганский эмир Абдуррахман покорил Хазараджат с помощью кочевников-афганцев (пуштунов), которым он отвёл там летние пастбища.

Основные традиционные занятия — пашенное земледелие (богарное и орошаемое) и скотоводство. Ремёсла — ткацкое, сукноделие, кузнечное, кожевенное и др. Отдельные группы хазарейцев ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Селения обнесены глинобитной стеной с башнями на четырех углах. Жилище у богатых — монгольская юрта, у бедных — крытое соломой. Кочевники живут в шалашах, покрытых войлоком. Мужская и женская одежда — рубаха и штаны. В праздники устраивают скачки на лошадях, борьбу, бои верблюдов. Сохранились пережитки культа сил природы, анимизма.

(Из энциклопедии по этнологии)

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях