Общество
2950

Первый политссыльный в Бурятии

В начале своей деятельности он был близок к власти. А когда стал оппозиционером и начал вести пропаганду против власти, его ссылали и сажали в тюрьму. Но и оттуда его письма расходились по всей стране. Это не тот, о ком вы подумали. 350 лет назад за Байкал сослали протопопа Аввакума



Поскольку его считают своим духовным отцом семейские Бурятии, стоит рассказать об этом незаурядном человеке подробнее. Тем более что он написал автобиографию «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Для нас представляет большой интерес то, что деятельность Аввакума проходила в годы присоединения Бурятии к России. Поэтому история его жизни помогает по-новому взглянуть на ту эпоху.

Даже идейные оппоненты Аввакума из официальной церкви признают его незаурядный талант проповедника. В начале своей карьеры священника неистовство Аввакума приносило ему постоянные разлады с прихожанами. Доходило до того, что верующие избивали своего молодого священника, однажды «до смерти задавили». Сейчас трудно представить такое обращение главы села со священником.

«Пришед во церковь, бил и волочил меня за ноги по земле в ризах, а я молитву говорю в то время… Во ино время прибежал ко мне в дом, бив меня, и у руки отгрыз персты, яко пес, зубами, — рассказывает Аввакум. — Государь меня велел в протопопы поставить в Юрьевец-Повольской.

И тут пожил немного, только осмь недель: дьявол научил попов, и мужиков, и баб, — пришли к патриархову приказу, где я дела духовныя делал, и, вытаща меня из приказа собранием, — человек с тысящу и с полторы их было, — среди улицы били батожьем и топтали; и бабы были с рычагами... Наипаче же попы и бабы, которых унимал от блудни, вопят: «Убить вора, блядина сына, да и тело собакам в ров кинем!»

Вынужденный уехать от таких прихожан в Москву, Аввакум нашел понимание у самого царского духовника. Тот собирал вокруг себя «духовных братьев» — боголюбцев, чтобы искоренять суеверия, распространять грамотность вместе с богослужебными книгами.

В этом же кружке и сам царь Алексей Михайлович, и будущий патриарх Никон, тогда еще новгородский архиепископ. Пока еще друзья, они горячо спорят о церкви, не подозревая, что скоро станут смертельными врагами. Условно членов кружка можно разделить на «русофилов» и «грекофилов».

Принявшие христианство от Византии, русские тесно сотрудничали с греческими священниками. Но к XVII веку появились неизбежные отличия русского и греческого благочестия. Если царь с его духовником и Никоном восхищались всем греческим и призывали вернуться к византийским корням православия, то Аввакум и его провинциальные коллеги отказывались считать образцом греческую церковь того времени.

 У каждого была своя правда. Аввакум резонно указывал на то, что все четыре восточных патриархата давно находятся в окружении земель, где властвует ислам. Не зря юго-западные православные братства старались сблизиться с греческими и славянскими церквами. Среди нахлынувших в Московию греческих и других западных церковных учителей было немало тех, кто сам нуждался в хорошем образовании.

Как менять в угоду им свою традиционную веру? Аввакум свято верил, что только русское православие сохранило христианство в чистом виде. Никон и царь считали, что реформы русской церкви — это веление времени. Идут переговоры с молдавским господарем, решается вопрос о присоединении Украины. Надо срочно устранить небольшие, на взгляд реформаторов, различия между православными церквами этих стран. Спорящие не предполагали, как «небольшие различия» приведут к расколу единой русской церкви, длящемуся до сих пор.

«Армянская ересь» и кукиш Богу

Едва патриарший престол занял Никон, как начал реформы. Не вдаваясь в богословские подробности, отметим самые наглядные изменения, которые ввел Никон: вместо Иисус писать Исус, ходить во время обряда крещения против солнца, а не по солнцу, креститься не двумя пальцами, а тремя, заменить восьмиконечный крест на четырехконечный. Ценители старины восприняли такие реформы как отрицание всей русской старины. Особый гнев вызывало троеперстие, сравниваемое ценителями старины с кукишем.

«Ох, бедная Русь! — писал шокированный Аввакум. — Что это тебе захотелось латинских обычаев и немецких поступков?»

Сам выходец из семьи мордовских крестьян Никон хорошо понимал, как объединяет разные народы единая религия. Не случайно на церковном соборе 1655 года мордвин Никон заявил, что, хотя русский и сын русского, его вера и убеждения греческие. В подтверждение новый патриарх снял с себя русский клобук и надел греческий. Двоеперстие он назвал «армянской ересью», проникшей на русские земли.

И если раньше неистового Аввакума прихожане били за яростные обличения, то теперь, когда он столь же яростно ругал власти, последователей становилось все больше.

Война с воеводой

Как результат — указ патриарха сослать бывшего друга в Сибирь. К чести царя, он сначала сочувствовал Аввакуму и особо предупредил архиепископа Сибирского и Тобольского о том, что «священство у Аввакума не отнято». Симеон встречает ссыльного радушно, но вскоре уезжает на год в Москву на церковный собор.

За этот год неистовый Аввакум вновь так настроил против себя город, что едва избежал расправы. Вскоре за Байкалом возле слияния рек Шилки и Нерчи появляется еще один острожок, где служилые люди дали обет воздвигнуть церковь. Енисейский воевода Пашков просит прислать ему туда священников.

«Отдали меня Афонасью Пашкову: он туды воеводою послан, и грех ради моих суров и безчеловечен человек, бьет безпрестанно людей, и мучит, и жжет», — вспоминал Аввакум.

Уже на Шаманском пороге Ангары происходит первая стычка протопопа с воеводой. Там отряд встречается с группой казаков, плывших в Енисейск. Среди них две вдовы, пожелавшие стать монахинями. Но воевода, знавший об острой нехватке в Сибири женщин, решил выдать их замуж. Аввакум резко воспротивился. Взбешенный Пашков, выгнав Аввакума из дощаника, сбивает его с ног, трижды бьет плашмя чеканом (топориком). В довесок палач наносит Аввакуму 72 удара. А когда прибыл осенью в Братский острог, Аввакума держат в одной избе с «аманатами» (заложниками). Скорее всего, в лице заложников Аввакум впервые встретился с бурятами.

«Птиц зело много, гусей и лебедей по морю, яко снег плавают. Рыбы в нем — осетры и таймени. Стерляди, и омули, и сиги, и прочих родов много... А рыбы зело густо в нем: осетры и таймени жирни гораздо. Нельзя жарить на сковороде — жир все будет», — спустя годы восхищался природой Байкала Аввакум.

«Страна варварская, иноземцы немирные»

«Страна варварская, иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошадьми идти не поспеем», — пишет о своей дороге в Забайкалье того времени Аввакум.

В августе 1661 года Пашков послал в поход 72 служилых человека и 20 тунгусов во главе со своим сыном Еремеем на «великого государя непослушников». Во всех редакциях «Жития протопопа Аввакума» направлением похода указано «мунгальское царство». Интересный факт — воевода вызвал местного шамана, чтобы узнать об исходе похода. Нетрудно угадать реакцию на языческий обряд Аввакума. «Во хлевине своей кричал с воплем ко господу: «Послушай мене, боже! Да не возвратится вспять ни един от них, и гроб им там устроивши всем, приложи им зла, господи, приложи, и погибель им наведи», — кричал Аввакум.

Неудивительно, что, когда в положенный срок отряд не возвратился, разъяренный воевода решил пытать недоброго предсказателя: «Учредил застенок и огонь росклал». Но к началу пытки подъехал Еремей и сообщил отцу, как все его войско перебили, а его, раненого, вывел «от мунгальских людей» тунгус.

«Так-то ты делаешь! Людей тех столько перегубил», — упрекнул воевода Аввакума. Именно после описания этих событий Аввакум пишет о Пашкове в своем «Житие»: «Десеть лет он меня мучил или я ево, не знаю, Бог разберет».

Возвращаясь из ссылки, Аввакум застал в Тобольске восстание татар, башкир, калмыков, черемисов, чувашей, вогулов. Приехав в Москву, протопоп отомстил Пашкову, доложив властям о его преступлениях. Начал с того, что воевода увез с родины двух переводчиков и 19 плененных казаками инородцев, в основном женщин.

И самое возмутительное — воевода увез с собой и трех заложников, за которых местные жители платили ясак. Это делать строго запрещалось, как нанесение урона ясачной казне. Впрочем, что говорить об инородцах, если Пашков, по словам Аввакума, и своих людей вешал, порол до смерти, пытал на дыбе, морил голодом и выгонял на сутки голых к реке на съедение слепням. Таким в записях Аввакума предстает основатель еравнинского села Телемба Афанасий Пашков.

Несломленный ссылкой

11 лет такой ссылки могли сломить кого угодно, но только не Аввакума. Он продолжает так проповедовать, что церковные власти просят царя вновь выслать Аввакума, который своей пропагандой «церкви запустошил». Протопопа расстригли и прокляли. Аввакум же, в свою очередь, проклял никониан.

 В ноябре 1666 года начался церковный «великий собор». В нем принимали участие сам царь, боярская Дума, высшее духовенство и греческие епископы. На собор привезли и опального протопопа. Тот не только не отрекся от своих убеждений, но и обозвал собор «неправославным». Собору ничего не оставалось, как отлучить от церкви всех сторонников старых книг и обрядов, назвать их «еретиками и непокорниками».

Так раскололась единая русская церковь. Расстриженный и преданный анафеме Аввакум с тремя другими вождями раскола сослан в новую ссылку в Пустоозерск. 15 лет Аввакум продержался там в земляной яме. И не просто продержался, а стал там первым в русской истории писателем-оппозиционером. Кроме своей автобиографии, он пишет многочисленные послания, проповеди и библейские толкования. И эти сочинения, написанные им в земляной яме, расходятся по всей стране.

Причем поддерживает Аввакума не только простой народ, но и знатные бояре. Одну из них, боярыню Морозову, мы знаем по знаменитой картине Сурикова. Никто до Аввакума не отваживался двух высших лиц страны — царя и патриарха — считать антихристами.

«Конец света»

Улан-Удэ основан в год, когда европейский мир с паникой ждал «конца света». Паника тех лет не сравнима с нынешним ожиданием апокалипсиса 2012 года. Мало того, что цифра «666» известна христианам как «число зверя». Как предзнаменование будущего конца света — многочисленные войны.

Тридцатилетняя война (1618 — 1648 гг.) — первая общеевропейская унесла жизни нескольких миллионов человек. Турция воюет с христианскими странами, Украина отделяется от Польши. Многие евреи Средиземноморья, Украины и некоторых других регионов поверили, что некто Шабтай Цви из Смирны, провозгласивший себя мессией, и есть мессия перед концом света.

 По призыву Шабтая Цви тысячи людей занялись самобичеванием, голоданием, усиленным покаянием. В 1661 году московскому царю сообщили о пророках, предсказывавших погибель «немецкой земле». В самом Московском царстве, кроме раскола церкви, шли восстания и бунты. Многие живьем ложились в гробы, чтобы встретить неминуемый конец света.

В Англии, кроме череды войн, разыгралась эпидемия чумы. В год основания Улан-Удэ Лондон едва не перестал существовать. Не погибшие от чумы в панике убегали из города в села. Некий пророк в Англии предсказал, что человечество в 1666 году погибнет в пламени мирового пожара. Пожар действительно был. Он длился три дня и почти уничтожил Лондон.

 А в далекой Московии Аввакум не боялся страшного суда и даже мечтал, что сделает на нем: «Даст бог, преже суда тово Христова, взявши Никона, разобью ему рыло. Блядин сын, собака, смутил нашу землю. Да и глаза ему те выколупаю, да и ткну его взашей: ну во тьму пойди, не подобает тебе явиться Христу моему свету… Царя Алексея ВЕЛЮ (!) Христу на суде поставить. Того мне надобно шелепами (прутьями) медными попарить».

«Велю Христу» — это многое объясняет в характере выдающегося идеолога русского старообрядчества Аввакума.

Страшный итог

О том, какое огромное влияние на раскольников оказывал Аввакум, ярко показало страшное по кощунству событие, произошедшее 6 января 1681 года. В тот день новый царь Федор Алексеевич спустился крестным ходом к Москва-реке, где была иордань (крестообразная купель). Воспользовавшись тем, что московские соборы на время опустели, в них ворвались раскольники и осквернили не только могилу покойного царя.

«Подобно ворам, тайно вкрадучися в соборные церкви, как церковные ризы, так и гробы царския дехтем марали и сальныя свечи ставили, не отличаясь ничем от святокрадцев и церковных татей. Сии злодеянья были в Москве от раскольников наущеньем… вождя своего Аввакума. Он же сам, сидя в земляной своей тюрьме, на берестяных своих хартиях рисовал царских персон и высоких духовных лиц с хульными надписаниями и толкованиями и блядословными укоризнами», — повествуют летописи того времени.

Если нам и сейчас понятно позорное значение «мазания дегтем», то сальные свечи считались нечистыми. В церкви использовали только восковые. Кроме осквернения святынь, тогда же впервые в русской истории с колокольни Ивана Великого разбросали листовки с карикатурами на царя и церковь. Терпение властей лопнуло. 14 апреля 1681 года за «великие на царский лом хулы» Аввакума и его союзников сожгли заживо. В 1916 году старообрядцы канонизировали их на своем соборе.

Но пламя этого костра дало обратный результат. В 1684 году царь издал указ: всех, отказывающихся посещать церкви, «пытать и разыскивать накрепко, если не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять». В ответ старообрядцы начали массово сжигать сами себя. Десятки тысяч бежали от преследований к Белому морю, в Сибирь, на Алтай. Многие уходили в Польшу. После ее вхождения в состав России Екатерина Вторая вышлет оттуда старообрядцев в те места за Байкалом, где был их первый мученик. Но это уже другая история.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях