лес

Телескоп из Тункинского района Бурятии первым заглянул в черную дыру

Новый робот-телескоп системы «Мастер», который летом установили в Тункинской долине Бурятии, впервые от начала до конца зафиксировал гамма-всплеск

Это масштабный энергетический выброс в открытом космосе. Он произошел на гигантском расстоянии в 6—8 млрд. световых лет от Солнечной системы.

— Гамма-всплеск — это самое мощное явление во Вселенной по энерговыделению, — рассказала «Информ Полису» Евгения Комарова, научный сотрудник астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета. — Простыми словами, если бы это произошло в ближайшей к нам Туманности Андромеды, то у нас на Земле было бы ночью светло, как днем. Ученые пока не могут объяснить, почему такое происходит. По одной из теорий, наш телескоп зафиксировал, как черная дыра поглотила взорвавшуюся звезду.

Астрономическое явление произошло в ночь с 1 на 2 сентября. По сигналу с американского спутника «Свифт» российская сеть автоматических телескопов «Мастер» (в которую входят телескопы в Московской области, Кисловодске, на Урале и в Благовещенске) выполнила наблюдения источника сверхмощного гамма-всплеска, сообщил директор обсерватории ИГУ Сергей Язев.

По его словам, наш робот-телескоп первым в мире выполнил наведение на объект и обнаружил оптическое излучение от источника гамма-всплеска. При этом сам спутник «Свифт», тоже снабженный телескопом, развернулся в нужную сторону чуть позже установки в Тункинской долине.

— Особенно важно, что наведение на объект произошло еще до того момента, когда источник гамма-излучения стал виден в оптическом диапазоне, — пояснил Язев. — Это позволило зафиксировать процесс с самого начала, что получается нечасто.

Автор: Кирилл Векшин