Общество
2857

И жизнь, и слезы, и любовь Надежды Шагдыровой

Актриса, режиссер, педагог, менеджер, руководитель… Она не дает интервью и потому для многих остается женщиной-загадкой.



Редкое, глубокое, необычное дарование Надежды Шагдыровой не оказалось растраченным на пустяки, разменянным на мелкую монету поверхностного, хотя и шумного успеха.

Трагических моментов в ее жизни было не меньше, чем радостных. Она не боится быть смешной, не боится отстаивать свое мнение. Это человек с чувством собственного достоинства, знающий себе цену.

"Женщина в песках"

Когда Надя, студентка национальной бурятской актерской студии Дальне-Восточного педагогического института искусств, приняла ухаживания будущего художника киевского паренька Валеры Николюка, ей казалось, что встретила свою первую и единственную любовь.

Ее однокурсники, в том числе нынешний директор театра бурятской драмы Доржи Сультимов и главный режиссер этого же театра Сергей Бальжанов, вернулись на родину.

А ей, замужней уже актрисе, подающей большие надежды, предложил работу режиссер краевого драматического театра имени Максима Горького Ефим Табачников, приехавший во Владивосток из Москвы.

С присущим ей азартом Наденька успевает не только выполнять обязанности помощника режиссера, работать у своего педагога Сергея Гришко, руководителя курса по мастерству актера, но и одновременно пробовать себя в спектаклях.

Девушку, успешно справившуюся с первой ролью Царевны Лебедь в спектакле «Конек-горбунок», приглашают на главную роль в спектакле «Женщина в песках» японского автора Кобо Абэ.

Однако ни интересная работа, ни оглушительный успех после главной роли не смогли удержать «женщину в песках» на чужбине.

Сейчас даже трудно представить, что Надежды Шагдыровой в нашем городе могло не быть. И много позже, когда на ее пути случались крутые повороты, дорога разветвлялась, тропы уводили в сторону, она неизменно возвращалась домой.

Под крылом коммерсантов

В Улан-Удэ Надежда стала работать преподавателем на кафедре клубных и зрелищных массовых развлекательных представлений Восточно-Сибирского института культуры, затем вела курс сценической речи и мастерства актера в республиканском культпросветучилище.

Подрастали ребятишки Коля и Настя, радовали родителей маленькими победами. Сын стал читать, когда не было еще и двух лет. Учителя удивлялись: «Ну хоть бы одну ошибку сделал!». Память маленького Николая поражала окружающих, он запоминал несколько страниц. Больших успехов он стал добиваться в шахматах.

Беда подступила незаметно. Муж вел богемный образ жизни: частые застолья, обилие выпитого спиртного. Ссоры разрушили нежные чувства. Семья распалась.

В начале 90-х годов наступило смутное время, бюджетники месяцами оставались без зарплаты. В этот период пошла коммерциализация, появились первые кооперативы. Детей надо было поднимать, и энергичная Надежда Шагдырова решилась на свой проект.

Вместе с Дандаром Бадлуевым она создала первое в Улан-Удэ восточное варьете от Читинского НПО «Реакомплек-Экор», руководителем которого был Намжил Цыбиков, доктор медицинских наук. Чтобы посмотреть выступления артистов эстрадного шоу с элементами фольклора, от улицы Советской до оперного театра выстраивался живой коридор желающих купить билеты.

- В магазинах ничего тогда не было, даже нитки, чтобы сшить костюмы, покупали в Германии и Голландии, - вспоминает Надежда Баторовна.

Через год Надежда и Дандар перешли под крыло большой московской корпорации, организовав театр «Дунгар».

Имея неплохие доходы, Шагдырова взяла под опеку семейский ансамбль «Забава». От них отказались все. Сделала «Забаве» программу, одела, обула артистов, приобрела им музыкальные инструменты. И зарплату определила достойную.

Замуж за любимого

Чемпиону России, 12-летнему Коле Николюку пришло приглашение из Федерации шахмат на учебу

в школу Каспарова. Шагдырова была вынуждена вместе с сыном переехать в Москву.

Яркая, очаровательная и талантливая Надежда не могла не привлечь внимание мужчин. Ею увлекся один из первых олигархов России Виктор Литвиненко.

Ради любимой женщины он вкладывал собственные средства на развитие театра «Дунгар», поддерживал все ее начинания и даже купил квартиру в Москве.

Он знал, что Надя не связывает с ним свое будущее. И любил безнадежно, не ожидая ответных чувств. До последнего он надеялся, что она все-таки решится уехать с ним в Америку.

- Быть в качестве красивого дополнения к комфортному существованию я не хотела. А жить в равнодушии не могла. Мне казалось, что неправильно делать несчастливым человека, которого я не люблю. На первом месте у меня были только дети, - рассказывает Надежда Баторовна.

И все-таки Шагдырова встретила свою вторую половину в Москве. Бескорыстно, отчаянно она влюбилась в своего земляка Константина Ботоева, приняла как своего его сына.

Оставив все дела, вместе с мужем она вернулась домой.

У мужа были ювелирный магазин, золотопромышленная компания. Надежда, чтобы не отстать от супруга, создала магазин «Экопродукты» с мини-цехом. Так, в Улан-Удэ появились первые полуфабрикаты. Но и здесь проявилась ее доброта. По четвергам в магазине существовали большие скидки для пенсионеров.

Благотворительность, видимо, тоже переходит по наследству. Ее бабушка родила отца Надежды восемнадцатым ребенком на 52-м году жизни. Во время войны, потеряв шестерых сыновей, все свои сбережения, золотые украшения отдала на изготовление танков. На ее средства были построены два танка.

А потом случился дефолт.

- Сын, тогда студент второго курса МГУ, накануне позвонил матери: «Мама, срочно переводите рубли в доллары». Я сказала Косте, а он отмахнулся: «Что слушать ребенка?». Когда рухнул наш бизнес, мне снова помогли друзья. Надо уметь дружить и ценить дружбу, - говорит Надежда Баторовна.

Она снова пошла в искусство. Стала заместителем директора Бурятской филармонии, затем занимала такую же должность в Бурдраме.

«Купила «Маски»

В 2003 году Надежда Шагдырова, выиграв конкурс, становится директором театра кукол «Ульгэр».

К тому времени театр влачил нищенское существование. В репертуаре - три спектакля, актеры получали мизерную зарплату, а в кабинете директора даже не было стула.

И опять помогли друзья, на этот раз томские. Надежде Баторовне дали 500 тысяч рублей без всяких условий. Она вернула их через три года. А на эти деньги сделала ремонт.

Засучив рукава, сама красила стены до изнеможения.

Вернула в театр ушедших режиссера Эрдэни Жалцанова, художника Ольгу Акимову.

- Я сказала им: «Ребята, занимайтесь творчеством. Я вам мешать не буду. Нам надо сделать такой театр, чтобы он гремел на всю Россию». И они творили, а я создавала им условия, - вспоминает Надежда Баторовна, заслуженный работник культуры России. – Я просила чиновников, умоляла нам помочь. В одну дверь зайду, выгонят - в другую иду. Тогда откликнулось правительство Бурятии. Первые дальние гастроли. Объехав все районы республики, театр совершил поездку во Владивосток и Хабаровск. И там произвели фурор. Затем поехали в Монголию. Оттуда Надежда Шагдырова вернулась с медалью ордена Чингисхана и дипломом почетного академика университета имени Чингисхана.

В 2006 году в двух номинациях театр получил высшую театральную премию «Золотая маска». Это были первые две «Маски» из целой плеяды последующих.

Творческие конкуренты завистливо заявляли: «Шагдырова, небось, купила все эти «Маски».

Сейчас в репертуаре театра более 40 спектаклей, которые душевно принимают в странах мира.

- Я всегда боюсь, что у наших артистов появится головокружение от успеха, ведь такой соблазн подстерегает талантливых людей, - отмечает Надежда Баторовна.

Предательство

Получив «Золотую маску», Шагдырова потеряла дочь. Рассказывая о своем большом горе, эта сильная женщина не может сдержать слез.

Настя, окончив юридическую академию в столице страны, работала в главной военной прокуратуре Москвы, а затем получила должность в секретном отделе военной прокуратуры России. Имела благодарственную грамоту от главнокомандующего, тогда президента России Владимира Путина. У нее хорошо складывалась карьера. Сильный стресс Настя получила в длительной командировке в Чечне. Что дочь там видела, мать до сих пор не знает. Настя сгорела быстро, как свеча. В 2006 году убитая горем мать хоронила свою кровинку.

А вскоре еще один удар. Константин, проживший с ней в браке 17 лет, уходит к другой женщине.

- Если бы не театр, не наш коллектив, если бы не мои близкие и друзья, я не вынесла бы такого предательства, - отмечает Надежда Баторовна. - Только чувство убеждения и вера помогают мне в этой жизни. Недаром у меня имя Надежда. Было больно и обидно. Возникал извечный вопрос: «Почему меня предали?».

Эта боль до сих пор жива в сердце Надежды Шагдыровой.

Жизнь продолжается. Гастроли в Норвегию принесли ей новую любовь. Ее избранник готов ехать за ней даже в далекую Сибирь.

Четырехлетняя внучка, дочка Николая, отправляет из Краснодарского края милые сердцу sms-ки. Другой внучок, сынишка приемного сына, показывает пальчиком на ее портрет в театре и с гордостью заявляет: «Это моя баба!»

И снова Надежда Баторовна по обыкновению придет в свой театр. И будет волноваться перед премьерой, каждый раз, как в первый… А потом считать минуты до первого звонка. Наконец, он прозвенит, занавес взовьется, зал взорвется аплодисментами. Потом затихнет…

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях