Общество
3503

ISO - алгоритм успешной деятельности на рынке

Интервью с Алиной Петиченко, генеральным директором АНО «Международный менеджмент, качество, сертификация» (г. Томск)

С 24 по 26 июня 2010 года в г. Улан-Удэ в Доме Правительства проводится научно-практическая конференция «Качество – основа конкурентоспособности», имеющая международный статус. В рамках  данной конференции будут проведены семинары под руководством Алины Петиченко, генерального директора Автономной некоммерческой организации «Международный менеджмент, качество, сертификация» (г. Томск).



<!-- /* Font Definitions */ @font-face {font-family:Calibri; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:swiss; mso-font-pitch:variable; mso-font-signature:-1610611985 1073750139 0 0 159 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin-top:0cm; margin-right:0cm; margin-bottom:10.0pt; margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:14.0pt; mso-bidi-font-size:11.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:Calibri; mso-fareast-language:EN-US;} @page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:42.55pt 42.55pt 42.55pt 70.9pt; mso-header-margin:35.45pt; mso-footer-margin:35.45pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} --

Алина Петиченко согласилась дать эксклюзивное интервью «Информ Полис online»

ИП: В последнее время тема перехода к международным стандартам становится все более обсуждаемой. В то же время, существует достаточное количество приверженцев старой системы государственных стандартов. Какова ваша позиция по данному вопросу?

АП: Это естественный процесс в стране, ориентированной на международную интеграцию. При этом идет смешение понятий.  Необходимо различать стандарты на продукцию (что в настоящее время мы и наблюдаем в связи с реформой системы технического регулирования) и стандарты на  системы менеджмента (качество, экология, безопасность и т.д.). Часть моего доклада  на конференции как раз будет посвящена данному вопросу. Стандарты ISO  в основной своей массе   содержат в себе алгоритм создания системы управления. При этом большая часть стандартов ISO  принята как государственные стандарты РФ, а еще точнее,  считается  их официальными переводами. Что в части  второго вопроса, то у  меня твердое убеждение, что дотла разрушая старое, мы не сможем построить новое, мы не переходим на следующую ступень развития, а топчемся на месте.

ИП: Самыми распространенными в мире являются стандарты серии ISO 9000. Почему, как Вы считаете?

АП: Действительно, стандарты ISO не только широко распространяются, но и охватывают практически все отрасли человеческой деятельности. Причин несколько.

Во-первых, любой стандарт ISO – это опробованный  алгоритм успешной деятельности в конкретном направлении.  Пожалуй, за исключением ISO 9001, который позволяет выстроить систему управления в любой компании.

•          Например, компания решила оптимизировать логистику, за основу можно взять ISO 28000 - Управление логистикой, внедряются проектные методы управления – тогда ваш стандарт ISO 21500 Управление проектами. В вашей организации высока степень информатизации, при этом вы хотите сохранить свои Know-How, обратитесь к ISO 27001 – Информационная безопасность. Появился отличный стандарт, просто палочка-выручалочка для топ-менеджеров - ISO 31000 - Управление рисками.  В настоящее время 242 техническим комитетом идет разработка ISO 50001 - Энергоменеджмент, целью которого является повышение энергоэффективности.

•          Во-вторых, стандарты ISO  в основной своей массе являются основной для независимой оценки (сертификации). Сертификат призван гарантировать международный уровень управления в конкретной области. Невозможно, находясь за тысячи километров выбрать поставщика, выпускающего качественные материалы, товары и услуги. А сертификат должен это официально подтверждать, то есть выступать вотумом доверия.

•          Третий аспект  – наведение порядка улучшения при разработке системы. Квалифицированный консалтинг и последующий аудит приносят компании добавочную ценность в виде огромного опыта  и новых идей.

•          На четвертом месте я бы поместила имиджевый аспект, который к сожалению нивелируется  формальным подходом к разработке и внедрению систем, и что лукавить, часто просто покупкой сертификата.

•          На пятом – это входной билет во многие СРО, на международный рынок, ВТО

•          Вообще я фанатик качества, могу продолжать бесконечно…



ИП: Наверняка в Вашей практике Вам приходилось сталкиваться с такими вопросами от предприятий: «Что какое стандарт ISO? Зачем нам это надо? Что это даст?». Что вы на это отвечаете?

АП: На часть вопроса я ответила выше. В дополнение, хочу сказать, что если руководитель предприятия хочет остаться на рынке, развиваться и активно конкурировать, он к стандарту придет. Трудность в том, что компании столкнувшись с формализмом и низкой профессиональной подготовкой  при разработке системы менеджмента, в будущем  не только теряют интерес к улучшениям, но и выступают с активной антирекламой.  Важно помнить, что управлять по интуиции можно до определенного периода развития и масштаба деятельности. Конечно, у каждого руководителя этот порог чисто индивидуальный, но наступает предел…, ощущение потери руля, замедление роста, снижение мотивации персонала … и снижение прибыли. Единственное, что признать данный факт могут не все,  а кто признает, тот начинает работать над собой и компанией и преуспевает.

ИП: В интернете часто можно встретить объявления примерно следующего содержания: «ISO 9001 за 3 дня». Как Вы это прокомментируете?

 АП: Можно отвечу примером и притчей?

В Японии, во время активизации процессов, связанных с качеством, после второй мировой войны, вывоз из страны некачественной продукции считался контрабандой и карался жестоко.  Эта профанация хорошей идеи (я имею в виду приведенный Вами пример) заслуживает аналогичного отношения. При таком подходе мы не улучшим качество жизни никогда. С другой стороны, как правило, предложение появляется в ответ на спрос,   и тут притча, не дословно: Идет как-то великий мудрец Сунь Цзы  под сильным проливным дождем, а навстречу ему ученик: «Почему, учитель, ты идешь без зонта?». На что мудрец  ответил, что так и должно быть,  в современной трактовке «Нужно быть ближе к природе». И тогда ученик бросил зонт на землю, и счастливый двинулся дальше. Сунь Цзы поднял зонт, и со словами: «ну и глупец» пошел своей дорогой, полагаю, не менее счастливый.

ИП: Стоит ли нам опасаться снижения качества и безопасности пищевых продуктов в связи с отменой обязательной сертификации?

АП: Думаю, что паниковать особо не стоит. Отмена обязательной сертификации не отменяет обязательного подтверждения соответствия продукции заявленным стандартам. То есть, производители должны декларировать качество и безопасность.  И решение это мудрое, немного, правда, опережающее время. Оно, по логике, должно привести как раз к активизации добровольной сертификации, в частности по ISO 22000 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции». Мы, как потребители, дабы не рисковать своим здоровьем, должны покупать пищевую продукцию только у надежных, одобренных производителей…. Статистика пищевых отравлений и ранее была удручающей, и сейчас, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Моей дочери шесть лет, и больше даже не с профессиональной позиции, а человеческой думаю о том, что обезопасить своих детей от опасных продуктов мы  просто обязаны.  Общество должно отреагировать спросом, главное, чтобы производители не ответили «ценой». Тогда та часть населения, которая не может платить за качество, станет незащищенной от суррогата.

ИП: Что в итоге дает наличие сертифицированных систем на предприятии обычным потребителям?

АП: Давайте говорить о ситуации, когда система внедрена и сертифицирована не для бумажки.

Одним из базовых принципов  стандарта ISO 9001 является ориентация на потребителя. Это выполнение наших ожиданий,  гарантия  получения качественной продукции, так как стабильное качество закладывается в систему, и предприятие по-другому уже не может. Более того, в систему заложено постоянное улучшение. И тогда, мы едим качественные пищевые продукты, живем в просторных и надежных домах.  Для пациентов больниц и поликлиник – это безопасное и качественное лечение, для туристов, которые приезжают на Байкал -  высококлассный сервис и комфортабельные отели.

ИП: Вы в Бурятии уже не первый раз. Как оцениваете состояние дел в нашей республике?

АП: Мне очень часто задают вопросы из разряда – почему в качестве мест для филиалов (представительств) выбраны Улан-Удэ, Ташкент и Якутск. Отвечу предельно честно, работаем мы сейчас практически по всему миру, но вот Вы, например, где бы купили себе дом? Скорее всего, там, где Вы хотели бы жить и общаться, там, где Вам комфортно. В Бурятии удивительное смешение древнейших культурных традиций, на основе которых взращены поколения высоко духовных, талантливых и умных людей. У Бурятии потрясающий потенциал развития, причем самый разносторонний. Динамика, с которой меняется столица, искренне поражает, и если мы когда-нибудь в России создадим свое «Эдьдарадо», то, уверена, в месте его дислокации.

По вопросам участия в семинаре обращаться в Республиканскую службу по потребительскому рынку и лицензированию по тел. 55-13-68

Сайт конференции

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях