Общество
3482

О вере семейских перед Пасхой

Семейский — значит с бородой? Могут ли буряты стать семейскими? Семейские — лучшие русские? Кредиты — бесовское дело?

Семейский — значит с бородой? Могут ли буряты стать семейскими? Семейские — лучшие русские? Кредиты — бесовское дело? На эти и другие вопросы отвечает владыка Сергий, духовный пастырь староверов республики

Бурятия — признанный центр старообрядчества всей России. Этому способствуют атмосфера толерантности, многочисленность староверов и сильные позиции их представителей во властных структурах республики. Бурятия — единственный регион в России, где они не чувствуют ни малейшего ущемления в отличие от некоторых других областей, где их считают раскольниками. Множество старообрядцев живет в Улан-Удэ, они компактно расселены в Тарбагатайском, Заиграевском, Бичурском, Мухоршибирском и Хоринском районах республики.

Накануне главного праздника христиан Светлого Христова Воскресения Святой Пасхи корреспондент «ИП» встретился с владыкой Сергием, епископом Сибирским Русской Древлеправославной церкви. Он окормляет старообрядцев не только в Бурятии, но и на всей территории Сибири и Забайкалья.

— Владыка, насколько остро стоит проблема самоидентификации староверов?

— В дореволюционное время все было проще. Православные делились на верующих по старому и новому обряду. В советский период эта граница практически стерлась. Остались атеисты и верующие. А когда советский режим рухнул, люди потерялись. Это привело к тому, что многие потомки староверов, как говорится, по умолчанию, пошли креститься в РПЦ, а не к нам.

Вторая проблема — это смешанные браки. Раньше новообрядцы и староверы не поощряли браки между собой, а сейчас их множество, особенно в городе. В какую церковь пойдут дети? Ко мне очень часто приходят такие и спрашивают: «У меня папа семейский, а мама из русских. Куда мне ходить?». Я всегда отвечаю: «Выбирайте по уму и сердцу». В сельских районах эта проблема меньше: там четко знают свое происхождение, свою принадлежность к старой вере и меньше смешанных браков.

— Ваше Преосвященство, внутри старообрядчества насколько сильно разделение на толки и течения?

— Старообрядчество делится на два направления. Это «поповцы» и «беспоповцы». «Поповцы» делятся еще на два течения. Белокриницкая церковь, народное название «австрийская», а официальное — Русская православная старообрядческая церковь. Другое направление — это Новозыбковская церковь — «беглопоповцы», или Русская Древлеправославная церковь. Это мы и есть. Есть в Бурятии и «беспоповцы», у которых нет своего епископа и иерархии, всеми вопросами веры у них ведают грамотные старики — «уставщики». Но сейчас у «беспоповцев» почти не осталось «уставщиков». Они поумирали, а преемников не оставили. Обычно семьи знают, кто «австрийцы», а кто «беглопоповцы». Хотя в обрядах у нас никаких различий нет. Отличие только в возникновении церковной иерархии.

— В руководстве республики, города и крупных предприятий немало семейских — Петр Носков, Татьяна Думнова, Леонид Белых, Иван Калашников и другие. Ощущаете ли вы поддержку с их стороны?

— Безусловно! Особенно когда мы проводили благотворительный марафон для привлечения средств на строительство храма. Однако я не акцентирую внимание на работе с власть предержащими. Главное, чтобы власти не мешали, а основной труд лежит на плечах простых прихожан. Тех, кто ходит из воскресенья в воскресенье.

— Есть ли у вас прихожане из числа коренного населения?

— Я знаю, что бурят много в разных конфессиях, но ведь и русские ходят в дацаны. В нашей церкви крестилось более десятка бурят, и они наши постоянные прихожане.

— Верно ли утверждение, что семейские — лучшие из русских. Они не курят, не пьют, трудолюбивы и имеют крепкие семьи.

— Действительно, староверы очень строги в богослужении и в нравственном смысле. И хотя за годы советской власти устои были сильно размыты, многие стали и пить, и курить, во многих деревнях это сохранилось. Крепкие, сильные мужики, бабы кровь с молоком, детишки.

— Ваше Преосвященство, кризис повлиял на жизнь верующих?

— Конечно. Чувствуется, что мирских проблем у прихожан стало гораздо больше: с работой, в семье, алкоголизм и кредиты — бесовское дело!

— Много ли крестят детей?

— У нас все связано с климатом. Обычно летом и весной больше крестят, а зимой и весной меньше. Зимой холодно, а весной ждут лета. А так крестят каждую неделю.

— Обязательно ли староверу носить бороду?

— Человеку образ дан Богом, и он должен соответствовать ему. Борода — это признак доброго христианина и в наше обмирщенное время по сути это исповедание веры, но главное — в душе быть христианином, быть им в повседневной жизни, в поведении, быть человечным. Нужно ходить в церковь и не забывать своих обычаев.

Пользуясь случаем, хотел бы поздравить христиан с великим праздником Светлого Христова Воскресения Святой Пасхи!

Христос Воскресе, Владыка! Воистину Воскресе!

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях