Общество
2577

"Мне нравится жить!"

Лариса Тыхенова из Хандалы не видит, но это не мешает ей доить коров, читать книги и вязать ажурные кофты

Лариса Тыхенова из Хандалы не видит, но это не мешает ей доить коров, читать книги и вязать ажурные кофты

Ларисе 44 года. Она родилась в селе Черноруд. Оно находится на материке, а за горой совсем недалеко через малое море — остров Ольхон. Она из рода ехэ-шоно — большие волки. Cуществует легенда, что ольхонский народ произошёл от богатырей-гэсэров. Предки-ольхонцы были сильные, открытого и свободного нрава. В отношении Ларисы всё сходится.

 

Не уступала братьям

Ни в каких мальчишеских играх не уступала она трём своим братьям, хотя зрение у неё от рождения было слабым. Родители умерли, когда девочке было девять лет. На неё и братьев начали оформлять документы в детский дом. Но у бурят, особенно в былые годы, считалось диким, если детей забирали в детдом при живых родственниках. Всех взяла тётя, сестра матери. У самой было десять детей, но пожалела племянников: «Где десять, там и ещё трое не пропадут!». Была тётя знатной чабанкой, пасла отары тонкорунных овец-мериносов. Детей воспитывала в строгости. Вырастила всех. 19-летняя Лариса, окончив иркутское училище, приехала в Кабанский район в село Шергино к другой своей тётке. Вышла замуж и стала жить в Хандале. Работала заведующей детским садом.

 

Тьма…

Раньше Лариса видела. И она хорошо помнит, какой нежно-сиреневый цветок у багульника и как переливается жёлтыми пузырьками капелька смолы на сосне. Конечно, при зрении минус десять людские лица расплывчаты, но они видны. Мир есть — цветной, радужный! А тут — темнота.

Была травма. Лариса догоняла корову и упала, поскользнувшись на траве, ударилась затылком о камень.

…Сначала в углу одного глаза стало появляться серебристое белое пятнышко. И в том месте, где было пятно, глаз видел только его. Потихонечку пятно росло. Неудачно прошла операция в Улан-Удэ. Надо было срочно направлять больную в Иркутск, но республиканские офтальмологи надеялись, что справятся сами, и драгоценное время было упущено… Произошла отслойка сетчатки. Сначала перестал видеть один глаз, а потом второй. И когда уже в иркутской клинике «Микрохирургия глаза» доктор вынес окончательный приговор, было тяжело… Но рядом с Ларисой был муж Валерий. Помогли начать жить по-новому родственники.

Когда родители приехали из больницы, старшая дочка Тыхеновых, девятилетняя Аня, сказала: «Мама, я корову научилась доить». Средней Ире было семь, а Илье исполнилось шесть. Через год Илья пошёл в первый класс, и они с мамой учились вместе читать: первоклассник постигал буквы по школьной азбуке, а Лариса осваивала алфавит по системе Брайля.

Французский учёный Луи Брайль вызвал у Ларисы Кимовны чувство уважения. Он сам потерял зрение в трёхлетнем возрасте. Но лишь зрение, а не ум и природные способности. Брайль придумал шеститочие — азбуку для слепых.

 

Общество друзей

Почти сразу после того, как Лариса приехала из иркутской больницы, ей пришло письмо из Кабанского районного общества слепых с приглашением вступить в их ряды.

— Полгода я ходила в раздумьях: зачем оно мне, что может дать это общество? — Лариса качает головой, как бы укоряя себя, прежнюю. — Поехала в Кабанск только из чистого любопытства. А теперь жизни без него не представляю!

Сейчас у Ларисы уже есть солидная стопка грамот за победы в районных и республиканских спартакиадах общества слепых по лыжам, толканию ядра, бегу, армрестлингу.

— Помогали все. Даже не буду фамилии называть, потому что очень много людей, — с благодарностью замечает Лариса. — И, может быть, потом, как-то сама по себе, незаметно пришла мысль, которая стала девизом: «Главное — не жалеть себя… И никому не позволять делать этого. Я абсолютно такой же человек, как все, только один недостаток, что не вижу».

 

Глаза на кончиках пальцев

Ночевать дома одна Лариса не остаётся, чего не скажешь о дневном времени. Как узнаёт, кто пришёл? По шагам, по тому, как открыл дверь, как ступил на порог.

— Незнакомых людей воспринимаю по голосу. Голос многое может сказать о человеке. И теперь больше обращаю внимание на характер, может быть, на внутренний мир нового знакомого, — объясняет Лариса.

Зрение исчезло — обострился слух. Домашние говорят, что она слышит даже через стены.

Готовит Лариса вкусно, профессия обязывает, ведь она повар-кондитер. Квасит капусту, солит рыбу, печёт хлеб, делает домашний сыр. Как?

— Да просто, руками! И ведь едят, да ещё хвалят иногда, — смеётся хохотушка Лариса. — Вот только животные у меня стали недисциплинированные сейчас. Старые коровы сами подходили. Пока дою, стоят, не шелохнутся. А если не подходят, то вздыхают, а я на звук иду. А молодые коровы плохо слушаются, убегают.

Свободное время, пожалуй, больше всего ей нравится посвящать вязанию. Есть у неё даже рабочее место, где лежат клубки, спицы, веретено… Сейчас Лариса вяжет жилет для сына. Уверенно берёт спицы, и петли набираются с космической скоростью.

 

Матриархат   

Мужу Ларисы Кимовны Валерию Ильичу тоже в чувстве юмора не откажешь.

— Я и не считаю Ларису слепой. Всё видит. От неё не спрячешься. Вещи мои и сына различает. Что где дома лежит — мы у неё спрашиваем. По дому сама ходит, по ограде тоже. Только в магазин вместе, — говорит Валерий.

Лариса не может без людей и при первой же возможности разговаривает по телефону с подругами, едет в Кабанск, участвует во всех делах общества.

Дом Тыхеновых почти никогда не бывает пустым, и в шутку его иногда называют проходным двором, потому что люди тянутся к Ларисе. Муж, сын, племянники — все её слушаются. «У нас матриархат!» — говорят они. При первой же возможности приезжают из Иркутской области дочери.

— О чём мечтаете? — спросила я Ларису перед тем, как уйти.

— Прозреть, — единственный раз вырвалось у неё. И тут же улыбнулась: — Счастья детям!

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях