Общество
3484

Епископ Савватий: "Не примешивайте нас к политике!"

 Прибывший из Чебоксар глава созданной 10 октября Улан-Удэнской и Бурятской епархии Русской православной церкви (РПЦ) епископ Савватий дал первую пресс-конференцию для республиканских СМИ. За это время он познакомился с священнослужителями и узнал о том, что в Улан-Удэ нет своего аэроклуба

 Прибывший из Чебоксар глава созданной 10 октября Улан-Удэнской и Бурятской епархии Русской православной церкви (РПЦ) епископ Савватий дал первую пресс-конференцию для республиканских СМИ. За это время он познакомился с священнослужителями и узнал о том, что в Улан-Удэ нет своего аэроклуба

    Улан-Удэнская и Бурятская епархия РПЦ была создана путем выделения из Читинской епархии и сегодня состоит из пяти благочинных округов - Улан-Удэнского, Кабанского, Прибайкальского, Баргузинского и Северобайкальского. Именно такую православную «провинцию» получил под свое окормление 41-летний епископ Савватий (Антонов), бывший Чебоксарский викарий и помощник митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы. С получением формального «повышения по службе» и приездом в ставшую самостоятельной Бурятскую епархию новоиспеченный православный «владыка» занял долго пустовавшую нишу в политической системе республики, волей-неволей превратившись в одного из так называемых «реальных политиков».

 

Positionnumberfour

    По результатам опроса 600 региональных экспертов, проводенного московскими социологами во всех «субъектах Федерации» по проекту журнала «Эксперт», в течение всех последних лет религиозный иерарх (как правило, высший церковный чин РПЦ) по степени своего влияния на политику в регионе всегда занимает определенную позицию в «политической модели» региона. В списке этих позиций — губернатор (президент), глава законодательного органа региона, мэр региональной столицы, представитель церкви, руководитель управления ФСБ, федеральный инспектор, председатель городского совета (думы) и прокурор. Пять из восьми позиций, включая иерарха РПЦ (митрополита, архиепископа, епископа), аналитики так или иначе относят к «федеральным структурам».

    В Бурятии эта модель до последнего времени отличалась тем, что в ней отсутствовала четвертая по степени влияния на политику позиция. Дело в том, что епископ Читинский и Забайкальский Ефстафий относился к «федеральной структуре», действовашей на территории Забайкальского края, а местные православные благочинные «батюшки» по статусу не подходили для такой роли. Служащие в Бурятии старообрядческие и протестансткие епископы на эту позицию не претендовали. Что же касается пандит хамбо-ламы Буддийской традицинной сангхи (БТСР) Дамбы Аюшеева, то у него просто не сложились отношения с бывшим президентом Бурятии.

    С образованием Улан-Удэнской и Забайкальской епархии, в чем главную роль сыграли лоббистские усилия нового президента Бурятии Вячеслава Наговицына, ниша четвертого по влиянию политика была занята. Впрочем на пресс-конференции «владыки» все приличия и «политес» были соблюдены.

    - Православная церковь никогда не стремилась к политическому господству, - сообщил удивленным журналистам епископ Савватий, управляющий Улан-Удэнской и Бурятской епархией РПЦ. - А если СМИ и опросные центры оценивают патриарха или епископа с политической точки зрения, то это не значит, что сами патриарх или епископ стремятся занять какую-то позицию. Я тоже не стремлюсь завладеть политической нишей, мне это не нужно. Другое дело, что епископ и церковь неотделимы от общества. Но к политике нас не примешивайте!

 

В благочиниях не хватает батюшек

   Епископ Савватий сообщил, что он уже обсуждал с президентом Бурятии Вячеславом Наговицыным административное деление новой епархии. По разделению на благочинные округа, или «благочиния», видно, что районы компактного проживания бурятского населения и старообрядцев не так плотно охвачены заботой «батюшек» РПЦ. В самом крупном Улан-Удэнском благочинном округе правит иерей Леонид Шевченко, в Кабанском — иерей Николай Кривенко, в Прибайкальском — иерей Владимир Агафонов. Баргузинское и Северобайкальское благочиния пока также сохраняют своих «глав». Известно также, что авторитетный в православной среде протоиерей Олег Матвеев в первый же день знакомства с новым епископом уже обратился к нему с просьбой не переводить его из Кяхты, где он сейчас служит, обратно в Улан-Удэ. Всего в епархии насчитывается 65 православных приходов (храмов и общин), которые окормляются 27 священниками. Сегодня в Москве еще не закончен процесс государственной регистрации Межрегиональной религиозной организации (МРО) «Улан-Удэнская и Бурятская епархия РПЦ».

    В скором будущем, скорее всего, и благочиний, и священников в Бурятской епархии станет больше. Сегодня православные в республике ожидают высадки целого десанта «батюшек» из Центральной России.

    - На данный момент в нашей епархии остается такое же количество благочиний, но не исключено, что со временем это количество будет увеличено. Но для это нужны кадры. Для себя я уже вижу как будет разделяться епархия, но делиться этим с вами пока не буду! - сказал «Информ Полису» епископ Савватий. 

 

Епископ Савватий предложит старообрядцам подчиниться  

   Параллельно с обустройством своей церковной вотчины глава Улан-Удэнской и Бурятской епархией начал выстаивать свои отношения с представителями других христианских конфессий и буддистами. Не скрывая своего негативного отношения к деятельности «иностранных проповедников», к которым он относит прежде всего представителей протестанских деноминаций, епископ Савватий заметил, что «их неуспех будет зависит от нашего успеха, а их успех от нашего неуспеха». С буддистами, по его мнению, возможно сотрудничество в социальной сфере. Отношения же со старообрядцами «владыка» намерен построить следующим образом.

    - У православной церкви есть опыт общения со старообрядчеством, - сообщил епископ. - Например, в северных епархиях европейской части России существет так называемое «единоверческое служение». Это когда стаообрядческие священники принимают рукоположение от православного архиерея и находятся в подчинении Русской православной церкви, но при этом придерживаются своего «старого обряда». Ты можешь зайти в храм и креститься там хоть тремя, хоть двумя перстами. Для нас в этом нет никакой проблемы! Со старообрядцами общение и сотрудничество возможно, и для того, чтобы продолжить наш диалог, мы будет предлагать им опыт наших братьев-северян. Но насколько я знаю здесь у старообрядцев тоже нет единства. Есть несколько течений, и я пока даже не знаю, с кем из них работать, и кто готов работать с нами.

 

Язычники и самолеты

    Во время первого информационного выхода нового епископа вновь возникла тема его отношений с «язычниками». Дело в том, что еще шесть лет назад тогда еще архимандрит Савватий Антонов со своим «духовным родителем», митроплитом Чебоксарским Варнавой, освятили в столице Чувашии гигантскую статую «Матери-Покровительницы» чувашей. Это стало поводом для громкого скандала в прессе и обвинений их в грехе «идолопоклонства» со стороны одного из опальных священников отца Андрея Бермана. Дело в том, что среди чувашей до сих пор сохраняются элементы дохристианского язычества. В Улан-Удэ епископ сообщил, что считает язычниками тех, кто является «не до конца православным».

    Впечатления о Бурятии у епископа, по его словам, «самые лучшие», и он считает, что ему «повезло». Огорчением для увлекающегося спортивной авиацией иерарха стало то, что в Улан-Удэ нет аэроклуба. В ходе общения с журналистами выяснилось, что светское хобби епископа Савватия, у которого за плечами 20 лет монашеского «стажа», - это не каприз «нового русского», пересевшего с «бумера» на самолет, а любовь к небу простого чувашского подростка, который сохранил это увлечение в зрелые годы. Напомним, что два года службы в Советской армии будущий епископ провел в войсках ВВС на Дальнем Востоке.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях