Общество
3286

Ордер на квартиру оказался «фальшивым»

Женщина, воспитывающая четверых детей, может оказаться на улице

Женщина, воспитывающая четверых детей, может оказаться на улице

— Я никому нож к горлу не подставляла, никого силой не заставляла выписывать мне ордер на квартиру. Сельская администрация могла со мной заключить договор социального найма, но не сделала этого, — рассказала «Информ Полису» Лариса Алмазова, жительница села Турунтаево Прибайкальского района

У двухкомнатной квартиры, в которой молодая вдова, воспитывающая четверых несовершеннолетних детей, прожила пять лет и которую считала собственной: платила квартплату и делала ремонты, объявился законный хозяин. По решению суда Алмазова вместе с детьми через полгода должна освободить теперь уже не принадлежащее ей жилье. Взамен ей ничего не обещают.

 

Пример для женщин

В родном селе Золотой Ключ, которое находится тоже в Прибайкальском районе, Ларису Алмазову хорошо знают и восхищаются мужеством и силой воли молодой женщины. Муж Ларисы умер от лейкемии. Работая водителем в Магадане, он возил урановые контейнеры и как-то из любопытства наблюдал, как упаковывают уран, за что и поплатился страшной болезнью.

Лариса осталась с тремя детьми на руках, когда младшей дочери было всего два годика. Лишившись кормильца, семья жила с Ларисиными родителями. В Золотом Ключе работы для вдовы не нашлось, материальной помощи родителей и пенсии на жизнь не хватало. К тому же в селе была только начальная школа. Тогда Лариса приняла решение переехать в районный центр.

Вначале в Турунтаево семья скиталась по чужим углам, жила у родственников, снимала квартиру. Алмазова не чуралась никакой работы, лишь бы дети были накормлены и хорошо одеты. А потом все наладилось: Лариса нашла постоянное место работы регистратора районной поликлиники, и, самое главное, ей дали «бесхозную» квартиру.

— Лариса — замечательная хозяйка. Все горит в ее руках: и вяжет, и шьет, и стряпает, никакой работы не боится. Из безобразной квартиры «конфетку» сделала. У нас в деревне женщины, которые с мужьями плохо живут, теперь развода не боятся, говорят: «Вон Алмазова смогла же с тремя детьми жизнь наладить. А мы не сможем разве?» — рассказала Наталья Терентьева, жительница села Золотой Ключ.

 

Злополучная квартира

Квартиру Лариса Алмазова получила после неоднократных хождений в районную администрацию, даже с этой просьбой к президенту Бурятии обращалась.

— В мае 2004 года мне сообщили из районной администрации, что надо пойти к главе сельского поселения насчет квартиры. Я с работы отпросилась, бегом побежала. Петр Орлов, глава сельского поселения, мне сказал: «Есть квартира в первом квартале, посмотрите, если устраивает, живите», — вспоминала Лариса Алмазова.

Картина, что предстала перед глазами будущей хозяйки квартиры, была удручающей. Входная дверь закрывалась на гвоздик. Балконная дверь раскрыта настежь, а к балкону с улицы была приставлена лесенка. Очевидно, случайные «квартиранты» именно таким образом забирались в жилище. Не было ни стекол в окнах, ни батарей, ни кранов, сливного бачка в туалете. От стен из-за поврежденной проводки било током. Квартира была явно заброшенной. Глаза боятся — руки делают. Лариса увезла детей к матери и засучила рукава. За лето она привела все в порядок.

— До сих пор вспоминаю глаза детей. Когда они зашли в отремонтированную квартиру, восхищенно закричали: «Вот это да!» — говорила Лариса.

С 2004 года жильцы «бесхозной» квартиры стали оплачивать услуги ЖКХ, электроэнергии. В апреле 2005 года, согласно распоряжению главы Турунтаевской сельской администрации, Алмазова получила ордер. В состав семьи вошли она и ее трое несовершеннолетних детей.

 

Приемыш

Дети всегда радовали Ларису: и старшая 14-летняя Марина — отличница, и сынишка 13-летний Ваня увлекается спортом, и самостоятельная младшенькая 9-летняя Настя.

У Вани постоянно дома крутились друзья. Два года назад Лариса заприметила скромного Рому. Но, в отличие от других ребят, которые к вечеру исчезали по домам, Рома никуда не торопился. Когда мать спросила сына, не потеряют ли мальчика его родные, Ваня характерным жестом, показав на шею, изобразил, что мама друга все время пьет.

Теперь уже Лариса знала, что если дружок сына оставался на ночь у них, значит, опять у матери Романа запойные дни. Несколько раз Алмазова старалась пристыдить женщину, не намного младше ее, однако никакого результата не последовало. А вскоре все привыкли, что Рома постоянно живет у Алмазовых. Даже учителя докладывали об успехах или неудачах Ромы Ларисе.

Ларисе приходилось нелегко. Отрывала от своих детей, чтобы купить чужому ребенку одежду, учебники. Если сын собирался в театр или кино, приходилось давать такую же сумму денег Роме. На летние каникулы мальчик вместе с детьми Алмазовой ездил отдыхать в Золотой Ключ к бабушке и дедушке, а те никаких различий между собственными внуками и Ромой не делали.

Когда состоялся суд и мать Романа лишили родительских прав, мальчика безоговорочно определили под опеку Ларисы. Никаких проблем при оформлении документов не было. Ведь все считали, что жилье у Ларисы в собственности.

 

Законные наследники

Как гром среди ясного неба прозвучала для Ларисы фраза: «По какому праву вы проживаете в нашей квартире?». Женщина, сказавшая ее, объяснила, что наследником квартиры является ее муж Михаил Разуваев. В ответ Лариса лишь пролепетала: «Я же не самовольно, мне ордер дали».

Хозяйкой спорной квартиры была мать Разуваева. В 1996 году она умерла. Никто на жилище не претендовал, проживали там временные люди, которые не регистрировались на этой территории. Через восемь лет, признав ее бесхозной, администрация поселения отдала ее Алмазовой.

— Я недавно знакомой пожаловалась: трое взрослых детей у нас, а мы все теснимся в одной избушке. А та грамотная, в райкоме раньше работала, спросила, дескать, а почему бабушкину квартиру не заберете, — рассказала Любовь Разуваева, жена наследника.

Все эти годы Разуваевы жили в неведении, что квартира матери оказалась бесхозной. Михаил был уверен, что эту квартиру давно продал его родной брат Андрей, у которого хранились все документы. Брата не стало в живых, а потому спросить было не у кого.

После разговора со знакомой Разуваевы обратились в соответствующие органы и узнали, что квартира не продана и все права на нее принадлежат им. Все документы были восстановлены, в том числе и право собственности, о чем и подтвердило решение суда. Глава сельского поселения, выдавший ордер Алмазовой, оставил этот пост в прошлом году.

— К такому исходу дела привела злосчастная цепочка нарушений. Конечно, жаль Алмазову, но ей выдали ордер в нарушение закона. У нас в очереди на социальное жилье состоит 165 человек, и все они в категории малоимущих. Дать квартиру кому-то сейчас очень сложно. На селе почти никто не строит жилье. Помочь ей ничем не можем, тем более она в этой очереди не состоит, — сообщил Владимир Головин, глава сельского поселения.

Лариса Алмазова руки не опускает. Она не верит, что ее с детьми могут выгнать на улицу. Сейчас она готовит документы в суд, чтобы найти там справедливость и воздействовать на сельскую власть.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях