Общество
6663

Долина, где живут боги

Проезжая по бескрайним просторам Кижинги и видя, как близко земля и небо друг к другу, невольно думаешь о том, что это действительно особенный, благословенный край

Проезжая по бескрайним просторам Кижинги и видя, как близко земля и небо друг к другу, невольно думаешь о том, что это действительно особенный, благословенный край

Сами кижингинцы считают свою долину прекрасным проводником космической энергии, которая облагораживает дух и дарит надежду. Может быть, поэтому здесь так тесно сплелись различные верования, а местные легенды пропитаны мудростью и неуловимой мистикой.

Нет, в жителях Кижинги нет особой, бросающейся в глаза набожности и религиозной отстранённости. Ритуалы и обряды, особая философия и колоритный фольклор — всё это часть обычной жизни, которой живут эти люди, жизни, где обязательно есть место богам.

Как и во многих этнических районах Бурятии, в Кижингинской долине поклоняются «хозяевам местности». Ежегодный обязательный ритуал «обоо» проводится после весеннего посева перед сенокосом. Корни этого ритуала уходят в шаманизм. При совершении обряда на ритуальное угощение приглашают не только «хозяина» данного обоо, но и других «хозяев» всего района, иногда даже нескольких районов восточной и западной Бурятии. В долинах рек Кижинги и Кодуна популярны обоо Челсана, hэбхеэн, Алтанай, Бугата Буурал баабай, Улаан Хада, Баян Сумбэр, Худанай Сагаан и другие.

Кижинга также по праву гордится своими святынями, некоторые из них известны далеко за пределами Бурятии. Например, восстановленный восемь лет назад субурган Джарун Хашор — священная ступа «Исполнительница желаний». Первый раз она была построена в 1915 году, как уменьшенный прототип знаменитой ступы в Непале, но в тридцатые годы прошлого века была бездумно разрушена воинствующими атеистами. Восстановление ступы было осуществлено на «народные деньги», пожертвования верующих. Всего на строительство Джарун Хашора ушло около одного миллиона рублей.

 

Буурал баабай — хозяин Челсаны

Подношения хозяевам местности широко практикуются в Бурятии, Монголии и Тибете. Сходство в проведении данного ритуала говорит о единстве наших культур. Бытует легенда о том, как хозяин горы Челсана (Шалсаана) Отог ноён Буурал баабай спас Эрдэни-Хайбзун Галшиева, дооромбо-ламу, который обучался в Тибете двадцать с лишним лет.

Рассказывают, что, когда он читал во время хурала, его голос побеждал голоса 800 лам так, что их голоса не были слышны, дребезжали стекла окон дацана, а вода в чашечках-сугсэ ходила волнами и переливалась через край. Когда оказалось, что он один бурят грамотнее и искуснее всех тибетских лам вместе взятых, от него решили избавиться. Когда ему была назначена смертная казнь, его Учитель сказал, что спасет его от неминуемой смерти только Буурал баабай. Вот он и молился денно и нощно хозяину Челсаны, который в день казни явился на своем коне с луком и стрелами и спас его от смерти. Говорят, что на крыше дацана в Тибете остался след от копыт коня Буурал баабая.

Многие кижингинцы в годы Великой Отечественной войны также были спасены благодаря Буурал баабаю.

— Перед уходом на фронт наши земляки совершали восхождение на гору Челсана, — вспоминает ветеран войны Цыренжап Тогмитов, — просили хозяина Отог ноёна помочь вернуться живыми и здоровыми на родину, и я в том числе. В годы войны я постоянно обращался к нашему Буурал баабаю и брызгал водкой или чаем, просил о том, чтобы смерть нас миновала.

Стрелок-фронтовик Аюржана Борбоев рассказывал о случае, как однажды, когда шел горячий бой, он вдруг услышал резкий окрик над ухом по-бурятски: «Бод эндэhээ!» («Встань с этого места!»). От неожиданности он вздрогнул, но, быстро толкнув товарища, который лежал рядом, встал и побежал. Как только они легли в ямку, находящуюся в нескольких метрах, в том месте, где они только что лежали, взорвался снаряд. Товарищ Аюржаны Борбоева сказал, что увидел в этот миг старика на коне в бурятском национальном дэгэле.

Таких примеров множество. При определенных обстоятельствах некоторые люди могут видеть Буурал баабая, ощутить его помощь. Перед тем как приступить к обряду обоо, необходимо очистить местность от мусора. Строго запрещается употребление алкоголя в святом месте, нельзя брать монетки, оставленные для подношения, осквернять, оставлять за собой мусор, ломать что-нибудь, передвигать камни и т.д.

Человек, совершивший подобное неуважение к духу местности, может заболеть, с ним может произойти несчастный случай, духи из свиты и их слуги могут сыграть с ним злую шутку и он может «тронуться головой», заблудиться и т.д. На ритуал обоо можно принести угощения из трех молочных и сладких блюд. Для сэржэма предпочтительнее молоко или чай. Бутылки или пакеты из-под молока желательно не оставлять во избежание захламления святого места.

Пришедшие на обоо обходят обычно три раза вокруг горы Челсана по часовой стрелке. Совершая гороо, выказывают почтение родной земле, хозяевам, благодарят и просят благополучия в семье, успехов в работе, здоровья. Но основная цель всех собравшихся на ритуале обоо общая: люди просят обильных заблаговременных дождей, богатого урожая и приплода, счастья и процветания в родном краю.

 

Исполнительница желаний и Абида-бурхан

Джарун Хашор ослепительно красива на фоне голубого неба и желтых холмов. Ночью ее выхватывают из темноты прожектора, установленные со всех сторон. На самом верху развевается на ветру победоносный хоругвь. Чуть ниже на четыре стороны света смотрят всевидящие глаза Будды, взгляд спокойный и проницательный. Еще ниже ободок из 63 ниш, в каждой из которых сидит бурхан. Во внутреннее пространство Джарун Хашора (а это около 10 кубометров) заложены бесценные сокровища: подарок Далай-ламы — полное собрание сочинений буддийского канона Ганжур-Данжур, подарок Богдо-Гэгэна, огромное количество мантр (буддийских молитв), статуи божеств, украшения. По правилам положено закладывать и семь драгоценностей: золото, серебро, жемчуг, медь, коралл и т.д. Слева и справа от главной ступы находятся еще два небольших субургана.

Сейчас Джарун Хашор радует не только жителей Кижинги. Со всей республики едут люди поклониться и попросить о сокровенном. Более того, знаменитая ступа также представлена во всех путеводителях по Бурятии, посещение этого места включено практически во все религиозные и экологические туры.

При раскопках старой ступы Джарун Хашор была найдена зула (лампадка) с засохшим топленым маслом, сверху полуокаменевшая пленка, но, когда проткнули верхний слой, оттуда пошел запах топленого масла. Видимо, зула в момент подрыва в 1937 году упала в расщелину и потому сохранилась.

Есть такое поверье: чтобы желание исполнилось, мало просто приехать и помолиться, нужно пройти вокруг Джарун Хашора ровно 108 раз. Говорят, этот обряд занимает весь день, поэтому хорошо его начинать на рассвете.

Рядом со ступой высится семиметровая статуя Абиды-бурхана. Абида — бог врачевания и покровитель лекарей. С возведением этой статуи также связана своя история. Когда в 1992 году Далай-лама XIV посетил Бурятию, у него спросили, как выжить бурятскому народу в трудные годы перемен. Он ответил, что нужно подумать о возведении статуи Абиды-бурхана, который также считается покровителем бурятского народа.

Абида-бурхан держит в руках синюю чашу. Есть местное поверье о том, что если загадать желание и закинуть монетку в чашу, то оно обязательно сбудется. Однако это не так-то просто, необходимы сноровка и монеты потяжелее, так как их просто сносит ветром.

 

 

На фото: Ступа Джарун Хашор привлекает тысячи туристов

 

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях