Общество
3155

Брат нашел брата

спустя 15 летФедор Кукляев из Душанбе разыскал своего старшего брата Александра в Бурятии через программу «Жди меня»

Федор Кукляев из Душанбе разыскал своего старшего брата Александра в Бурятии через программу «Жди меня»

Родных братьев Александра и Федора Кукляева разделяют почти 10 тысяч километров и 15 долгих лет неизвестности. Когда старшему Александру было 18 лет, он ушел служить в армию, и больше родные его не видели. Сейчас ему 34 года. Родственники много лет оплакивали Сашу, но неожиданно младший брат Федор через программу «Жди меня» нашел пропавшего Александра в селе Селендума Селенгинского района Бурятии.

Там 10 лет назад его, оставшегося без средств к существованию, приютила семья Дондуковых. Пока родные люди общаются по телефону и ищут возможность встретиться. Но как скоро это произойдет, пока неизвестно.

Появление родных никак не сделало жизнь Александра и семьи, которая его приютила, проще. Дондуковы опасаются отправлять Александра к родным одного в силу его здоровья и не уверены, что он там кому-то нужен.

 

На фото: Мать и брат Федор не могут приехать из Душанбе за Александром, так как у них нет на это средств

УШЕЛ В АРМИЮ И ПРОПАЛ

Александр и его семья выехали из города Ивантеевка Московской области в Душанбе, когда Саше было 13 лет. Там дедушке, участнику Великой Отечественной войны, дали квартиру, и поэтому мать Александра после развода с мужем решила перевезти детей в Таджикистан. Но на новом месте жизнь не сложилась так, как мечталось. Мать Саши была занята собой, за детьми присматривала бабушка.

— Саша был брошенный мальчик. Мать пила и сейчас пьет. Отец живет в Подмосковье, у него другая семья, — говорит Валентина Кукляева, родная тетя Александра, которая живет в Муроме.

В 15 лет Саша решил поступать в мореходку в Астрахани.

— Они уехали туда вместе с другом, — вспоминает Валентина Кукляева. — Было письмо, что он окончил училище, ходил в дальнее плавание. Потом написал, что решил пойти в армию. Прислал весточку из Читы, где учился на повара. И с тех пор пропал.

Отслужив после учебки срочную службу в погранвойсках Кяхты, Александр Кукляев остался в армии по контракту. Однажды произошел неприятный инцидент с пропажей денег, предназначавшихся на зар­плату контрактникам. Из-за этого Александр уволился со службы.

— Я месяц сидел под следствием, потом деньги вернули и меня отпустили. Я пошел куда глаза глядят, — говорит Александр.

Сейчас он не может подробно рассказать, что произошло с ним тогда и почему он без документов, без копейки в кармане оказался на улице.

Александр скитался из деревни в деревню, подрабатывая в подсобных хозяйствах. Чтобы не умереть с голоду, Саша варил суп из крапивы. Однажды его избили.

Позже он вышел к летнику, где жила семья Дондуковых, и остался там на восемь лет…

 

На фото: Александр

«ЖАЛКО МНЕ ЕГО»

Говоря об Александре, Анна Дондукова вытирает слезы. У женщины, вырастившей пятерых детей, десятерых внуков, болит сердце за прибившегося к их семье Александра.

— Он пришел к нам и назвался Сандро. Сказал: я из Душанбе, поживу у вас, у меня ничего нет. Так и остался. Мне его жалко стало, своих пятеро детей. Сейчас вот болеет он, — вытирает слезы Анна Бальжинимаевна.

На отаре Александр стал пасти скот. Научился сепарировать молоко, готовить, мыть полы. Сейчас на семейных праздниках Дондуковых он громко распевает бурятские песни. Дондуковы помогли получить ему российский паспорт, прописали в своем доме.

— Кушать есть, курить есть, одет. А что больше надо? Хлопотали насчет пенсии, но ему почему-то не дают. Мы с дедом тоже его тянуть не можем. Как вот его домой отправить? Последнее время у него совсем плохо стало со здоровьем. Ночью ему кажется, что стреляют, — переживает Анна Бальжинимаевна.

ПОМОГЛА ПРОГРАММА «ЖДИ МЕНЯ»

Родные Александра пытались его разыскать, но надежды, что парень жив, было очень мало. Ведь прошло 15 лет.

— Много лет назад было письмо из Бурятии с обратным адресом на почтовое отделение села Дыбен Селенгинского района. Оно пришло на старый адрес в Душанбе. Два года назад я писала, но мне пришел ответ, что адресат там не проживает, — рассказывает Валентина Кукляева.

В Душанбе после смерти бабушки Валентина Федоровна берегла трехкомнатную квартиру для Саши, верила, что он вернется. Но вскоре из-за неспокойной обстановки в Таджикистане была вынуждена уехать в Россию.

— Я когда уезжала, отдала ключи 16-летнему Федору. Не успела я уехать, как их обманули, квартиру забрали, — говорит Валентина Кукляева.

Федор не терял надежды найти старшего брата. В 2006 году он оставил информацию о пропавшем Александре на сайте программы «Жди меня».

Спустя год там появилось сообщение о том, где находится Александр Кукляев. Но выйти в Интернет у Федора больше не получилось. Поиски остановились.

 — Мама ждала, надеялась, плакала, думала, что его нет в живых, — говорит Федор. — Я ее все время успокаивал.

И только в мае этого года сотрудники Республиканского психоневрологического диспансера, где Александр проходил лечение, увидели опубликованные в газете списки людей, разыскиваемых в Бурятии. Так они узнали, что их пациента Александра ищет родной брат. Тогда медработники обратились в редакцию «Информ Полиса». Мы позвонили оператору передачи «Жди меня» и оставили координаты людей, которые точно знали, как разыскать Александра. А через две недели Федор уже говорил с братом по телефону.

«ВЕДЬ МЫ НЕ ЧУЖИЕ»

Мать и брат Александра по-прежнему живут в Душанбе и все время мечтают вернуться на родину. Федор уверен, что в Таджикистане Саше делать нечего.

Мать не работает. Сам он трудится в мебельном цехе и подрабатывает, стряпая ночью лепешки.

— Здесь очень трудно найти работу. А стряпать лепешки — тяжелый физический труд, — говорит Федор Кукляев.

В России у Саши остались родные дядя и тетя, но они пенсионеры и не могут содержать племянника, так как сами болеют.

— Я не знаю, как ему помочь, — признается Валентина Кукляева. — Я старая и немощная. Конечно, хотелось бы увидеть племянника, ведь мы не чужие. Брат Федор сам работает в пекарне, ему дают 4 лепешки на день и все. Есть еще дядя в Самаре, но ему тоже под 70.

Пока родные так и не решились взять на себя заботу о Саше, боясь обременить себя лишними хлопотами.

— А есть ли у него документы? Сможет ли он работать? — спрашивает по телефону Валентина Кукляева.

Уже много лет за Александра переживает чужая ему женщина. Иногда Саша называет Анну Бальжинимаевну «мамой». Даже теперь она рада бы отправить его к родственникам, но боится, что по дороге с ним опять может что-нибудь случиться.

— Жалко его, и родные вроде есть, — улыбается Анна Дондукова.

Александр на распутье: он мечтает увидеть мать и брата, в то же время уехать из Бурятии что-то не отпускает...

— Было желание уехать, но кто же меня в машину посадит, — говорит Александр. — Каждый занят своими делами. Я могу хоть сейчас пешком уйти в Таджикистан, родное есть родное, но и отсюда мне уезжать почему-то неохота.

 

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях