Общество
2838

Калифорния от Силиконовой долины до медвежьего угла

Корреспондент «Информ Полиса» делится американскими впечатлениями

Корреспондент «Информ Полиса» делится американскими впечатлениями

Калифорния пестрая

В дружелюбной среде «города иммигрантов» Сан-Франциско адаптируешься через несколько дней и принимаешь эту людскую разность как общественное достояние и гордость Калифорнии. Жители огромного Лос-Анджелеса (годовой бюджет города сопоставим с годовым бюджетом России), карнавального Сан-Франциско, столичного и одновременно захолустного Сакраменто и крошечных Хопленда и Юкиа, где по 7 — 10 «дворов», — это в первую очередь калифорнийцы, а потом уже американцы. Белые и черные всех оттенков, азиаты, латиносы — пестрая палитра терпимого сообщества на берегу Тихого океана и залива Святого Франциска, на котором раскинулась зона хай-тека под названием Силиконовая долина и культурная столица Западного побережья.

Принцип «У каждого своя правда, которую я уважаю» возведен здесь почти в общественный догмат. Сторонники однополой любви (и голубого, и розового оттенков) ходят по земле пуританской Америки, нежно держась за руки. Никому здесь не придет в голову удивляться, узнав, что его новый знакомый — вегетарианец.

В любом заведении «общепита», от дорогого ресторана до студенческой забегаловки, для них есть свое отдельное меню.

Уверен, что нигде в мире, кроме Сан-Франциско, не увидишь такого обилия смешанных пар — белые с черными, черные с белыми, желтые с белыми, черные с желтыми. Если в Улан-Удэ более распространен один вид смешанных браков (парень бурят — девушка русская), то в Сан-Франциско любители азиатских женщин со всей Америки находят ласковых и тихих спутниц-красавиц с раскосыми глазами.

Но есть один цвет — зеленый, общий для всех калифорнийцев, «повернутых» на экологически чистых вещах и продуктах их органики.

 

Калифорния зеленая

Каждый год в ноябре в Сан-Франциско проходит всемирный «зеленый фестиваль». Кроме научной конференции и экологического шоу в режиме нон-стоп, людей привлекает сюда возможность приобрести несусветное количество экзотических вещей — модную одежду из переработанного сырья, разнообразные сувениры, новинки психоделической музыки и даже экологически безвредные гробы.

Улыбчивая и обаятельная писательница из Англии Синтия Бил, автор книг об экологически чистой смерти, показала мне то, что привезла на фестиваль. На ее выставке под названием «Стань деревом» (Be a tree) можно было увидеть надгробные плиты из дерева, похоронные контейнеры, по форме похожие на египетские саркофаги, урны для праха, саваны, ручной работы дизайнерский «прикид» для отправления в мир иной, пресловутые «белые тапочки». Все из органики, без химикатов.

— Люди, даже уходя из жизни, приносят в природу вместе со своим телом очень много вредных веществ, из которых сделаны предметы, сопровождающие тело, — говорит Синтия Бил. — Эти вещи из дерева, переработанной бумаги и одежды помогут нам после смерти напитать собой почву, возродиться в траве и деревьях. Любой нормальный человек может умереть, не причинив вреда природе.

Наша соотечественница Донна Барановски-Уолкер девочкой приехала в Калифорнию в шестидесятые годы вместе с родителями из Новосибирска. Сегодня как волонтер Донна участвует в проекте международной общественной организации, которая занимается восстановлением маленькой палестинской деревни Аль Акьяба, разрушенной израильской армией. На «зеленой» выставке ее павильон стоял рядом с экспозицией, развернутой молодящимися пацифистами, «толкающими» вышитые розовенькие транспаранты с лозунгами за независимость Тибета и за свободу для политзаключенных в Китае и Бирме.

В промышленности и бизнесе пристрастие калифорнийцев к экологии ярко проявляется в «зеленом строительстве». У хозяйки «зеленых» гостиниц «Орхард Гарден» миссис Вонг муж и дочь умерли от рака. В память о них она построила в Сан-Франциско две гостиницы, в которых все строительные материалы, интерьер номеров, системы отопления, освещения и водоснабжения — это продукты авторской разработки по высоким экологическим стандартам.

— Эта гостиница является одной из трех в мире гостиниц, с самого фундамента построенных на принципах «зеленого строительства», — рассказывает пиар-менеджер гостиницы в Сан-Франциско Джеймс Бруланд. — Здесь все, вплоть до художественных украшений, постельного белья, полотенец, туалетного мыла, произведено из местного органического материала. В ресторане гостиницы все продукты выращены на местных калифорнийских фермах без использования нитратов. Даже клей для обоев и мебели не содержит летучих химических веществ, которые могут вызвать у наших гостей рак, астму или аллергию. Эта гостиница — своего рода памятник супругу миссис Вонг.

 

К «зеленому» государству

Профессор экологии Ники Стефани живет вдалеке от больших городов, в настоящем американском медвежьем углу. Резиденция ее научно-исследовательского отдела — национальный парк Йосемити, первая территория в США, взятая под охрану государства еще в 1890 году. Сегодня промышленная золотодобыча на земле индейцев племени Миуок не ведется, а парк Йосемити принимает по 4 миллиона туристов год. «Гибридные» автобусы (работающие наполовину на электричестве) перевозят туристов по идеальным дорогам парка — по востребованности и количеству пассажиров идут вслед за метрополитенами мегаполисов Нью-Йорка и Чикаго.

При этом дикость и нетронутость природы в Йосемити почище, чем в Баргузинском заповеднике или на Шумаке. Расплодившиеся и непуганые медведи гризли запросто появляются у гостиниц и паркингов Йосемити, и главным нарушением для туристов (штраф пять тысяч долларов) здесь считается оставление еды в машинах и на стоянках. Впервые в жизни я видел живого медведя в дикой природе не на Байкале, где был тысячу раз, а в «золотых горах» Йосемити.

— Главная цель национального парка Йосемити — защита этого красивейшего природного ресурса и образование людей, — говорит профессор Ники Стефани. — Площадь нашего парка — 1200 квадратных миль, что равно по площади штату Род-Айленд. Бюджет парка такой: 27 млн. долларов в год мы получаем из федерального бюджета, 12 — 13 млн. — это плата за въезд туристов в парк, от 3 до 8 млн. долларов поступает ежегодно в наш фонд для добровольных пожертвований. Кроме того, мы успешно боремся с другими государственными службами за федеральные гранты.

Проблема уборки и переработки мусора стоит одинаково остро и в парке Йосемити, и в 800-тысячном Сан-Франциско. Из труднодоступных мест национального парка мусор и нечистоты вывозятся даже на вертолетах. В Сан-Франциско же мусор рассматривают как ресурс. Главная цель муниципалов в этой сфере — добиться того, чтобы 100 процентов мусора уходило на вторичную переработку.

— В нашем городе 789 тысяч населения производят ежедневно пять с половиной тысяч тонн твердых отходов, — рассказывает координатор муниципальной программы «Нулевые отходы» («Zero waste») Алекс Дмитриев. — В 2010 году мы должны сократить поступление отходов на свалку на 75 процентов, а к 2020 году достичь нашей цели — нулевых отходов.

Кстати, по чистоте улиц Сан-Франциско, этот порто-франко Западного побережья Америки, далеко не идеал. Но мэрии удалось благодаря многочисленной рекламе на улицах и во всех публичных местах приучить в целом безалаберных жителей Сан-Франциско раскладывать свой мусор по трем контейнерам, всегда стоящим рядом и имеющим так называемое «цветное кодирование». В синий контейнер люди кладут все пригодное для вторичной переработки (пластмассу, стекло, бумагу, одежду и металл), в зеленый — пищевые отходы, идущие для компостирования, в черный — все остальное.

Губернатор Республики Калифорния (именно это название вместе с изображением медведя выведено на флаге штата) Арнольд Шварценеггер обещает через 11 лет сделать ее самым «чистым» штатом, жителям которого так и хочется сказать словами брутального героя этого «народного артиста» Америки: I`ll be back!

 

В приемную губернатора Шварценеггера в столице штата Сакраменто может попасть любой желающий / Фото автора.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях