Общество
1954

Правительство предложило открыть социальные магазины

Так чиновники намерены бороться с ростом цен на продовольственные товары

Так чиновники намерены бороться с ростом цен на продовольственные товары

272 социальных магазина по всей республике, 11 из них в Улан-Удэ для малообеспеченных слоев населения предложила открыть уже до Нового года министр экономики Татьяна Думнова

 

Это стало бы реальным шагом в борьбе с ростом цен на основные продовольственные товары, которые только за период с января по сентябрь выросли почти на 14 процентов, заявила она на комиссии при президенте. На реализацию плана необходимо от 6 до 12 миллионов рублей. Но предложение министра вызвало неоднозначную реакцию.

— Социальные магазины — это хорошо, эта схема неплохо работает во многих регионах, — согласился президент Вячеслав Наговицын. — Но разве нельзя путем специальных соглашений и договоров с владельцами сетей магазинов просто вернуть на прилавки дешевую продукцию, например, местных производителей? Возможно, эффективнее окажется адресная помощь нуждающимся.

В результате было решено в ближайший месяц рассмотреть оба варианта. А пока, возможно, будут открыты два-три магазина в качестве экспериментальной площадки, которые согласились предоставить крупнейшие сетевики «Титан» и «Абсолют».

 

Все больше денег уходит на «коммуналку»

Свое предложение министр экономики представила вниманию комиссии при президенте, предварив его подробным анализом цен и общего состояния дел на потребительском рынке продовольственных товаров, включенных в продуктовую корзину.

В структуре прожиточного минимума с 2002 года произошли существенные изменения: на 4 процента упала доля продовольственных товаров и на 7 процентов выросли расходы на «коммуналку» и электроэнергию. Наибольшую долю затрат на продукты занимают мясо, молоко и хлеб. За период с января по сентябрь 2008 года цены на хлеб в республике относительно стабильны и в абсолютных ценах ниже, чем по РФ и СФО.

Республика сама обеспечивает себя только хлебом, картошкой и овощами. А вот мяса, молока и яиц не хватает, и они дорожают. Собственным мясом республика обеспечивает себя только наполовину, это привело к повышению цен на 120 процентов (по РФ на 118 процентов), сказались подорожание комбикормов и частичный запрет на ввоз импортных окорочков. С молоком ситуация еще сложнее, обеспеченность своим сырьем всего 40 процентов, и объемы производства продолжают падать, низкий уровень промышленной переработки (17 процентов) усугубляет проблему.

По мнению Министерства экономики, есть возможность увеличить собственное производство до девяти видов продовольственных товаров, обеспечив потребности на 76 процентов. Надо вспомнить и реализовать давно известные рецепты: закуп, переработка, колхозный рынок и т.д., что естественным образом приведет к удешевлению продукции. Выступление министра сельского хозяйства оптимизма в этом вопросе не прибавило, речь больше шла о радужных, но слишком уж отдаленных перспективах.

 

Единого мнения не получилось

А помогать малообеспеченным надо сегодня, поэтому министр экономики считает разумным открытие социальных магазинов и отделов, где продуктовая корзинка будет стоить дешевле. Но вопросов получилось все равно больше, чем ответов. Как разграничить потоки людей в этих магазинах — действительно нуждающихся и просто рациональных, но вполне обеспеченных граждан? Как отличить мелкого оптовика от запасливого малоимущего? Не получится ли, что таким образом эти миллионы, предназначенные облегчить жизнь малообеспеченных жителей республики, просто (в виде субсидий, льгот и т.д.) осядут в карманах хозяев этих самых магазинов?

Президент Вячеслав Наговицын считает, что развитие крупных розничных сетей привело к вымыванию дешевых продуктов из ассортимента.

— Почему во всех магазинах должны продаваться макароны только из муки высшего сорта, а морковь и картошка — стерильной чистоты? Где студенту или пенсионеру купить обычный суповой набор? Пусть качество не самое лучшее, зато цена приемлемая. Сегодня покупатель в этом смысле лишен выбора, — высказался он на заседании комиссии.

Правильные акценты расставит время, хотя, как заметил глава «Бурятхлебпрома» Борис Цыденов, вряд ли кто-нибудь побежит в другой конец города, чтобы чуть сэкономить: «Мы открывали подобный киоск у себя, зазывали. Но пришлось закрыться — никто так и не пришел».

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях