Общество
3538

Субурган из-за рубежа

Впервые в Бурятии появилась буддийская ступа зарубежного производства

Впервые в Бурятии появилась буддийская ступа зарубежного производства

Ее изготовила в Монголии и привезла на грузовой машине внучка известного ламы, доктора буддийской философии Самбу-лхарамбы, который избежал гибели и антирелигиозных репрессий, но заплатил за это слишком дорогой ценой — пожизненной разлукой с родиной

 

Уроженец Тугнуйской долины Самбу-лхарамба еще подростком в 1912 году был отобран в числе самых способных хувараков Бурятии для учебы в Богдын-хурэ. Так назывался до революции Улан-Батор. Позже талантливого юношу отправили в Тибет, в крупнейший Гоман-дацан. Он традиционно считался в монастыре «монгольским» — большинство бурят и монголов, пришедших в Тибет, учились там, и благодаря своей учености некоторые из них в разные годы становились настоятелями монастыря. Один из его известных выпускников — бурятский лама Агван Доржиев, глубоко почитаемый в Тибете и в России (1854 — 1938). Юношей, преодолев немалые трудности по пути из Монголии в Тибет, Самбу-лама поступил в Дрепунг Гоман-дацан и достиг высочайших успехов в изучении буддийской философии. Сейчас монастырь Гоман перенесен в Индию и сохраняет лучшие традиции буддийского образования, принятые еще в индийских монастырях-университетах первых веков нашей эры.

 

«Много дверей»

«Гоман» в переводе с тибетского означает «много дверей». Название это не случайно. Считается, что ламы дацана практикуют высший пилотаж медитации, когда, сосредоточившись и достигнув особой энергетической концентрации, внезапно встают и выходят из монастыря не через обычные двери, а сквозь стены. Камень на мгновение как бы растворяется перед всесильными ламами, образуя множество дверей — «гоман».

— Дядя навещал меня и в Улан-Удэ после приезда из Индии. Мы понимали, что он был человек великой учености, но тогда и не подозревали, что для прохождения полного курса требовалось свыше 20 лет упорного и кропотливого труда, — вспоминает племянница Самбу-ламы Дулма Содномовна Жаргалова.

На первом этапе Самбу-лама как молодой послушник зачастую жил рядом со своими наставниками, исполняя обязанности прислуги. Обычный день монаха-студента не изменился и до сих пор. Самбу-лама начинал с общей утренней молитвы и вступал в философские дебаты и занятия с учителями порой до темноты. Основной упор в обучении делается на устном объяснении учебного материала преподавателем. Учитель постоянно готов к дискуссии, он логически подводит своих учеников к правильному пониманию текста, попутно приводя множество примеров из жизненной практики. После уверенного овладения учебной темой, пройденный материал закрепляется во время вечерних диспутов. Любопытно, что, дискутируя, один из оппонентов отстаивает заведомо неверную точку зрения. Другой же, выстраивая цепочку правильных доводов, принуждает первого к признанию своей неправоты. Так достигается более полное и прочное усвоение пройденного накануне материала. Более чем через 10 лет на традиционном выпускном экзамене перед тысячами монахов из великих монастырей уроженец Бурятии Самбу получил степень геше лхарамба (доктор богословия).

— Самбу-лхарамба принял обет безбрачия и поэтому усыновил моего отца по приезде в Монголию. Из рассказов отца я узнала, что дедушка настолько хорошо говорил на тибетском, что никто не верил в его иноземное происхождение. Хотя, кроме тибетского и родного бурятского, Самбу-лхарамба знал еще несколько языков, — вспоминает внучка великого ламы Эрдэмгэрэл.

Великолепное владение тибетским языком неудивительно, учитывая традицию, по которой во всех монастырях по одному разу в год проводятся диспуты между классами и большие дебаты между крупными монастырями. Эти словесные турниры — своеобразный и высокоэффективный тренинг по развитию памяти, логики, скорости мышления, красноречия и проверке знаний.

 

«Антисоветский лама»

В 1959 году, когда Далай-лама покинул оккупированный китайскими коммунистами Тибет, Самбу-лхарамба ушел вместе с ним в Индию. Там его пригласили преподавать в Калькуттском университете, одном из старейших и крупнейших университетов Индии. За обширные знания и мудрость ему присвоили звание профессора этого университета.

Она показывает старые фотографии. Действительно, Самбу-лхарамба на фоне калькуттских пальм и храмов похож на индийского мудреца. На построенный субурган Эрдэмгэрэл бережно поставила один из последних прижизненных снимков дедушки.

— В СССР его не пускали, он ведь не был советским гражданином. Уехал еще подростком из царской России, а вернулся в годы застоя. Чудом он смог побывать два раза на родине в 60-х годах. И всегда возвращался со слезами на глазах от вида разрушенных останков своего родного Цолгинского дацана, — говорит Эрдэмгэрэл.

Став гражданином к тому времени социалистической Монголии, Самбу-лхарамба не боялся критиковать ни Компартию, ни ее вождей. Жалел своих соплеменников, вынужденных жить в безбожной стране. Когда хамбо-лама Жамбал-Доржо Гомбоев добился открытия высшей буддийской школы в Улан-Баторе, 1 сентября 1970 года при главном монастыре Монголии Гандан появились первые советские хувараки. Самбу-лама радушно принимал у себя земляков.

 

В памяти земляков

— Узнав, что я хожу к опальному ламе, меня вызвали в советское консульство и пригрозили отчислением из буддийского института. Ведь Самбу-лхарамба открыто ругал Ленина и советскую власть, — вспоминает кенсур-лама Чой-Доржи Будаев. — По приезде в Бурятию Самбу-лхарамбу встречал мой дядя, в то время ширетуй Иволгинского дацана.

Даши-Цырен-лама вспоминает своего земляка как энциклопедически образованного человека. Будущие бурятские ламы по всем канонам почтения учителя помогали ему, ходили за покупками, выполняли работы по домашнему хозяйству.

Самбу-лама ушел из этой земной жизни в 1986 году вдали от родины, о которой тосковал все годы на чужбине.

— Его жизнь сама по себе была проповедью. Он, насколько это возможно, принимал всех, желающих к нему обратиться. Прекрасно, что у нас есть традиция ставить ступы в знак уважения к великим учителям, ушедшим из жизни. Даже обход ступы может пробудить семена благих поступков, заложенных нами в собственном уме ранее, — говорит Даши-Цырен-лама.

Приехавшие на освящение субургана ламы напомнили верующим о том, что не надо мусорить в любых местах, но около ступы любые плохие действия принесут вред в тысячу раз больше. Считается, что духовное влияние ступы столь велико, что те, кто ее почитает, кто принимает участие в строительстве, а также те, кто живет поблизости от нее, воспринимают ее позитивное воздействие как источник мира, счастья и благополучия.

 

Будда сказал однажды своему ученику Ананде:

«У тех, кто придет поклониться ступе, сердца утихнут и вольется в них радость».

«И утихшие сердцем, умиротворенные, они возродятся после смерти, когда разрушится тело в обители небесного счастья».

 

На фото: Сельчане по очереди помогали докрашивать ступу

 

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях