Общество
2085

"Мы должны спасти хотя бы одну семью!"

Общественные организации поддерживают маму мальчика-инвалида из села Тапхар

Общественные организации поддерживают маму мальчика-инвалида из села Тапхар

В Иволгинском районном суде подошел к концу судебный процесс по иску районной комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) о лишении родительских прав матери 10-летнего Паши Трофимова

 

Рассмотрены все ходатайства и заслушаны все свидетели процесса, где по разные стороны баррикад оказались те, кто хочет помочь ребенку. С одной стороны это представители общественности республики, защищающие права Марины Трофимовой на своего ребенка, с другой объединились социальные службы Иволгинского района — районная КДН и территориальный государственный орган опеки и попечительства. Расколотым оказалось и общественное мнение односельчан, жителей Тапхара.

 

«Pro»

Инициатором и вдохновителем всей кампании по лишению Марины Трофимовой родительских прав является заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Цэцэгма Дашидондокова.

Три года назад Паша Трофимов по халатности взрослых дядей лишился рук, схватившись за электрический кабель высокого напряжения, находившийся не глубоко в земле, как положено, а на поверхности земли над невысоким бетонным забором. За это до сих пор никто не ответил, никто не платит семье мальчика алименты за ущерб здоровью. Более того, до 2007 года, пока Пашу не показали по телевизору и не написали в газетах, самому мальчику не оказывалось никакой медицинской помощи, сам он официально не считался инвалидом и не получал пенсии. За бездействие социальных и медицинских работников тоже пока никто не ответил. С помощью этой семье, как видим, в районе была «напряженка», а вот за наказанием дело не стало.

— Мы были вынуждены провести процедуру отобрания ребенка, забрать его прямо с улицы и поместить в Иволгинский приют, — заявила в суде заместитель КДН Иволгинского района Цэцэгма Дашидондокова. — Мы получили «сигнал» от старосты села Тапхар Татьяны Викторовны Алексеевой о том, что Паша целыми днями находится на улице, в то время как мать его пьянствует. Кроме того, нам рассказали, и Паша сам это подтвердил, что взрослые ребята научили его курить гашиш и употреблять спиртное. С момента подачи нашего иска (о лишении родительских прав. — С.Б.) Марина Геннадьевна сделала определенные выводы, на сегодняшний день она не пьет, занялась своим здоровьем, уютом своего дома. Но где гарантия, что через полгода мы этого ребенка опять не будем забирать?

Сама мать Паши говорит, что описанная выше «процедура отобрания» ребенка скорее походила на похищение. Не известив об этом родителей, плачущего на всю улицу и зовущего мать Пашу на глазах изумленных соседей работники милиции и КДН силой втолкнули в машину и увезли в неизвестном направлении. Узнав о похищении от односельчан, Марина Трофимова пыталась по телефону выяснить, где находится Паша. В Иволгинском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, куда его, как оказалось, привезли в тот же день, ей сказали, что Паша находится в медико-реабилитационном центре в поселке Зверосовхоз в Улан-Удэ. Но там мать его не нашла. Только через несколько дней она узнала, что Паша помещен в приют в Иволге.

— В Семейном кодексе есть статья, которая позволяет нам провести процедуру отобрания ребенка в присутствии представителей органа опеки, — говорит в свое оправдание Цэцэгма Дашидондокова. — Есть и соответствующее распоряжение об этом главы Иволгинского района, с ведома которого мы действовали.

В качестве свидетелей обвинения в суде выступили специалист органа опеки и попечительства Иволгинского района Альбина Пурбуева, сотрудники Иволгинского приюта Наталья Цыденова и Лидия Алханаева. В дополнение к иску представители комиссии по делам несовершеннолетних приложили акты обследования жилищных условий семьи и три протокола об административной ответственности в отношении Марины Трофимовой. В этом материале скрупулезно зафиксированы бытовые условия семьи, живущей в не приспособленном для жилья помещении, якобы везде антисанитария, на момент прихода комиссии в доме отсутствовали продукты питания. То, что мать Паши выпивает, показали директор Тапхарской школы Жаргал Цыбиков и ее соседи Татьяна Алексеева и Людмила Бунаева.

— После несчастья, которое произошло с Пашей, им дали комнату в здании бывшего КБО (до трагедии семья жила в сторожке при местных теплицах. — С.Б.), — рассказывает староста села Тапхар Татьяна Алексеева. — Но это не жилое помещение. Оно находится на втором этаже, куда ведет самодельно сваренная из арматуры лестница. Помещение очень сырое, требует капитального ремонта, там нет ни воды, ни туалета.

 

«Contra»

Против лишения Марины Трофимовой родительских прав высказываются жители села и представители общественности.

— В 2006 году я была учителем Паши, вела у него два предмета — русский язык и «Окружающий мир», — рассказывает учитель Тапхарской средней школы Цындыма Дашиева. — Марина Геннадьевна в первом классе занималась с ним. Один учитель не сможет научить ребенка писать. По моей просьбе была изготовлена специальная парта для Паши, и они с ним дома учились писать ногами. Я с ним занималась чисто теоретически, а также практически на компьютере два раза в неделю. А писать Пашу учила мама. У Паши всегда были тетради в широкую клетку и простые карандаши. Марина Геннадьевна, конечно, злоупотребляла спиртным. Сейчас она пытается измениться, пройти реабилитацию. Я, как мать, считаю, что ей надо дать шанс!

Сегодня интересы Марины Трофимовой в суде представляет адвокат Биликто Дугаров. Он считает, что сейчас, когда Трофимова осознала свой главный недостаток — пристрастие с алкоголю и добровольно обратилась к врачам с целью вылечиться, применение такой жесткой меры, как лишение родительских прав, будет явно неадекватным методом воздействия.

— Три года назад Трофимова оказалась в очень тяжелых жизненных обстоятельствах, — говорит Биликто Дугаров. — Но, несмотря на это, она заботилась и ухаживала за детьми, исполняла родительские обязанности. Благодаря матери Павел научился читать, ногами работать на персональном компьютере, а также писать ногами. Это свидетельствует о желании и фактическом исполнении Трофимовой обязанностей матери.

На заседании суда Эржена Будаева, председатель фонда «Безбарьерная среда», восклицала:

— У нас полстраны пьет! Россия занимает одно из первых мест в мире по уровню алкоголизации, у нас очень много безработных. И если действовать, как сейчас это делают в Иволге, то очень многих людей нужно лишать родительских прав. Я считаю, что следует отказать в требовании о лишении Марины родительских прав. Если мы, народ, всем миром взялись, то давайте хоть одну семью спасем!

 

Лишить или временно ограничить?

С просьбой к суду отказать в иске КДН обратились также депутат Народного Хурала Бурятии, лидер республиканского комитета КПРФ Вячеслав Мархаев и председатель благотворительного фонда «Пионер» Алексей Павлов.

— Я против лишения Марины Трофимовой родительских прав, — сказал «Информ Полису» Алексей Павлов. — Ситуация с этой семьей может разрешиться, если им выделят новую квартиру. В ответе на мое письмо в Минсоцзащиты мне сообщили, что они стоят в очереди на улучшение жилищных условий. Но эта ситуация из ряда вон выходящая, уникальная, и в данном случае можно обойти административные препоны и предоставить им на условиях социального найма квартиру в Улан-Удэ. Тогда можно было бы решить проблемы и с реабилитацией, и с лечением Паши, и с трудоустройством его родителей.

На последнем заседании суда 30 сентября Биликто Дугаров выступил с ходатайством о временном ограничении родительских прав Марины Трофимовой до окончания ее лечения и реабилитации Паши в Иволгинском приюте. По мнению адвоката, эта мера воздействия может длиться полгода, после чего либо мать Паши восстанавливается в правах, либо КДН вновь инициирует дело по лишению ее родительских прав. Ведущая процесс судья Тамара Алдаева не стала выносить свой вердикт и до конца октября приостановила производство по делу. До того времени, пока Марина Трофимова не завершит лечение от алкогольной зависимости в Республиканском наркологическом диспансере.

 

Паша и родной дядя Марины Трофимовой Сергей Ермолаев познакомились во время посещения Сергеем Иволгинского приюта / Фото автора.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях