Общество
2992

Сладкий сон в начале жизни

О нем актриса Марта Зориктуева не забудет никогда

После яркой роли лихой таежницы в приключенческом фильме «Пропажа свидетеля» молодую актрису из Бурятии заметили режиссеры и стали приглашать в большое кино



Но Марта Зориктуева снялась только в четырех картинах: в те времена нужно было выбирать — или работа в провинциальном театре, или съемки. Тем не менее, даже снявшись в единственной известной картине со знаменитыми актерами, ощутила настоящий момент славы, о котором до сих пор вспоминает с трепетом.
В 1971 году ассистенты режиссера Владимира Назарова по всей стране искали азиатскую актрису на роль таежной девушки в приключенческом фильме «Пропажа свидетеля».
— Я только что вернулась с гастролей и узнала, что мое лицо заинтересовало киношников с «Мосфильма» и меня приглашают пройти пробы. Тогда сняться в кино было моей самой большой мечтой. И я тут же с дороги в одном платье и с сумочкой полетела в Москву — так была окрылена этой вестью, — вспоминает Марта Цыреновна.
Режиссер Владимир Назаров, едва взглянув на взволнованную миниатюрную девушку с трогательным взглядом больших глаз, отказал всем остальным. А двадцатилетняя Марта в тот день даже не смогла до конца прочесть данный ей сценарий — тут же и уснула в кресле от усталости.
По большому счету ей очень повезло. Девушка попала к довольно известному режиссеру. И он снимал, говоря современным языком, сиквел — продолжение нашумевшего по всей стране «Инспектора золотой тайги».
— На съемках мне довелось быть вместе с Валерием Золотухиным, Владимиром Высоцким, Вениамином Смеховым... Я, двадцатилетняя, должна была сыграть очень серьезную таежную девушку, умеющую стрелять, лазить по деревьям, как кошка... Я помню, как не прошла первую пробу из-за того, что у меня были очень длинные волосы и я была очень хрупкой. Сказали, что это просто какая-то «бурятская Джульетта», а не спортсменка-таежница. Но, видимо, мое желание сняться в кино было столь велико… Съемки велись в селе Шимки Тункинского района, а когда похолодало, их продолжили на Кавказе и в павильонах «Мосфильма», — рассказывает Марта Цыреновна.
Однажды ей надо было забраться на пятиметровое дерево с тяжеленным ружьем, причем сделать это очень быстро и оттуда стрелять в браконьера. Актрису подвели к дереву и дали день на тренировку. Весь день с ружьем, исцарапанная, в изорванной одежде Зориктуева «репетировала». Результат превзошел все ожидания. Операторы уже приготовили кучу пленки для множества дублей, а Марта все сделала за два дубля.
— Никакие трудности не могли затмить общения с моими коллегами по фильму. При всей их тогдашней известности они были очень простыми, приятными людьми, ироничными, балагурами. Володя Высоцкий всегда был с гитарой, все время пел. Приятно было работать вместе с Людмилой Максаковой, очень красивой и интеллигентной женщиной. Никогда не забуду Максима Мунзука, замечательного тувинского актера, знаменитого Дерсу Узала, сыгравшего моего дедушку. Я просто поражалась его неиссякаемой энергии — он везде лазил, все время что-то изучал… — рассказывает актриса.
Наверное, будучи настоящей героиней на съемочной площадке, несмотря на неопытность, девушка просто очаровала известных актеров-мужчин. «Вы хорошо работаете… Вы очень милая…» — написал в записной книжке Марты Владимир Высоцкий.
«Мартуля, дай бог тебе удачи и счастья! В жизни, на сцене и в кинематографе! Вперед и с песней!» — пожелал девушке Золотухин. Он до сих пор иногда звонит ей, справляется о жизни. А как-то даже прислал в подарок книгу, написанную им самим о его близком друге — Владимире Высоцком. Тот, кстати, на съемках часто делал комплименты смущающейся девушке и говорил, что в жизни она совсем другая, чем ее изображают в кино.
— Мне нужно было в мои двадцать сыграть двадцатипятилетнюю. Я до сих пор помню, как гримеры безжалостно морщили мне лоб и как мне было жаль свою бедную кожу… — говорит Зориктуева.
Для бурятской молодежи поколения семидесятых Марта Зориктуева стала настоящей звездой. Фильм широким прокатом прошел в стране и имел успех. Даже тогдашние драчуны из уличных группировок, дерущиеся стенка на стенку, перед «боем» нарочито кричали: «С нами бог и Марта Зориктуева!»
А она помнит, что очень стеснялась смотреть на себя на премьере фильма в московском кинотеатре «Зарядье». Так весь фильм и просидела с закрытыми глазами и в конце спросила: «Кончилось?». И уверяет, что никакой особой звездной гордости и в помине было. Было большое желание сниматься еще. Она участвовала еще в четырех картинах. Может, это были не столь известные фильмы, но зато настоящая работа в кино. Например, в замечательной кинодраме «Сон в начале тумана», где Зориктуева играла вместе с Екатериной Ляховой и Петром Юрченко.
От некоторых ролей Марте пришлось отказаться: она была занята в театре. Актриса стала настоящей звездой театра бурдрамы. За главную роль в спектакле «Ленушка» Зориктуевой в Москве вручила медаль сама Екатерина Фурцева, министр культуры СССР.



Нужно было выбирать: или театр, или… Впрочем, Зориктуева ни о чем не сожалеет — свою птицу счастья она не упустила. Все успела в то время — встретила любовь, снялась в кино, блистала в театре и родила первую дочь. Правда, сидеть с малышкой не пришлось — все поездки, съемки, гастроли… С девочкой тогда занимались родители. А теперь Марта Цыреновна сама помогает. Скоро появится третий внук. Вернее, внучка. А театр Зориктуева не покинула, несмотря на то что на пенсии три года. Конечно, героинь уже давно не играет. Есть у нее сейчас одна, но значительная роль в театре — пожилая женщина, которую дети сдают в дом престарелых. Роль грустная, трогает до слез.
Актриса не унывает, хотя признается, что были годы, когда ничего не хотелось. Рассталась с мужем, все время болел внук, сама от всех переживаний так ослабла, что без конца болела и работать не могла. А несколько лет назад попала в страшную автоаварию. Врачи поражались, как жива осталась.
— У меня, представляете, правая рука была почти оторвана. И тогда я стала просто просить бога помочь. И это помогло мне… — рассказывает женщина.
С тех пор Марта Цыреновна страстно верит в бога и свою жизнь без церкви не представляет. Отмечает религиозные праздники, с удовольствием играет в детских рождественских спектаклях разных мишек-поросят. Не обращает внимания на людские домыслы о том, что актриса, мол, в секту попала. Считает, что живет не хуже других. И, как прежде, занята и всем нужна.
— И за отцом, которому 92, надо ухаживать, и за внуками смотреть. А в театре я хоть сейчас много и не играю, зато участвую с другими актрисами в выездных сельских концертах, — рассказывает наша героиня.
Коронным номером Зориктуевой является дуэт, где она вместе с актрисой Людмилой Дугаровой залихватски исполняет танец в стиле рэп. Да так, что молодая публика принимает их за своих.
— Я ведь раньше акробатикой занималась. До сих пор каждый день на голове стою и шпагат делаю. Чтобы в форме быть. И чувствую себя прекрасно, — смеется Марта Цыреновна.
Дочери Аиде частенько говорят о том, какая мама у нее в свое время знаменитая была. А у Марты Цыреновны даже своих фильмов дома нет.
— Вот все хочу где-нибудь переписать свои фильмы. Наверное, это возможно, — говорит актриса.
О былой славной молодости вспоминает только в особенные моменты, когда, например, съездит в Тунку на отдых и снова увидит кыренскую гостиницу, где жила съемочная группа.
Дочь Аида добавляет:
— А еще мама иногда проснется и говорит: «Снилось, будто роль в кино играю, а слова забыла, и так страшно стало. Когда просыпаюсь, радуюсь, что это всего лишь сон…».

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях