Общество
3937

Пропавший 60 лет назад солдат не дает забыть о себе

Родные снайпера Аюшеева ничего не знают о его судьбе, но уже трижды случайно сталкиваются с изображением моряка на архивных снимках и фрагментах кинохроники

Фотография бурятского снайпера Радны Аюшеева была опубликована в одном из февральских номеров «ИП» с просьбой откликнуться тех, кто что-то знает о нем. В редакцию поступило немало звонков от земляков фронтовика, нашлись даже его родные




Снимок для них, словно гром среди ясного неба, нежданная весточка от без вести пропавшего много лет назад бойца. В семейном архиве с 1944 года хранится похожая фотография. Со дня последнего письма от Радны прошло уже 63 года. За это время он несколько раз напоминал о себе землякам самым неожиданным, даже в некоторой степени мистическим образом.
— Похоронки на него не было, и бабушка до самой смерти ждала младшего сына, — говорит Намжилма Дармаева, племянница снайпера, дочь его старшей сестры Цырен-Дулмы.
Женщина рассказала, что Радна Аюшеев родился в 1922 году в селе Инзагатуй Джидинского района. В семье крестьян Буды и Бадма-Дари Аюшеевых было 11 детей. Отец был хорошим охотником, приучил к этому и сыновей. Их в семье Аюшеевых было трое. Радна — младший. В 1940 году юношу забрали в армию. Первый год он служил на Дальнем Востоке, а во время войны оказался на Северном флоте. Бывший охотник стал снайпером.
— Последнее письмо от него бабушка получила в 1944 году, — рассказывает Нам¬жилма Будаевна. — Тогда же прислал и фотографию. Видно, что он стоит на каком-то катере с винтовкой. Я помню с самого детства, что похожая фотография всегда стояла на видном месте, рядом с божницей.
Позже, уже после смерти Бадма-Дари, матери Радны, его снимок размножили и раздали родственникам.
Больше известий от младшего сына Бадма-Дари не получала. Однако похоронки тоже не было, поэтому мать надеялась, что он вернется. В семье его не забывали.
— Я помню, мама очень жалела своего младшего брата, — делится Намжилма Дармаева. — Такой молодой ушел на войну, жизни почти не видел, не успел жениться. А еще мама рассказывала, что он любил охотиться и был немногословный.
В родном селе Радну Аюшеева тоже помнили. Здесь даже появилась улица, названная в честь снайпера, в школьном музее школьники собирали о нем материал, пионерские отряды не раз назывались его именем.
В 1979 году по центральному телевидению показали многосерийный документальный фильм про войну. Каково же было изумление земляков Аюшеева, когда в 12-й серии «Война в Арктике» вдруг в одном из моряков они узнали Радну.
— Он мелькнул буквально на пару секунд, но мы узнали его! — говорит Намжилма Дармаева. — Он был такой же, как на карточке, только живой! А диктор за кадром сказал, что моряки Северного флота идут в поход за освобождение города Печенга под Мурманском.
Родные успели разглядеть номер катера — 219 и запомнили дату — 19 октября 1944 года. Послали запрос в военкомат, однако ответа не получили. На этом поиски остановились.
— Может быть, в этом походе он и погиб? — предполагает племянница снайпера.
Несколько лет спустя Радна Аюшеев вновь напомнил о себе. В начале 80-х годов группа школьников из села Инзагатуй по туристической путевке поехала в Украину. В одном из музеев города Кривой Рог неожиданно увидели фотографию знаменитого земляка.
— Только там было написано, что это неизвестный солдат, — рассказывает Анатолий Дамбинимаев, врач-травматолог, уроженец села Инзагатуй. — Я сам в этой поездке не был, но мне говорили, что узнать, откуда в музее появился этот снимок, тогда не удалось. Никого из работников, в том числе экскурсовода, на месте не было, да и сами школьники были только проездом. А когда приехали домой, то рассказали, что видели снимок.
И вот спустя почти тридцать лет о Радне Аюшееве вновь заговорили. Недавно улан-удэнец Баир Этагоров, подыскивая в Интернете для своего сайта www. rb-info.ru интересные фотографии, наткнулся на снимок снайпера. Он был представлен на сайте, посвященном морякам Северного флота в разделе «Фотоархив». Аюшеева сфото¬графировал некий Роберт Диамент. Во время Великой Отечественной войны он служил начальником фотобюро полит¬управления Северного флота. По долгу службы вместе с летчиками-торпедоносцами совершал боевые вылеты, ходил с подводниками в походы, в атаки с морской пехотой Северного флота, с катерниками на задания, сопровождал союзные конвои. По-видимому, в одной из таких командировок и был запечатлен Аюшеев. Фотограф записал, как звали моряка, но немного ошибся в непривычном для него имени. В фотоархиве Диамента он значится как Рашна. О бойце записана буквально одна строка: в октябрьских боях 1944 года под Мурманском Аюшеев уничтожил 25 гитлеровцев.
После публикации снимка в «ИП» откликнулось немало земляков снайпера. Однако никто из них не знает о судьбе Радны Аюшеева.
А у родных пропавшего в боях моряка вновь появилась надежда. Они собираются обратиться с запросом в Центральный воинский архив.
— Может быть, его где-нибудь на суше похоронили? Должна же быть хоть какая-то ниточка, — надеется Нам¬жилма Дармаева, племянница снайпера.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях