Общество
3328

Гепард — друг художника

Почти на всех картинах монгольского живописца одно животное, о котором автор знает практически все

Не знающие Эрдэнэбилэга думают, что он прекрасный анатом и ветеринар. Он может детально описать особенности строения костей и мышц животных. Историки считают его знатоком старинных рукописей. На самом деле Эрдэнэбилэг — живописец, страстно мечтающий приручить гепарда. Он знает о них все — от анатомии до истории



В маленькой мастерской Эрдэнэбилэга на окраине Улан-Батора все как у многих художников: мольберты, картины, гипсовые бюсты. К 800-летию образования Монгольской империи многие монгольские художники, как и Эрдэнэбилэг, обратились к теме чингисидов. Отличает от других монгольских художников Эрдэнэбилэга одно — почти на всех картинах, изображающих старину, изящные гепарды. Даже «новые» монголы, заказывая модные нынче картины в старинном стиле, просят этого художника изобразить семью с гепардами. Эрдэнэбилэг показывает фото своей заказной картины: на фоне родового озера монгольский миллиардер в княжеском одеянии с супругой и двумя детьми, держит за ошейники гепардов.

Хищный интеллигент и гурман
Сложно представить себе, что несколько веков назад в наших степях водились гепарды. А вымерли они на нашей территории, по мнению художника, потому, что были гурманами — охотились преимущественно на копытных: степных антилоп, газелей. Их обилие исчезло с распахиванием степи, к охоте в которой идеально приспособлены гепарды, никогда не питающиеся падалью. Они даже не возвращаются к остаткам собственной добычи.
— Мечтаю рисовать гепарда с натуры. Но сегодня вольного гепарда можно встретить лишь в Африке в глухих местах и на охраняемых территориях. В Азии он исчез или очень редок, — с горечью говорит Эрдэнэбилэг, — но даже в заповедниках сейчас гепарды находятся в очень тяжелом положении. Гепард — самый быстро вымирающий вид. Во-первых, гепарды, хоть и быстро бегают, быстро устают. Во-вторых, они охотятся только на газелей; в-третьих, им сложнее спрятать детенышей, т.к. они не лазят по деревьям.
Эрдэнэбилэг называет гепарда «интеллигентом» в мире хищников. Поэтому ему так трудно противостоять многочисленным внешним воздействиям. Стаи грифов слетаются к месту охоты гепарда и оттесняют его. Грустно осознавать, что гепардам приходится менять свои привычки из-за растущей популярности у туристов. Услышав громкие звуки, гепард часто бросает свою добычу, оставляя ее на съедение другим животным.

Голова кошки, тело собаки
— Смотрите! — восклицает Эрдэнэбилэг и ладонью отделяет на картине туловище гепарда от головы — голова кошки, а тело собаки.
Гепард движется со скоростью ураганного ветра, ведь его тело словно создано для скорости! Маленькая голова, длинные ноги, загнутый овалом хвост служит одновременно рулем и балансировкой.
На картинах художника тщательно прорисованы когти, особенно коготь первого пальца, который остается всегда острым, так как никогда не соприкасается с землей. Именно с его помощью хищник сбивает с ног добычу. Этой особенностью и объясняет художник изображения на некоторых своих картинах, когда гепард спокойно держится на лошади позади всадника.

Самый дорогой подарок
Эрдэнэбилэг, выпускник Суриковской академии, тепло вспоминает студенчество в Москве восьмидесятых. Он до сих пор читает российские журналы, из которых узнал, что директор московского зоопарка взял себе маленького детеныша гепарда. Эрдэнэбилэг помнит, как любовался гепардами в Московском зоопарке, в котором эти «гении бега» неоднократно приносили потомство. Сейчас художнику приходится наблюдать по телевизору, как гепарды африканских заповедников нередко прыгают в машины туристов, благодушно позволяя гладить себя.
Художник рассказывает, что ручные гепарды были любимцами Чингисхана. Животное считалось самым дорогим подарком. Гепарду никогда не придет в голову перекусить тонкую веревку, которой его привяжут. Подходить к нему, гладить и ласкать можно без всякого опасения. Только присутствие других хищных животных выводит его из себя. Ничего сложного в содержании гепардов нет. Они болеют, например, собачьими болезнями. Как собаки, и сидят, и охотятся. Шерсть у гепардов похожа на шерсть гладкошерстных собак.
— Уже в наше время богатые люди Европы и Америки держат дома ручных гепардов, которые становятся членами их семей, и не было случая, чтобы они напали или поранили человека. Подобно верной собаке, они сопровождают везде своего хозяина и охраняют от посторонних. Хитрость и лукавство, присущие кошачьей породе, соединены в гепарде с добродушием, миролюбием и понятливостью собаки. А у нас культура дрессировки гепардов и охоты с ними пришли в упадок, — заключает Эрдэнэбилэг, не теряющий надежды воплотить свою мечту.

Улан-Батор — Улан-Удэ.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях