Общество
2302

Самоделкин Таракановский и его изобретения

Токарь сельхозакадемии создает эксклюзивные автомобили

— Новую машину, как ребенка, я учу ходить, — говорит Олег Таракановский, начальник механического цеха Бурятской сельскохозяйственной академии



27-летний конструктор из Улан-Удэ не занимается переоборудованием автотранспорта. Он смастерил две совершенно особенные машины.
Свое первое детище Олег ласково называет «головастик». Научное же название изобретения — уникальное модульное энергетическое средство. И оно выполняет три функции: ездит, производит сварочные работы и выступает в качестве грузоподъемника. Установленная на маленьком, кажущемся нелепым автомобильчике механическая лебедка может без труда справиться с полутонной тяжестью.
— Если первая машина трудяга, то вторая больше для души, — отметил Олег. — Спортивная багги очень проста в обращении и идеально подходит для подростков.
Таракановский придумал для своих изделий даже собственную эмблему, состоящую из круга, в середине которого галочка, похожая на латинскую гамму. Однако ни разу машины не покидали двора гаража сельхозакадемии. Причина банальна: они не имеют технических документов, а их владелец — патента на изобретение.

Папа — Самоделкин
Обращение с новыми игрушками маму маленького Олега приводило просто в негодование. Блестящие машинки через какое-то время превращались в кучку мелких деталей. А еще несколько дней спустя они, мало похожие на прежние, лихо раскатывали по полу самостоятельно, снабженные моторчиком и многочисленными проводками. В восемь лет юного конструктора родители определили в авиамодельный кружок, где 7 лет мальчик успешно реализовывал свой талант. Его модели планеров занимали первые места на городских и республиканских соревнованиях. А вот мечте поучаствовать в российских состязаниях не суждено было сбыться. В первые годы перестройки ушел с работы его преподаватель Александр Унагаев, и у подростка сразу пропал интерес заниматься авиамоделированием. Наверное, изделия Олега до сих пор хранятся в том кружке.
Свою страсть к изобретениям Олег перенял от своего отца Юрия Ивановича. На кондитерской фабрике хорошо помнят старшего Таракановского. Жалея женщин, которые в основном работали на производстве, Юрий Иванович что-то вечно придумывал, чтобы хоть как-то облегчить их труд. Установил механические весы, автоматизировал поднятие груза. За это благодарные работницы прозвали его Самоделкиным. Он и научил старшего сынка искусству вождения.
— Я хорошо помню, хотя мне тогда годика три было, — вспоминает Олег. — Отец посадит меня на детскую машину с педалями и спустит с горки. А перед этим по обочинам тропинки установит игрушки, чтобы я между ними маневрировал. Я тогда ни разу в забор не врезался.
Все отмечали, что Олег отличался от младшего на год брата Максима. В деревню поедут на лето — Максимка друзьями обзавелся, на велосипеде весь день гоняет, а старший внук бабушке с дедушкой помогает: за коровами ухаживает, работу по двору делает.
Поэтому никто не удивился, когда Олег, поступив в сельхозакадемию на механический факультет, одновременно на практике стал осваивать работу сантехника. Так все пять лет учебы и трудился. В летние каникулы начальство доверяло ему обслуживать самостоятельно несколько объектов.



«Головастик» на колесах
Окончив институт в 2001 году с красным дипломом, молодой инженер Таракановский остался в академии в качестве токаря. По его инициативе здесь открыли механический цех. Олег сколотил в прямом смысле родственную команду, состоящую из него, отца-сварщика и младшего брата-слесаря. Максим хоть и не фанатеет от разного рода изобретательств, но помощник он хороший. Работы было много: изготавливали решетки, металлические двери, ремонтировали машины. Столкнулись с проблемой: тяжело было носиться со сварочным агрегатом, то и дело поднимать тяжелые трубы. Вот тогда и возникла у Олега идея изобрести себе в помощь универсальную машину. Все свободное время он отдавал чертежам. В 2002 году на свет появился «головастик». Таракановские купили у знакомых «Запорожец» по символической цене, поскольку от него осталась только груда металла.
— Двигатель и шасси поставили от «Запорожца», диски приспособили от «РАФа», генератор нашли старинный, поставили на самодельную раму, все скомпоновали, — рассказывает Олег. — Вот такая сборная конструкция получилась. Завидую сельчанам. У них в деревнях много брошенной техники вплоть до комбайнов. А нам пришлось по свалкам какие-то детали собирать. Кое-что по мелочи прикупили.
Руководство академии самоходный сварочный агрегат одобрило. Понравилось, что на самодельной тележке можно было перевозить груз, а прикрепленным краном поднимать его. К тому же к машине можно было подключать любое электрическое оборудование. Но выделять средства на другие изобретения не торопилось. «Головастик» так и остался без металлической обшивки — денег не хватило.
Первый блин, который не оказался комом, подвиг на то, что у Олега появился азарт изобретательства. «Руки просто зудились, — смеется он. — Получил невероятное моральное удовлетворение».
На спортивном автомобиле стоит мотор от мотороллера «Турист», поэтому скорость у него небольшая. Зато безопасно. Однажды на изобретении Таракановского ездил даже семилетний ребенок.
— Вождению автотранспорта надо учиться именно на такой машине, — советует Олег. — Занос управляемый при блокировке задних колес. В отличие от картинга, который может ехать только по асфальту, моя «блоха» успешно проходит по бездорожью.
Сам Олег не любит сидеть за рулем. Погонять есть желание, а вот опасение превысить скорость не доставляет удовольствие. Зато оставляет время, чтобы посмотреть гонки, почитать новинки по автоделу и проследить за изменениями в конструкциях. К спортивной машине в академии отнеслись, как к некой забаве.
— Подходят, интересуются: «А сено она может косить?». А мне так и охота спросить: «А почему вы плуг на «Жигули» не поставите?» — рассказывает Олег. — Получается, если автомобиль не может пахать и косить, то это бесполезная вещь?
Сейчас улан-удэнский Кулибин мечтает построить шестиколесный мини-вездеход. Небольшой, маневренный для работы в лесу. Материальной поддержки для нового проекта у него нет. Думает взять кредит.
— В академии зарплата у бюджетников небольшая, — говорит Олег. — Но по крайней мере здесь мне разрешают заниматься моим любимым делом. Если бы запрещали, давно бы ушел.
А еще молодой инженер надеется, что кто-то заинтересуется его проектами и поставит изобретения на поток.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях