Общество
1688

Зеленоглазое такси, не тормози…

Иначе просто потеряешь своего клиента

Такси не роскошь, а средство передвижения, особенно в праздники, поздно вечером и ночью — к такому выводу приходят все больше улан-удэнцев. По неофициальным данным, в столице Бурятии сегодня действуют более двадцати компаний, которые занимаются перевозкой пассажиров



После отмены лицензирования с июля 2005 года любой может нарисовать на машине шашечки и заниматься частным извозом. Рынок развивается хаотично и бесконтрольно со стороны властей. Теперь только борьба за клиента может отрегулировать работу такси.
Ежедневно в городе на линию выходят работать около трехсот машин. И это не считая частников и нелегалов. Первые официальные фирмы, предоставляющие услуги такси, по­явились в Улан-Удэ в конце прошлого столетия. Пионеры частного извоза использовали так называемые «золотые» телефонные номера, состоящие из одной цифры. Он стоил немного и легко запоминался клиентами.
Бурный рост отрасли начался после того, как Федеральный закон отменил лицензирование в сфере таксомоторных перевозок. Раньше лицензию выдавали лишь тем фирмам, оборудование которых соответствовало установленным нормам.
— Я вообще думал, что, когда отменили лицензии, такси будет больше, но всплеска такого не было, как в других городах. У нас платежеспособность населения низкая и очень много микроавтобусов, которые работают по маршрутам. Разве только вечером или ночью, — говорит Андрей Тихоненко, главный специалист отдела транспорта Управления промышленности, связи и транспорта Улан-Удэ.
О том, насыщен ли рынок в столице Бурятии, мнения самих предпринимателей разделились.
— Мы вообще не видим конкуренции, — отмечает Андрей Кацевалов, директор такси «Шесть шестерок». — У нас хватает работы. В хорошие дни бывает до 150 заказов. Даже если день неудачный, их все равно не менее ста.
Конкуренцию чувствуют все, убежден Андрей Самойлов, коммерческий директор такси «Экспресс». Это сказывается в «не­пропорциональном распределении числа клиентов и количества такси в городе». Как только появляется новая фирма, в других ощущается определенный отток заказчиков. Особенно тяжело выживать мелким компаниям, в которых собственный парк машин небольшой и численность привлеченных водителей с личными автомобилями невысокая.
Все улан-удэнские таксомоторные компании по организации можно условно разделить на три вида. Первые используют собственный автотранспорт и наемных водителей. Вторые привлекают на договорной основе частных автовладельцев. Они предоставляют в основном диспетчерские услуги. Третьи компании совмещают обе схемы. Как правило, это новички. В крупных компаниях ежедневно работают на линии двадцать-тридцать машин.
Сегодняшний тариф в такси составляет примерно 10 рублей за километр. Причем за последние два года он не менялся. Сами предприниматели уверены, что он невысок. По предварительным подсчетам, стоимость километра должна быть не менее 15 рублей: тогда будет хватать и на ремонт, и на обновление парка машин. Однако поднять ценник пока нет возможности.
— Такси ведь не хлеб, на которые будешь тратить последние деньги, — поясняет Сергей Тюрин, директор такси «Престиж».
Как подчеркивают предприниматели, их деятельность тесно связана с уровнем жизни населения. Самые прибыльные дни — праздничные, самые доходный период — зимний. В конце концов развитие отрасли — явный показатель того, что улан-удэнцы стали жить лучше.
У горожан к работе автоизвозчиков свои пожелания. Таксист должен быть трезв, вежлив, машина должна быть исправна, стоимость оговорена заранее и не должна меняться.
Больше всего претензий к пунктуальности. Сейчас увидеть такси возле своего подъезда через пять минут после заказа практически невозможно.
— У нас плохие, узкие дороги и пробки. Очень тяжело передвигаться, — поясняет Андрей Кацевалов. — Приехать быстро можно, только нарушая правила движения, что мы водителям строго-настрого запрещаем. Для нас безопасность пассажиров превыше всего. Поэтому мы всегда предупреждаем клиента: машина будет не раньше такого-то времени.
После отмены лицензирования за качество услуг такси отвечает каждая фирма в отдельности. Самая большая проблема для них — найти хороших водителей. Сегодня в такси идут работать разные люди: инженеры, врачи, бывшие милиционеры и даже бывшие заключенные. Кто-то пришел подработать и вскоре отказался от беспокойной жизни, кто-то втянулся. От этого, по признанию самих предпринимателей, — аварии. Впрочем, в ГИБДД статистика нарушений, связанных с таксистами, не ведется. Число аварий такси не выше, чем среди остальных участников дорожного движения, утверждают милиционеры. Возможно, положительно сказывается тот фактор, что крупные таксомоторные службы все-таки проводят отбор.
— У нас другая проблема — невоспитанные пассажиры, — рассказывает Андрей Самойлов, коммерческий директор такси «Экспресс». — У нас таксисты — люди с высшим образованием. Они обязательно проходят анкетирование, в котором есть тест на знание города. Мы также проверяем и человеческие качества: коммуникабельность, умение работать с людьми, водитель несет ответственность за своих пассажиров.
Если пассажир недоволен, он всегда может обратиться к руководству компании. Никто не хочет иметь в штате проблемного водителя. Причем звонить следует сразу, как только вы приехали. Если руководителя нет на месте, поставьте в известность диспетчера.
— Мы всегда советуем: жалобы и претензии подавать в письменном виде, — говорит Валентина Бурлакова, заведующая сектором по защите прав потребителя Управления по работе с населением Улан-Удэ. — Если претензия обоснована, по закону о защите прав потребителя возможно соразмерное уменьшение цены за оказанную услугу.
Несмотря на то что рынок такси в Улан-Удэ вполне насыщен, в ближайшее время таксомоторные фирмы еще будут открываться, убеждены эксперты. Но постепенно мелкие компании будут вытеснены более крупными — рынок сам продиктует такой путь.
— В городе, возможно, останутся две-три крупные фирмы такси, — считает Анатолий Раднаев, директор МУ «Городской бизнес-инкубатор». — Останутся те, у кого будет достаточное число хороших машин — до ста; развитая диспетчерская служба, грамотная маркетинговая и тарифная политика, предоставление дополнительных видов услуг и периодическая проверка качества работы водителей и диспетчеров.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях