Общество
2520

К «Алтаргане» — со знаменами предков

Закаменский и Джидинский районы рассчитывают на победу в международном фестивале

Одни при этом настолько увлеклись народной культурой, что снизили уровень преступности в одном из самых криминальных сел района, другие внедрили в повседневную жизнь традиции и обряды пращуров

о традициях своих предков" align=right style="margin-left:16; margin-bottom:10; margin-top:10;">

Алтаргана — вечный кустарник, эмблема фестиваля традиционной бурятской культуры и искусства. Его порядка 10 лет назад придумали этнические буряты, которые волею судеб оказались в Монголии, идею подхватили китайские буряты, агинцы. Но в нашей республике фестиваль в этом году проходит впервые, в первый раз будут представлены все племена. Подготовка в районах к одному из первых этапов, смотру-конкурсу «Развитие культуры — будущее народа», идет полным ходом, каждый старается найти что-то свое, уникальное, что отличит его от соседей и гостей и обеспечит победу.
— Мы верим, что вы-играет непременно наш Дутулур! — твердо говорит Любовь Будаева, директор Закаменского районного дворца культуры. — Очень мобильное село!
Такую необычную характеристику Дутулур получил на удивление всем окружающим: жители Закамны порой зовут его между собой «разбойничья деревня» и поговаривают, что именно оттуда растут ноги у всего районного криминала. Но культурная составляющая постепенно перевешивает, считает Любовь Будаева. В селе один из лучших социально-культурных комплексов, объединивший школу, клуб, детский сад, библиотеку, фельдшерский пункт… Но главная гордость — собственный народный театр, созданный еще 20 лет назад, сейчас он обрел второе дыхание. Взрослые жители Дутулура, днем занятые самыми прозаическими делами, вечерами перевоплощаются в полном смысле слова в «народных» артистов, ставя самые настоящие спектакли.
Кроме Дутулура, участие в смотре-конкурсе примет село Енгорбой, где под одной крышей дружно уживаются администрация, библиотека и дом культуры, а директор школы Михаил
Доржиев в марте стал дипломантом республиканского конкурса улигершинов. И Ехэ-Цакир, где тоже есть народный театр, участники которого мастерски показывают на сцене, как их предки занимались традиционным местным ремеслом — катали кошмы из войлока.



Ближайшие соседи закаменцев, джидинцы, тоже имеют за душой козырную карту. Это село Алцак и его ансамбль «Дэбэсэнэм». Алцак — очень отдаленная и потому уединенная деревня, ее жители даже внешне отличаются от других джидинцев, лицом больше походя на эвенков. И в силу обособленности здесь по сей день в нетронутом виде сохранились традиции пращуров. Причем их не просто помнят старики: и люди среднего возраста, и молодежь придерживаются обычаев в повседневной жизни, приходят ли в гости к старшим на Сагаалган, угощает ли невеста на второй день свадьбы всех присутствующих специальным чаем.
— Все говорят: ну у вас и порядки, — с увлечением рассказывает Цырендолгор Бадмаева, ныне начальник почты в Петропавловке, еще со школьных лет состоявшая в ансамбле «Дэбэсэнэм». — Например, мужчины у нас за столом сидят отдельно и по старшинству, такие крепкие устои, старики следят, чтоб молодежь все перенимала!
Когда алцакцы потчуют гостей, рюмочку обязательно подают «на поводьях», то есть под нее подкладывают деньги — и только бумажные! Это для того, чтоб водка выбрала «правильный путь», считается, что всего их 13. Подают поднос с рюмкой только двумя руками… А деньги гость должен взять себе, оставить их на столе — проявить неуважение к хозяевам: намекнуть, что мало дали. Все эти нюансы до тонкостей знает каждый уважающий себя житель Алцака, а артисты «Дэбэсэнэма» еще и рассказывают о них миру, показывая на сцене композиции из стилизованных обрядов. Они уже побывали во Франции, Германии и даже в Ашхабаде, а минувшей весной, став лауреатом конкурса «Один день бурята», подтвердили звание народного коллектива, чего не делали целых 10 лет.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях