Общество
1499

Афросибиряк пустил корни на берегу Байкала

Уроженец Гвинеи-Бисау уже не смотрится экзотикой на фоне сибирского снега. Радуется трехмесячному лету и тому, что в Иркутске нет скинхедов

Уроженец Гвинеи-Бисау уже не смотрится экзотикой на фоне сибирского снега. Радуется трехмесячному лету и тому, что в Иркутске нет скинхедов



Альберто Омена подростком попал в далекую страну Россию поневоле. Распад Советского Союза не только прошел на его глазах, но и полностью изменил судьбу. В Сибири он построил себе дом-крепость, нашел друзей в Гусиноозерске. Родной язык Альберто — португальский, государственный язык большинства стран северо-западной Африки, бывших колоний Португалии. Знает Альберто и креольский. Вначале юношей из беднейшей страны Африки, Гвинеи-Бисау, отправили обучаться русскому языку в жаркий Таджикистан, чтобы акклиматизация была менее болезненной. В Душанбе Альберто научился спасаться от жары горячим зеленым чаем. Потом овладевших русским языком студентов из братских стран ждала Молдавия, агрономический факультет университета.
— Ой, Альберто, как ты проживешь в Кишиневе, они же там совсем чай не пьют. Только вино. Не езди в европейские страны, где чая нет, так сокрушались мои учителя в Душанбе, — с улыбкой вспоминает Омена свой переезд в Молдавию.
Действительно, в аэропорту его встретили земляки с бутылкой молдавского вина. Они уже сумели оценить его вкус, и Альберто тоже стал тонким знатоком молдавских вин. Веселая, по-своему беззаботная студенческая жизнь в Кишиневе закончилась в тот день, когда вспыхнул конфликт в Приднестровье. Декан агрономического факультета в те дни больше всего беспокоилась за судьбу своих африканских подопечных. Она решила отправить Альберто подальше от зоны конфликтов.
— Я спрашивал, где находится этот Иркутск, куда вы меня направляете? А когда показали на карте озеро Байкал, я спросил: а там хоть люди живут? — смеется Альберто.
У него к тому времени родилась дочь, но ее мать отказалась ехать в далекую Сибирь. Альберто решил взять ребенка с собой, не подозревая, что они с бывшей женой станут гражданами разных стран СНГ.
Он до сих пор помнит день, когда его самолет приземлился в Иркутске. После смуглых таджиков и молдаван Альберто показалось, что в Иркутске все «слишком белые». Впечатление усиливало то, что на берегу Ангары вовсю загорали люди с кожей, практически нетронутой солнцем. Уроженец Гвинеи еще не знал, как быстро сходит у сибиряков за долгую зиму летний загар.
— Мне показалось таким странным, что люди совсем не купаются в такой прозрачной реке. Пока я раздевался, все смотрели на меня с любопытством. А когда направился к воде, у всех лица вытянулись. Я позже понял их удивление, когда прыгнул в ледяную воду Ангары, — вспоминает Альберто.
В Иркутске он окончил институт и поступил в аспирантуру. Преподаватели привыкли к тому, что Альберто иногда ходит на занятия с маленькой дочкой. Наступивший вместе с развалом СССР «дикий рынок» заставил Альберто отказаться от продолжения учебы. Денег на оплату аспирантуры не было, как и вида на жительство. Отчаявшись, Альберто решил вернуться в Африку. Неожиданным препятствием к возвращению стала единственная его радость — дочь.
— На таможне меня остановили. Сказали, что тебя выпустим, а ребенка нет. Как докажешь, что ребенок твой, если мать в далекой Молдавии… Так и остался в Иркутске. Начал заниматься торгово-посредническими операциями, потом отправкой товаров из Москвы в Иркутск. Но сердце болело за дочь, как она там одна, пока я в командировках, — рассказывает Альберто.
Только в 2002 году, когда Альберто женился официально второй раз, он получил гражданство России. Вторая дочь родилась уже на прибайкальской земле. В третьем браке появилось еще два смуглых маленьких иркутянина.
— Десять лет я дома в Гвинее не был. Пустил уже корни здесь. Сибиряком стал — водку пить научился. Когда из Молдавии сюда приехал, удивился, как это вино может быть дороже водки? Всего в Иркутске сейчас проживают восемь выходцев из Африки. Из них двое — мои земляки, — говорит Альберто.
Участившиеся случаи нападения скинхедов в Москве и Санкт-Петербурге Альберто воспринимает болезненно, но уверяет, что в Иркутске с таким не сталкивался. К тому же он давно стал в Иркутске звездой рекламы.
— Все знают, что я боксом занимаюсь. У меня же куча друзей в Иркутске. За рубежом таких смешанных браков много. Я читал, что такие браки обычно заключают образованные жители больших городов, свободные от предрассудков, так как ксенофобия и расизм — удел малообразованных и некультурных людей, — заключает Альберто.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях