Общество
1486

Развал в рыбном хозяйстве чиновников не волнует



Через восемь лет Байкал может растерять все свои природные ресурсы, считает Владислав Щепин, и.о. начальника Федерального государственного управления

Недавно вышел федеральный указ о приватизации рыборазводных заводов - государство рассчитывает найти им собственников. И в соседних регионах уже есть такие примеры. Однако новые хозяева не занимаются воспроизводством ценных пород рыб. Усть-Илимский рыбозавод собственники превратили в деревообрабатывающий цех. Другой завод, что на побережье Байкала, тоже в Иркутской области, планируют обустроить под базу отдыха.

Рыборазводные заводы необходимы прежде всего для того, чтобы с помощью искусственного воспроизводства личинок омуля, сига, сазана и других видов рыб поддерживать природные ресурсы Байкала.

- В последние годы популяция омуля сохраняется только благодаря искусственному воспроизводству. В большинстве случаев он не успевает достигать мест своего нерестилища, по пути вылавливается браконьерами. А зачастую и загрязненные водоемы являются препятствием для размножения этого уникального вида, - говорит Андрей Бобков, заместитель директора ФГУП .

В Бурятии всего три рыборазводных завода. Каждый год выполнение государственного заказа на личинки омуля и сига федеральному бюджету обходилось в 30 млн. рублей.

- Эти заводы вряд ли смогут приносить прибыль. Если их приватизируют, то новые хозяева разведением рыбы заниматься не будут. О том, что рыборазводные заводы будут приватизировать, я узнал из английского журнала. Автор западного издания искренне удивлялся такому решению. Во всем мире подобные предприятия дотируются государством. И средств, выделяемых на охрану природы на Западе, правительства не жалеют, - говорит Сергей Шапхаев, директор БРО по Байкалу.

Другой проблемой для Байкала становится продажа уникальных ресурсов за бесценок. Сейчас за получением квоты на улов рыбы обращаются и администрации районов, и дом-интернат, и кондитерская фабрика, и больница.

- Эти предприятия не относятся к рыбной отрасли. Они не имеют условий для переработки рыбы. Сейчас я буду выделять квоты только тем рыбопользователям, которые имеют глубокую переработку, - говорит Владислав Васильевич Щепин.

К ней относятся заморозка, копчение, вяление, посол, а также оформление готовой продукции в вакуумную упаковку. В нашей республике из нескольких десятков рыбопользователей только шесть предприятий имеют такую переработку. И налоги в бюджет поступают в основном от них.

Остальные просто замораживают пойманную рыбу в бытовом холодильнике и уверяют, что это и есть глубокая переработка. В основном к ним относятся индивидуальные предприниматели и частные предприятия, которые продают омуль по 30 рублей бизнесменам из других городов.

Получается, что, получив сырье за такую цену, иногородние бизнесмены, имеющие предприятия с глубокой переработкой, изготавливают разные деликатесы для искушенных гурманов и продают по высокой цене готовый продукт.

- Почему другие могут делать, а в Бурятии нет? У нас куча безработных, которые просто болтаются. Много людей, которые хотели бы это сделать. Но нет сегодня правительственной программы по банковско-кредитному обеспечению. Поэтому должна быть какая-то поддержка государства, - говорит Владислав Щепин.

Сейчас руководство ФГУП направило письмо правительству России с просьбой остановить приватизацию рыборазводных заводов.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях