Общество
1599

Как не попасть впросак с продажей квартиры



При рассрочке платежа рискует каждый продавец жилья

- Очень много таких дел в судах, когда недополученные деньги, - рассказывает Станислав Эрдынеев, юрист. - Покупатели не то что не хотят платить, просто у них денег нет по разным причинам. Опять-таки забрать у них это жилье невозможно, если в договоре не предусмотрен пункт о возврате имущества

Недавно в Верховном суде РБ рассматривалось дело, достаточно типичное в последнее время: о праве собственности на квартиру, проданную полтора года назад, но за которую расчет произведен не в полном объеме. Закон гласит, что, если у лиц, купивших недвижимость, помимо нее нет другого жилья, лишать их квартиры нельзя. Они только обязаны отдать долг, который числится за ними, то есть доисполнить обязательства, как говорят юристы. В этом случае бывший хозяин рискует получать деньги мизерными суммами, в зависимости от состоятельности покупателей. Между тем судебных тяжб всегда можно избежать, добавив в договор всего один пункт, оговаривающий условия отчуждения недвижимости.

Предметом спора стал благоустроенный трехкомнатный дом в центре города, который улан-удэнка Гомбоева выставила на продажу в 2003 году. Покупателем стала семья Бурковых. Договор купли-продажи был заключен 13 октября 2003 года. Согласно ему, покупатель должен был уплатить хозяйке 350 тысяч рублей. На деле заплачено было 265 тысяч. Еще 85 тысяч рублей новые хозяева обязались отдать до 15 октября. Однако у них это не получилось. Между тем договор вступил в силу, на новую владелицу в Учреждении юстиции было зарегистрировано право собственности.

Не дождавшись денег, продавец квартиры Гомбоева подала в суд. Первым был иск о расторжении договора купли-продажи. Суд Советского района его удовлетворил. Потом бывшая хозяйка потребовала выселить нынешних хозяев из уже законно принадлежащего им дома. Последним стал иск о признании права собственности за Гомбоевой, рассказывает Станислав Эрдынеев, на последнем этапе представлявший интересы должников Бурковых. Эти иски также были удовлетворены в пользу истца.

Проигравшая сторона подала кассационную жалобу в Верховный суд РБ. Судебная коллегия по гражданским делам встала на сторону Бурковых и отменила постановление Советского районного суда, вынеся вердикт, что выводы суда первой инстанции были построены на неправильном истолковании закона. Дело было отправлено на новое рассмотрение.

- Если эта квартира является единственным жильем, - объясняет Эрдынеев, - то по закону ни суд, ни судебный пристав не могут ничего сделать, а их уже пристав начал тревожить - стал выселять Бурковых из собственной квартиры.

На сегодня стороны сумели прийти к обоюдному пониманию. Бурковы выставили квартиру на продажу с тем, чтобы рассчитаться-таки с Гомбоевой и одновременно приобрести себе новое жилье, теперь уже подешевле и попроще.

Как только они найдут покупателя, то сразу попросят задаток за квартиру, рассказывает юрист. Вернув долг, Бурковы возьмут расписку с Гомбоевой, что бывшая хозяйка претензий к ним больше не имеет. На основании этого документа суд снимет арест, наложенный на имущество, и только после этого в права собственности может вступить новый владелец.

Возможно, уже в ближайшее время после долгих судебных тяжб Гомбоева получит все-таки свои деньги, но уже порядком обесценившиеся из-за инфляции. Возможен и другой вариант - суд может обязать ответчиков выплачивать долг по частям.

- Но если должник не работает или доход у него маленький, скажем, зарплата тысяч пять, продавец рискует вообще всю жизнь получать по 200 рублей в месяц и все, - комментирует Станислав Эрдынеев. - Помимо этого, они обесценятся вконец. Если говорить об этом конкретном примере, то на момент продажи квартира стоила 350 тысяч рублей, а сейчас на 600-700 тысяч. А всего-то Гомбоевой достаточно было в договоре купли-продажи оговорить условие, что в случае неполной оплаты либо неоплаты договор подлежит расторжению, а имущество - возврату владельцу. Тогда бы не пришлось полтора года судиться, мучиться и в итоге все проиграть. Все было бы гораздо проще и Гомбоева получила бы обратно свою недвижимость, которая, как известно, в отличие от денег никогда не обесценивается.

Фамилии истца и ответчика изменены

из этических соображений.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях