Общество
1686

Обязательная <гражданка> уже здесь



Необходимость страховать автогражданскую ответственность большинство горожан восприняли без энтузиазма

Сотрудники ГИБДД обещают пока не устраивать целенаправленной охоты на водителей, не имеющих полиса. Но в случае чего жалеть их не будут

С конца минувшей недели более половины улан-удэнских владельцев автотранспортных средств, выезжая на улицы города, рискуют нарваться на серьезные неприятности. С первого января вступил в силу федеральный закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Если на первую неделю года сотрудники ГИБДД дали водителям фору - обнаружив отсутствие полиса, их не штрафовали, а только делали предупреждение, то теперь они начинают действовать по всей строгости закона. Восьмого января необходимые документы отправлены во все подразделения госавтоинспекции, рассказал Андрей Степанов, временно и. о. начальника управления ГИБДД.

Кому сколько платить?

Новый вид страхования обязателен для всех. Базовый тариф, установленный постановлением правительства РФ от 7 мая 2003 года, до сих пор не изменен и составляет 1980 рублей в год. На него будут действовать понижающие или повышающие коэффициенты, учитывается несколько факторов: стаж и возраст водителя, проживает ли он в городе или в районе, объем двигателя машины и то, кто на ней ездит, кроме хозяина.

К примеру, житель Улан-Удэ 25 лет, с водительским стажем в три года, хозяин легкового автомобиля с двигателем мощностью в 70 лошадиных сил, заплатит за страховку около 2000 рублей. А кяхтинцу, при прочих равных условиях, она обойдется немного дешевле - здесь вступит в силу понижающий коэффициент для жителя маленького города и тариф будет умножен на 0,6. Имеет значение и то, попадал ли хозяин машины в ДТП. Если в текущем году страховая компания компенсировала нанесенный автолюбителем ущерб, на будущий год страховка будет стоить для него в 1,4 раза дороже. Если же застрахованное лицо проведет год без единой аварии, тариф будет для него снижен в 0,95 раза.

С чем едят ?

- Вообще тут неправильно все сделано, - считает 35-летний улан-удэнец Максим. - Непонятно, то ли ты машину свою страхуешь, то ли себя. По идее, если я машину застраховал, на ней уже любой может ездить. А тут и машину, и себя... Непонятно.

Страхование автогражданской ответственности, за которым в народе уже прочно закрепилось наименование , должно стать источником выплат тем, кто попал в ДТП не по своей вине. Очень часто получить деньги с водителя-виновника крайне сложно - пострадавшим приходится тратить огромное количество времени и энергии на суды, причем гарантии того, что компенсация все же будет получена, практически нет. призвана решить эту проблему: деньги выплатит страховая компания, где было застраховано транспортное средство. Страхуется в данном случае не сама машина, а тот ущерб, который может нанести ее хозяин.

Компенсировать ущерб страховые компании будут и в тех случаях, если водитель сбил пешехода или пострадало здоровье пассажиров транспортного средства. Размер выплат будет определен в каждом конкретном случае, максимум - 400 тысяч рублей.

Начиная с 2004 года компенсации планируется выплачивать всем пострадавшим, даже если водитель-виновник и не был застрахован. Для этого Российским союзом автостраховщиков создается специальный фонд.

Виноваты депутаты?

В мире практика такого страхования - обычное дело, оно принято в большинстве цивилизованных государств. Действуют его правила во всех странах Европы, Прибалтике, а также в Украине и Белоруссии. Но жители Бурятии в общей массе новшество не одобрили. По данным на первое января, только 35, максимум 40 процентов городских автовладельцев застраховали свои транспортные средства. Андрей Степанов, исполняющий обязанности начальника ГИБДД, винит в этом... , которые в своих предвыборных речах убеждали народ в том, что скоро отменят.

Такая точка зрения не лишена основания. Депутатские обещания действительно привлекли внимание некоторых городских автомобилистов. Правда, верить им они не склонны.

- Выступал тут один перед Новым годом, - говорит Владимир Михайлович, 60-летний военный пенсионер, владелец красных . - Говорит, . Ну, конечно, он не будет. Он депутат, у него неприкосновенность. А нам как быть?

Свою машину Владимир Михайлович собирается застраховать в ближайшее время. Хотя мнение о том, что закон , поддерживает на сто процентов. Согласились с этим все 10 опрошенных водителей. Именно неподъемность тарифа они называют в качестве основной причины того, что еще не застраховали свой автомобиль.

- У меня машина 85-го года выпуска, - говорит Александр, 38 лет, слесарь, хозяин серо-голубых . - Я ее купил с рук, копил деньги. Для меня 2000 - большая сумма, у меня ребенок недавно родился, каждая копейка на счету. И машина нужна, и ездить теперь страшно...

Тарифы действительно завышены, это признают и страховщики, и сотрудники ГАИ. Вопрос об их пересмотре Россия обещает решить еще с лета (с 1 июля тем, у кого нет страховки, отказывают в техосмотре и регистрации). Но пока никаких изменений не предвидится, рассказал Андрей Степанов. Тарифы, коэффициенты и условия установлены централизованно и одинаковы по всей России и для всех страховых компаний.

Впрочем, некоторые водители и рады бы застраховать машину, и сумма необходимая у них на руках есть, но страховщики сами не могут им помочь.

- Я пытался застраховаться еще в декабре, - утверждает 35-летний Максим, хозяин белой , - приехал в страховую компанию, а они мне говорят: мы инвалидные машины не знаем, как страховать, по ним нет ни указов, ни приказов... Никаких коэффициентов нет. И не застраховали. Сейчас поеду снова. Может, в другой компании знают, как быть. Не знают - не буду страховать...

Принимая такое решение, водители рискуют навлечь на себя гораздо большие траты. Правда, Андрей Степанов торжественно пообещал, что специальной кампании по отлову не имеющих страхового полиса водителей в Улан-Удэ не будет. Но если инспектор ГИБДД остановит водителя за любое нарушение дорожного движения, вместе со всеми документами он должен обязательно проверить и наличие страховки. Если ее нет - будет составлен отдельный протокол, согласно которому водителя ждет штраф.

10 штрафов и 15 суток

Размеры его колеблются в зависимости от того, насколько серьезны проблемы страховки. Если водителю удастся доказать, что он просто забыл полис дома - штраф составит 0,5 минимального размера оплаты труда, то есть 50 рублей. Кстати, наклейка на лобовое стекло, которую выдают вместе с полисом, доказательством того, что он есть, не является и от ответственности не освобождает.

Если полис на руках, но в него не вписано имя сидящего за рулем человека - штраф равен 3 МРОТ, то есть 300 рублям. Если же машина вообще не застрахована, хозяину придется уплатить от 5 до 8 МРОТ, то есть 500-800 рублей.

Более того, если водителя без полиса в тот же день снова остановит инспектор, наличие на руках протокола не спасет его от появления еще одного!

- Десять раз в день остановят - десять протоколов составят. Десять штрафов придется заплатить, - автовладельцев Степанов.

То, что в законе не все ладно, признает и инспекция безопасности движения. К примеру, просто заплатить штраф - мало. Надо еще уведомить об этом наложивший его орган, то есть суд либо ГИБДД, и приложить к уведомлению квитанции об оплате. Если этого не сделать в течение 30 дней, будет считаться, что штраф не платили вовсе. Такого водителя либо оштрафуют снова, причем к сумме добавят еще 2 минимальных размера оплаты труда, или арестуют на 15 суток...

Мера эта преследует благую цель - увеличить ставшую очень низкой собираемость штрафов. Но как именно она будет работать, куда посылать квитанции и кто будет вести их учет, пока не представляет себе даже исполняющий обязанности начальника ГИБДД.

Осложняет внедрение и то, что страховые компании не идут на контакт с госавтоинспекцией. Из 15 работающих в Бурятии компаний регулярно появляются в ГИБДД только 5, рассказал Степанов.

- Остальные появились, поинтересовались и пропали, - говорит он. - Почему эти остались? Наверное, они более дальновидные. Понимают, что на будущий год без нас им негде будет взять таблицы нарушителей - а это влияет на стоимость страховки...

Так или иначе вступила в законную силу. Водителям ничего не остается, как принять ее в качестве неизбежного зла со всеми сложностями и неудобствами. Как будет функционировать очередной , покажет время.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях