Общество
2234

Золотые отходы Закамны

Впервые за много лет с мертвой точки сдвинулось решение судьбы отходов Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Только на этот раз за проблему готовы взяться не японцы, а наши промышленники



После развала в начале девяностых годов крупнейшего горно-обогатительного комбината Бурятии закаменские районные власти столкнулись с целым рядом как социальных, так и экологических проблем. Местным жителям достались в наследство от советских времен огромные массы отходов (внешне - обычный песок) Джидинского вольфрамо-молибденового комбината (ДВМК), которые стали угрожать здоровью и жизни населения. Все обращения в правительства Бурятии и России не приносили результата. На устранение последствий работы ДМВК требуются эффективная технология и специальная федеральная программа, учитывающая многочисленные нюансы деятельности комбината. Недавно такой проект появился, - за его поддержку на уровне высшей российской власти взялся депутат Госдумы от Бурятии Василий Кузнецов. Но закаменцы тоже не сидят сложа руки и готовы своими силами взяться за освоение остатков былого могущества и ликвидацию экологического риска. Если такая программа будет принята, Закамна войдет не только в отечественную, но и в мировую историю как пример эффективного использования и устранения техногенных отходов.

По общераспространенному среди геологов мнению, во всем мире полезное количество добываемой горной массы составляет около 10 процентов. Все остальное - это отходы, в которых содержатся ценные химические элементы. В то же время они загрязняют окружающую среду. Ярким примером расточительного использования недр, по мнению ученых Геологического института СО РАН, явился ДВМК, который за свою почти шестидесятилетнюю историю оставил в черте Закаменска и прилегающей к комбинату местности более 40 млн. тонн отходов обогащения молибденовых и сульфидно-вольфрамовых руд. С каждым годом во время осадков они вымываются, попадают на территорию города и стекают в речку Модонкуль, которая, благодаря содержанию тяжелых металлов, признана самой грязной рекой Байкальского бассейна. По мнению кандидата геолого-минералогических наук Петра Ходановича, в приустьевой части долины Модонкуля происходят необратимые процессы, затронувшие воздух, почву и поверхностные воды. Содержание тяжелых металлов в наиболее распространенных продуктах питания (картофель, капуста), выращенных на загрязненной почве, превышает нормы в тысячи и десятки тысяч раз. А исследование волос жителей города Закаменска, содержащих эти же опасные элементы, доказывает, что существует отчетливая миграционная цепь: техногенные пески - воздух - почва - продукты питания - организм человека. Горожане, не сумевшие уехать в девяностых годах, давно свыклись со сложившейся ситуацией. По признанию Екатерины Николаевой, торгующей на местном рынке, закаменцы хотя и знают о неблагоприятных последствиях деятельности комбината, но сами ничего изменить не в состоянии и вынуждены ждать решения властей.

Вместе с тем отходы ДВМК можно использовать вторично для добычи из них золота, серебра, вольфрама, меди, свинца, цинка и других полезных металлов, а также как сырье для строительной индустрии. Первыми это поняли японцы, и, по свидетельству бывших работников ДВМК, в конце восьмидесятых - начале девяностых, когда предприятие было уже обречено, представители Страны восходящего солнца вышли с предложением на советское правительство. Они были готовы построить железную дорогу от станции Джида до города Закаменска, протяженностью почти 250 километров, в сложных горных условиях, а взамен потребовали отдать им в аренду закаменские пески на двадцать пять лет. Руководство страны, занятое в то время другими делами, всячески тянуло с решением вопроса, а потом отказало. Но проблема отходов осталась. Ее решение позволит улучшить не только экологическую, но и социально-экономическую ситуацию в Закаменске. На фоне массовой безработицы, с которой столкнулся район в середине девяностых годов, это было бы решением многих проблем и возрождением местной горно-перерабатывающей промышленности.

В 1997 году в районе было создано ООО , которое занялось добычей россыпного золота. По словам его директора Очира Жигжитова, в течение последующих лет оно с каждым годом увеличивало объемы производства и сегодня вошло в число лидеров золотодобывающей промышленности республики. При самом низком в Бурятии содержании золота в песках (300-500 мг/куб.м), характерном для Закаменского района, предприятие сумело достичь не только рентабельности в разработке россыпей, но и приобрести уникальную технику. Активно ведя собственную геологоразведку, старатели столкнулись с проблемой истощения сырьевой базы. Поэтому они были вынуждены осваивать новые объекты. В 1999 году предприятие приобрело в собственность отходы обогащения ДВМК и приступило к их изучению. Для промышленного освоения песков комбината потребовались новая технология и новейшее российское и зарубежное оборудование. Проектом предусмотрено строительство обогатительного модуля с мощностью 1,5 млн. тонн песка в год, что позволит обеспечить предприятие работой в течение пятнадцати-двадцати лет и значительно улучшить экологию города Закаменска.

Однако у проекта могут возникнуть сложности, связанные с несовершенством налогового и природоохранного законодательства. Кроме того, механическая ликвидация отходов - это одна сторона вопроса, а еще требуется государственная программа признания Закаменска зоной экологического бедствия. По словам заместителя главы районной администрации Бориса Базарова, закаменцы обратились к депутату Государственной думы от Бурятии Василию Кузнецову. Только для подготовки обоснования проекта программы требуется свыше миллиона рублей, но ни в одном бюджете, как федеральном, так и республиканском, они не обозначены. Парламентарий взялся курировать этот вопрос в Москве.

По мнению Кузнецова, проект по возрождению Закаменска необходимо включить в федеральную адресную инвестиционную программу. Это поможет не только населению, но и предприятиям района, которые готовы взяться за утилизацию отходов деятельности ДВМК

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях